ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 1997 года
Дело N 65-Г97-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 4 марта 1997 г. по
кассационным жалобам Л. и Д. на решение областного суда Еврейской
автономной области от 21 января 1997 г. дело по заявлениям Д. и Л.
о назначении выборов в органы местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., объяснения председателя Законодательного Собрания
народных депутатов ЕАО С.В. Вавилова и заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной Л.Л.,
полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
жительница п. Смидович Д. и житель г. Облучье Л. обратились в
суд с заявлениями о назначении даты выборов в органы местного
самоуправления п. Смидович и г. Облучье ЕАО в соответствии с
Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления", ссылаясь на то, что
в ЕАО нарушаются права граждан на осуществление местного
самоуправления, поскольку Законодательное Собрание народных
депутатов ЕАО не назначило дату выборов в органы местного
самоуправления в сроки, установленные ч. 1 ст. 58 Федерального
закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации".
После обращения заявителей в суд с указанными требованиями
Законодательное Собрание народных депутатов ЕАО решением N 1 от 16
января 1997 г. назначило выборы в представительные органы местного
самоуправления ЕАО (за исключением г. Биробиджана, где такие
выборы ранее были назначены на 27 апреля 1997 г.) на 26 октября
1997 г., в связи с чем Д. и Л. изменили свои требования и просили
суд перенести дату выборов в органы местного самоуправления п.
Смидович и г. Облучье на 27 апреля 1997 г., ссылаясь на то, что
Законодательное Собрание народных депутатов ЕАО не имело права
принимать решение о назначении даты выборов в органы местного
самоуправления ЕАО после введения в действие Закона "Об
обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления",
которым предусмотрен судебный порядок назначения даты этих
выборов, а также на то, что дата выборов в органы местного
самоуправления ЕАО назначена в сроки, явно несоразмерные с
необходимыми и достаточными для подготовки и проведения выборов
сроками.
Решением областного суда ЕАО от 21 января 1997 г. в
удовлетворении заявлений Д. и Л. было отказано.
В кассационных жалобах заявители просят отменить решение, как
вынесенное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда
подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 28 августа
1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" выборы в органы местного самоуправления должны были
быть проведены не позднее чем через шестнадцать месяцев со дня
вступления в силу этого Закона, то есть не позднее 1 марта 1997 г.
В соответствии со ст. 3 Закона ЕАО "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления и выборных
должностных лиц местного самоуправления в Еврейской автономной
области" выборы органов местного самоуправления должны были быть
назначены Законодательным Собранием народных депутатов ЕАО не
позднее чем за три месяца до дня выборов.
С учетом установленных Федеральным законом предельных сроков
проведения выборов в органы местного самоуправления
Законодательным Собранием народных депутатов ЕАО решение о
назначении даты проведения выборов в органы местного
самоуправления ЕАО должно было быть принято в 1996 г. с таким
расчетом, чтобы все меры по организационному обеспечению выборов
были выполнены до 1 марта 1997 г.
Это условие Законодательным Собранием народных депутатов ЕАО
выполнено не было, хотя необходимая правовая база для проведения
выборов в органы местного самоуправления ЕАО была создана
своевременно. В связи с этим вывод суда о том, что назначение даты
выборов в органы местного самоуправления ЕАО после 1 марта 1997 г.
произведено с соблюдением установленных законом сроков и не
нарушает права граждан на осуществление местного самоуправления в
ЕАО, правильным быть признан не может.
Установленный ст. 3 Закона ЕАО "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления и выборных
должностных лиц местного самоуправления в ЕАО" трехмесячный срок,
ранее которого выборы в органы местного самоуправления назначены
быть не могут, является единственным правовым обоснованием
отложения даты проведения выборов в органы местного самоуправления
в ЕАО. Вместе с тем суду при рассмотрении настоящего дела
следовало учитывать то, что установление этого срока в законе
субъекта Российской Федерации является одной из гарантий
качественной организационной подготовки выборов и их проведения и
должно рассматриваться в обычных условиях как предельно допустимый
срок отложения даты проведения выборов. Отступление от этого срока
может быть вызвано только исключительными обстоятельствами и в
разумных пределах, тем более что эти выборы проводятся с явным
нарушением сроков, установленных федеральным законодательством.
Назначение даты выборов в органы местного самоуправления ЕАО на
октябрь 1997 г. никакими исключительными обстоятельствами не
обусловлено, разумным и обоснованным быть признано не может, тем
более что выборы в органы местного самоуправления в одном из
субъектов местного самоуправления ЕАО - в г. Биробиджане уже
назначены на 27 апреля 1997 г.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и
рассмотреть требования заявителей об устранении нарушений их права
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в
соответствии с требованиями федерального законодательства и
нормативными актами Еврейской автономной области.
При рассмотрении дела в кассационном порядке председатель
Законодательного Собрания народных депутатов ЕАО ссылался на то,
что административно-территориальное устройство ЕАО при назначении
выборов в органы местного самоуправления ЕАО в январе 1997 г. и во
время рассмотрения настоящего дела в суде утверждено не было, в
связи с чем до принятия 26 февраля 1997 г. областного Закона "Об
административно-территориальном устройстве ЕАО" нельзя было точно
определить, в каких населенных пунктах области будут образованы
органы местного самоуправления и будут проводиться выборы в эти
органы.
Указанный довод при рассмотрении дела в суде первой инстанции
не приводился и при рассмотрении дела судом кассационной инстанции
учтен быть не может. Вместе с тем вопрос о том, в каких
административно-территориальных образованиях ЕАО могут быть
созданы органы местного самоуправления, имеет для данного дела
существенное значение, поскольку заявители обратились в суд с
требованиями о назначении даты выборов в конкретных населенных
пунктах, жителями которых они являются. В связи с этим при новом
рассмотрении дела суду следует выяснить, влияет ли изменение
административно-территориального устройства ЕАО в тот период
времени, когда выборы в органы местного самоуправления уже были
назначены Законодательным Собранием народных депутатов ЕАО и
должны были проводиться в соответствии с ранее принятыми законами
ЕАО, на сроки проведения этих выборов, и в зависимости от выводов
по этому вопросу решить, относится ли такое изменение
административно-территориального устройства к числу юридически
значимых для дела о назначении даты выборов в органы местного
самоуправления ЕАО обстоятельств.
На основании п. 2 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение областного суда Еврейской автономной области от 21
января 1997 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в
суд первой инстанции.
|