МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ от 04.03.97 N 3/1
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О НАЧАЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Разработка проекта Федерального закона Российской Федерации "О
начальном профессиональном образовании" является одним из этапов
работы по реализации Указа Президента Российской Федерации
Б.Н.Ельцина от 20 апреля 1996 г. N 569, которым поручается
разработка комплекса мер по реформированию системы начального
профессионального образования.
Существующая в настоящее время законодательная база не
отражает в достаточной мере проблемы функционирования и развития
начального профессионального образования, а также социальной
защиты обучающихся, педагогов и мастеров производственного
обучения.
Основу законопроекта составляют положения Концепции
реформирования начального профессионального образования,
одобренной коллегией Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации 25 декабря 1996 г.
В проекте закона предлагаются юридические нормы в области:
структуры, управления системой начального профессионального
образования;
государственных образовательных стандартов и профессиональных
образовательных программ начального профессионального образования;
прав и обязанностей субъектов учебной деятельности учреждений
начального профессионального образования;
экономики системы начального профессионального образования.
Обсудив представленный проект Федерального закона "О начальном
профессиональном образовании", коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию начальника Управления
начального профессионального образования Е.Я.Бутко по проекту
Федерального закона "О начальном профессиональном образовании".
2. Первому заместителю министра В.Д.Шадрикову создать рабочую
группу по доработке проекта Федерального закона "О начальном
профессиональном образовании".
3. Рабочей группе (В.Д.Шадриков) подготовить законопроект для
внесения в Правительство Российской Федерации в установленном
порядке до 1 апреля 1997 года.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
первого заместителя министра В.Д.Шадрикова.
Председатель коллегии В.Г.Кинелев
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
НАСУЩНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
1. Состояние и проблемы начального
профессионального образования
Начальное профессиональное образование обеспечивает права
граждан на общедоступность и бесплатность начального
профессионального образования, удовлетворение потребностей
населения в профессионально-образовательных услугах
соответствующего уровня с учетом состояния и тенденций развития
рынка труда.
В настоящее время в России действует 4166 учреждений
начального профессионального образования, в том числе 3466
профессиональных училищ и 700 профессиональных лицеев, с
контингентом обучающихся 1,7 млн. человек и числом работающих в
них около 200 тыс. человек (приложение 1).
Ежегодный объем подготовки квалифицированных рабочих кадров
составляет более 800 тыс. человек (приложение 2). Направление
выпускников профессиональных училищ по отраслям экономики
представлено в приложении 3.
Кроме того, в учреждениях начального профессионального
образования переобучаются безработные граждане и незанятое
население. Толь ко в 1995 году по направлениям служб занятости,
предпринимателей и индивидуальным договорам с гражданами
подготовлено и переподготовлено около 200 тыс. человек против 10
тыс. человек в 1990 году (приложение 4).
В ходе производственного обучения учащиеся ежегодно производят
продукции на сумму свыше 80 млрд. рублей, которая идет на нужды
образовательных учреждений, а также реализуется другим
потребителям.
Учебными хозяйствами сельских профессиональных училищ и
агролицеев, располагающими земельными угодьями (364 га),
производится около 300 тыс. тонн зерна, свыше 4,5 тыс. тонн мяса и
11 тыс. тонн молока, а также другой сельскохозяйственной
продукции.
Учреждения начального профессионального образования являются
объектами федеральной собственности за исключением двух субъектов
РФ (Республика Карелия и Московская область), финансирование
расходов образовательных учреждений в 73 субъектах Федерации
осуществляется из средств федерального бюджета, а в 16 - из
бюджетов субъектов РФ. Основным нормативным документом,
регулирующим деятельность образовательных учреждений, является
"Типовое положение об учреждении начального профессионального
образования", утвержденное в 1994 году Правительством РФ.
Начат переход на новое содержание профессионального
образования с целью реализации трех основных уровней подготовки
выпускников - общеотраслевой, общепрофессиональный и специальный.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 г. N 384 утвержден
новый Перечень профессий и специальностей начального
профессионального образования.
Перечень позволил произвести интеграцию узкопрофильных
профессий и сократить их число с 1200 до 257, что обеспечивает
выпускникам учреждений начального профессионального образования
получение профессий широкого профиля с различными специализациями.
К настоящему времени утверждены и введены в действие
государственные образовательные стандарты начального
профессионального образования на 100 профессий Перечня.
По каждому стандарту разрабатываются комплекты
учебно-методического обеспечения, включающие в себя учебные планы
и программы, учебную и методическую литературу, рекомендации и
тесты по контролю качества начального профессионального
образования.
В последние годы Минобразованием России совместно с
Минэкономики, Минфином, Минтрудом, ФСЗ России и другими
заинтересованными органами федеральной исполнительной власти, а
также органами исполнительной власти субъектов РФ принимались меры
по адаптации системы начального профессионального образования к
рыночной экономике.
2. Проблемы начального профессионального
образования
В связи с переходом экономики страны к рыночным отношениям,
приватизацией и акционированием предприятий, колхозов и совхозов
нарушились взаимоотношения между профессиональными училищами и
работодателями - заказчиками кадров. Они в отличие от прошлых лет
не вкладывают средств в развитие и укрепление учебно-материальной
базы училищ, не предоставляют рабочих мест учащимся для
прохождения производственной практики, а также для выпускников
училищ.
Объединения работодателей и профсоюзы не участвуют в решении
проблем начального профессионального образования.
Структура системы начального профессионального образования
сохраняет ведомственный характер, осуществляя подготовку рабочих
кадров и специалистов отраслевой направленности. При этом
абсолютное большинство училищ находится в федеральной
собственности и финансируется из федерального бюджета.
Сохраняется профессионально-квалификационная структура
подготовки, в которой преобладают профессии для производственной
сферы экономики (около 80% от общего объема).
Критическое положение сложилось с экономическим и
материальнотехническим обеспечением начального профессионального
образования.
Финансирование расходов учреждений начального
профессионального образования как из средств федерального бюджета,
так и бюджетов субъектов РФ, в последние три года осуществлялось
не в полном объеме.
Однако федеральный бюджет 1996 года по-прежнему учитывает
только около 40% потребности образовательных учреждений в
бюджетных ассигнованиях.
При этом и утвержденный бюджет ранее выполнялся лишь на 70 -
80%, а за 11 месяцев 1996 года - лишь на 61,1%.
Аналогичная ситуация складывается практически во всех 16
субъектах РФ, осуществляющих финансирование учреждений из своих
бюджетов.
Так, по итогам финансового 1995 года учреждения начального
профессионального образования в Ставропольском крае
профинансированы на 100% от утвержденного бюджета и на 30,6% от
потребности: в Самарской области соответственно на 63,3% и 49%; в
Республике Саха (Якутия) - на 70% и 40,8%; в Челябинской области
на 127,7% и 63,8%; в Волгоградской области - 108,6% и 46,8% и т.д.
В результате образовались большие задолженности по выплате
заработной платы, отпускных, стипендий, за питание учащихся и
коммунальные услуги, содержание и развитие учебно-материальной
базы, прочих расходов.
Более 1250 училищ (32,7%) требуют капитального ремонта и
реконструкции.
Из-за отсутствия финансовых средств не развивается
учебно-материальная база, не приобретаются оборудование и техника.
Училищами сельскохозяйственного профиля за последние три года
практически не приобретено ни одной единицы новых тракторов,
комбайнов и другой сельскохозяйственной техники.
За последние 8 лет средства на выпуск учебной книги
практически не выделялись. В то же время имеющийся фонд учебной
литературы изношен и пришел в негодность на 75 процентов.
Не разработан механизм льготного налогообложения учебных
заведений, а также предприятий, организаций, инвестирующих
средства в развитие профессионального образования.
Учреждения начального профессионального образования испытывают
особые трудности с финансированием расходов на питание, стипендии
и приобретение форменного обмундирования для обучающихся.
При формировании федерального бюджета на питание одного
обучающегося предусматривается 4,6 тыс. руб. в день при норме с
учетом физиологических потребностей - 12,0 тыс. рублей. При этом
средства на эти цели выделяются несвоевременно и в неполном объеме
от плана. За 11 месяцев 1996 года учреждения начального
профессионального образования профинансированы на 43,8% от плана.
Обучающиеся, находящиеся на полном государственном обеспечении
(70% от общего контингента), не имеют гособеспечения в полном
объеме, а стипендию получают в размере 40 рублей в месяц.
Задержки выплат платежей за коммунальные услуги приводят к
прогрессирующему росту задолженности образовательных учреждений, а
поступающие с задержкой средства уже не могут покрыть
задолженности.
При этом Минфином России не выполняется пункт 1 Указа
Президента РФ от 20.04.96 г. N 569 в части ежемесячного выделения
30 млрд. рублей на социальную поддержку учащихся (из расчета 23,5
тыс. рублей в месяц на одного человека), а также обеспечения
стабильного финансирования образовательных учреждений начального
профессионального образования.
Существующая нормативно-правовая база не обеспечивает
эффективного функционирования и защиты учреждений начального
профессионального образования.
Одной из главных является проблема сохранения действующей сети
профессиональных учебных заведений для обеспечения максимального
охвата этим уровнем образования выпускников общеобразовательных
школ.
При этом наблюдается тенденция незаконного закрытия,
ликвидации и использования не по назначению органами
исполнительной власти, предприятиями и организациями учреждений
начального профессионального образования, без согласования с
Минобразованием России.
Так, за период с 1991 по 1995 год в Российской Федерации было
самовольно ликвидировано 89 учреждений начального
профессионального образования (Республики Башкортостан, Коми,
Оренбургская, Смоленская области, гг. Москва и Санкт-Петербург и
другие территории). Предложения по ликвидации, передаче училищ
другим ведомствам продолжают поступать и до настоящего времени.
Без решения вышеперечисленных проблем невозможно обеспечить
качество подготовки рабочих и специалистов в соответствии с
требованиями стандарта начального профессионального образования.
Таким образом, система начального профессионального
образования нуждается в современном законодательном и
нормативно-правовом обеспечении, комплексной
структурно-содержательной перестройке, а также в финансировании в
соответствии с потребностями.
3. Основные направления развития начального
профессионального образования
В целях коренного улучшения положения, сложившегося в системе
начального профессионального образования, Президентом РФ издан
Указ от 20.04.96 г. N 569 "О мерах по улучшению социального
обеспечения лиц, обучающихся в образовательных учреждениях
начального профессионального образования,
индустриально-педагогических средних специальных учебных
заведениях, и реформированию системы начального профессионального
образования".
В соответствии с пунктом 2 названного указа министерством по
предложениям органов исполнительной власти субъектов РФ разработан
прогноз потребности в подготовке квалифицированных рабочих и
специалистов до 2000 г. (приложение 5).
Анализ прогноза показывает, что ежегодная подготовка
квалифицированных рабочих и специалистов в дневных учреждениях
начального профессионального образования в целом по России
составит в среднем 642 тыс. человек. т.е. примерно на уровне
базового 1995 года.
Прогноз потребности в подготовке по территориям России на 2000
г. в процентном отношении к 1995 г. варьируется от 59,5% в
Кировской области до 250% в Республике Ингушетия.
При этом в 2000 году 10 субъектов РФ предполагают сохранить
объемы подготовки на уровне 1995 г., 59 - уменьшить, а 20 -
увеличить.
Приведенный анализ характеризует значительные различия в
уровне социально-экономического состояния регионов, а
следовательно, разные стартовые условия для реформирования
начального профессионального образования.
Регионы, прогнозирующие снижение объемов подготовки,
обосновывают это недостаточным, несвоевременным и из года в год
ухудшающимся финансированием профессиональных училищ.
Сформированной Минобразованием России по решению Правительства
РФ (от 09.07.96 г. N ВК-П8-23656) межведомственной комиссией
определены направления развития начального профессионального
образования.
На их основе для выработки конкретных путей реформирования и
развития начального профессионального образования в современных
условиях министерством с участием органов управления образованием
(профессиональным образованием) субъектов РФ, представителей
федеральных органов исполнительной власти, научных и
образовательных учреждений разработан проект Концепции начального
профессионального образования.
Проект обсужден на Всероссийской научно-практической
конференции 26 - 27 ноября 1996 года.
Исходя из проекта концепции предусматриваются следующие
направления реформирования начального профессионального
образования:
1. Структурная реформа.
2. Изменения профессионально-квалификационной структуры
подготовки.
3. Реформа содержания начального профессионального
образования.
4. Кадровое обеспечение.
5. Собственность и финансирование.
6. Управление начальным профессиональным образованием.
7. Социальная защита обучающихся.
Наряду с разработанным проектом концепции в Правительство
России направлен пакет документов по реформированию начального
профессионального образования, в который вошли:
- перечень планируемых к разработке нормативно-правовых актов;
- проект Указа Президента РФ "О льготном налогообложении
учреждений начального профессионального образования";
- проект постановления Правительства РФ "О комплексе мер по
реформированию начального профессионального образования";
- проект Типового положения об учреждении начального
профессионального образования (с дополнениями и изменениями);
- проект постановления Правительства РФ о передаче
собственности и финансирования с федерального уровня на уровень
четырех субъектов РФ.
Завершается разработка проекта Федерального закона "О
начальном профессиональном образовании".
Начальник Управления учебных
заведений начального
профессионального образования Е.Я.Бутко
|