ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 1997 г. No. 5226/96
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда
Красноярского края от 03.01.96 по делу No. 1-954 и постановление
Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от
18.04.96 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Управление Красноярской железной дороги обратилось в
Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о рассмотрении
возникших разногласий с акционерным обществом открытого типа
"В-Сибпромтранс" при заключении договора на эксплуатацию
железнодорожного подъездного пути.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.01.96
преддоговорный спор разрешен по существу.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановлением от 18.04.96 отменил указанное решение и прекратил
производство по делу.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается постановление Федерального
арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.04.96 по делу
No. 1-954 отменить, решение Арбитражного суда Красноярского края
от 03.01.96 по тому же делу оставить без изменений.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отменил
решение Арбитражного суда Красноярского края и прекратил
производство по делу, мотивируя отмену тем, что обязанность
заключения договоров с предприятиями на эксплуатацию подъездных
путей лежит на железной дороге, и в соответствии со статьей 445
Гражданского кодекса Российской Федерации разногласия по этим
договорам могут передаваться на рассмотрение арбитражного суда
только другой стороной, в данном случае АООТ "В-Сибпромтранс".
Между тем согласно статье 87 Устава железных дорог
взаимоотношения железной дороги с предприятиями, организациями и
учреждениями, имеющими железнодорожные подъездные пути,
регулируются договором на эксплуатацию подъездного пути, и, таким
образом, обязанность заключения этих договоров лежит и на железной
дороге, и на ветвевладельце.
Порядок заключения договоров на эксплуатацию подъездных путей
предусмотрен параграфом 11 раздела 12 правил перевозок грузов, в
соответствии с которым оставшиеся неурегулированными разногласия
по условиям договоров оформляются сторонами протоколом и
передаются на рассмотрение арбитража железной дорогой.
Этот порядок не противоречит пункту 1 статьи 445 Гражданского
кодекса Российской Федерации.
Поэтому постановление кассационной инстанции об отмене решения
арбитражного суда и прекращении производства по делу является
необоснованным.
Что же касается оспариваемого железной дорогой решения
Арбитражного суда Красноярского края по абзацам 1 и 2 параграфа 3
договора о месте приемо-сдаточных операций, то оно соответствует
акту от 31.01.94, составленному отделением дороги, станцией
Минусинск и ветвевладельцем, и заключению Красноярского краевого
отделения Российской транспортной инспекции от 22.06.95
No. 614/11, и оснований для его изменения не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
постановление Федерального арбитражного суда Восточно -
Сибирского округа от 18.04.96 по делу No. 1-954 отменить. Решение
Арбитражного суда Красноярского края от 03.01.96 по тому же делу
оставить без изменений.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ
|