ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 1997 года
Дело No. 42-Г97-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Еременко Т.И.,
Пирожкова В.Н.
рассмотрела в судебном заседании от 3 марта 1997 г. дело по
жалобе Мацакова П.Н., Михайлова В.С., Дайдучинова А.Э. о нарушении
их конституционных прав избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления в Целинном районе Республики Калмыкия и
назначении судом даты проведения выборов в местное самоуправление
в Целинном районе по кассационной жалобе Мацакова П.Н., Михайлова
В.С., Дайдучинова А.Э. на решение Верховного Суда Республики
Калмыкия от 21 января 1997 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.Н.,
заключение прокурора Гермашевой М.М., полагавшей решение отменить,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
установила:
Мацаков П.Н., Дайдучинов А.Э. и Михайлов В.С. обратились в
Верховный Суд Республики Калмыкия с жалобой о нарушении их
конституционных прав избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления в Целинном районе и назначении судом даты
проведения выборов в органы местного самоуправления этого района.
В обоснование своих доводов заявители сослались на то, что в
нарушение Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" в Целинном районе
до 8 января 1997 г. не назначены выборы в органы местного
самоуправления, а вместо них предполагается провести сходы
граждан, что противоречит принципам участия граждан в выборах на
основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании. Полагали, что согласно Федеральному закону "Об
обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" дату
выборов должен назначить суд по их жалобе. Кроме того, за счет
другой стороны просили возместить транспортные расходы по явке в
суд и расходы по госпошлине.
В судебном заседании заявители поддержали свои требования.
Представители органа местного самоуправления в Целинном районе
и Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия не согласились
с указанными требованиями, ссылаясь на то, что выборы в местное
самоуправление в Целинном районе проведены в соответствии с
законами Республики Калмыкия на собраниях (сходах) граждан.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 января 1997
г. в удовлетворении жалобы Мацакова, Дайдучинова и Михайлова о
нарушении их конституционных прав избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления в Целинном районе и назначении
судом даты проведения выборов в местное самоуправление в Целинном
районе отказано.
В кассационной жалобе Мацаков, Дайдучинов и Михайлов,
оспаривая решение суда, ссылаются на то, что суд неправильно
применил нормы Федеральных законов "Об общих принципах организации
местного самоуправления" и "Об обеспечении конституционных прав
граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления".
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ,
проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
считает, что решение Верховного Суда Республики Калмыкия подлежит
отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, заявители обратились в
суд с жалобой о нарушении их конституционных прав избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления и назначении судом
даты проведения выборов в органы местного самоуправления в
Целинном районе, поскольку до их обращения в суд выборы в органы
местного самоуправления в районе проведены не были и вместо них
предполагается образовать органы местного самоуправления на
собраниях (сходах) граждан. По их мнению, такой порядок
образования органов местного самоуправления не соответствует
принципам участия граждан в выборах на основе всеобщего равного и
прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с графиком проведения сходов, собраний
(конференций) граждан в селах и поселках Целинного района по
избранию органов местного самоуправления образование этих органов
было назначено на период с 9 по 15 января 1997 г. (л.д. 9). Как
указывали заявители, обращаясь в суд с жалобой, выборы в органы
местного самоуправления по Целинному району проведены не были,
поэтому они, ссылаясь на Закон "Об обеспечении конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления", просили суд назначить дату
выборов. Ко времени рассмотрения жалобы в суде органы местного
самоуправления в районе уже были сформированы. Однако в судебном
заседании Мацаков, Дайдучинов и Михайлов продолжали настаивать на
своих требованиях о назначении даты проведения выборов в органы
местного самоуправления.
При таком положении суду следовало уточнить действительные
требования заявителей, имея в виду, что в связи с состоявшимися
выборами в органы местного самоуправления ими могли быть заявлены
требования о признании их недействительными по основаниям,
указанным в жалобе.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении
Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. "О подготовке
гражданских дел к судебному разбирательству", уточнение заявленных
требований, обстоятельств, обосновывающих их, а также иных
обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, является
обязанностью суда.
При проверке обстоятельств, связанных с законностью выборов,
проведенных в Целинном районе, суду следует иметь в виду, что
право гражданина избирать и быть избранным, в том числе и в органы
местного самоуправления, принадлежит к основным правам и свободам
и в качестве такового признается и гарантируется в Российской
Федерации (ст. 32 Конституции РФ). Регулирование прав и свобод
человека и гражданина Конституцией РФ отнесено к ведению
Российской Федерации (ст. 71 п. "в"). В соответствии с Федеральным
законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. гражданин Российской
Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и
прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 3).
Согласно п. п. 10 и 11 ст. 4 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" от 28 августа 1995 г. к полномочиям органов
государственной власти Российской Федерации в области местного
самоуправления относятся регулирование и защита прав граждан на
осуществление местного самоуправления и установление федеральных
гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии с этим же Законом выборы депутатов, членов иных
выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц
местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при тайном голосовании при
обеспечении установленных законом избирательных прав граждан (п. 1
ст. 23, ст. ст. 15, 16). Поскольку регулирование прав гражданина
избирать и быть избранным отнесено к ведению Российской Федерации
и закреплено в указанных выше Федеральных законах, то законы и
иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).
Таким образом, с точки зрения Конституции РФ и федеральных
законов выводы суда о том, что выборы в местные органы
самоуправления в Целинном районе, проведенные на основе
законодательства республики и с соблюдением принципа участия
граждан в выборах на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании, являются ошибочными.
Как видно из материалов дела, выборы органов местного
самоуправления в районе проводились на сходах граждан. Согласно
Положению о собраниях (сходах) граждан в Республике Калмыкия,
утвержденному постановлением Народного Хурала (Парламента)
Республики Калмыкия 5 ноября 1996 г., принятие решения на собрании
(сходе) граждан осуществляется открытым голосованием (ст. 15) и
собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем не
менее 25% жителей муниципального образования, обладающих активным
избирательным правом (ст. 6). Безусловно, при проведении выборов в
органы местного самоуправления на сходах граждан с соблюдением
указанных требований нарушается право граждан на участие в выборах
на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании. Это право в соответствии со ст. 55 Конституции
РФ может быть ограничено только федеральным законом и в случаях,
прямо предусмотренных в этой статье. В установленном законом
порядке право граждан избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления не ограничивалось.
Из материалов дела не видно и судом не проверялись
обстоятельства того, каким образом проводились выборы в органы
местного самоуправления в Целинном районе и соблюдены ли были при
этом права граждан. Заявители в жалобе ссылались на нарушение их
избирательного права.
Указание суда на то, что в силу ст. 130 Конституции РФ
возможно формирование органов местного самоуправления, в
частности, на сходах граждан, также является ошибочным, поскольку
указанная норма определяет систему форм осуществления гражданами
местного самоуправления и, в частности, участия граждан в создании
местного самоуправления через выборы. Основные принципы участия
граждан в выборах содержатся в указанных выше Федеральных законах.
При таких обстоятельствах, когда судом неправильно применены
нормы материального права и нарушены нормы процессуального права,
решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит
отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда РФ
определила:
решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 января 1997
г. отменить и дело направить на новое рассмотрение в этот же суд.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Судьи
Т.И.ЕРЕМЕНКО
В.Н.ПИРОЖКОВ
|