ОБЗОР
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА ВТОРОЙ КВАРТАЛ 1996 ГОДА
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Вопросы судебной практики
Вопрос: Вправе ли субъекты Российской Федерации в своих
нормативных актах устанавливать иную (более позднюю) дату
повышения тарифных ставок (окладов) работников организаций
бюджетной сферы, финансируемых из бюджета соответствующих
субъектов, по сравнению с датой, установленной для работников
бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, а
также уменьшать размеры этих ставок, но не ниже пределов
минимального размера оплаты труда?
Ответ: В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции
Российской Федерации вопросы законодательства о труде отнесены к
совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации. В соответствии со ст. 76 Конституции Российской
Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные
законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации.
В настоящее время, в соответствии со ст. 37 Конституции
Российской Федерации и со ст. 78 КЗоТ РФ, по этим вопросам
действует только минимальный размер оплаты труда, установленный
федеральным законом. Вопросы организации оплаты труда учреждений и
организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, не нашли
отражения в действующем законодательстве, как на федеральном, так
и региональном уровнях.
В связи с этим постановления Правительства Российской
Федерации от 27 февраля 1995 г. N 189 и от 24 августа 1995 г. N
823 в правовом отношении являются обязательными только в отношении
организаций, финансируемых из федерального бюджета. Для учреждений
и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления, указанные постановления не
являются обязательными, а носят лишь рекомендательный характер.
Конкретные сроки и размеры повышения ставок и окладов
работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления,
определяются субъектами Российской Федерации и органами местного
самоуправления самостоятельно, исходя из имеющихся финансовых
возможностей.
(Ответ Министерства труда
Российской Федерации
N 407-пр от 11 июля 1996 г.
на запрос Верховного Суда РФ)
Вопрос: Правомерно ли направление в командировки гражданского
персонала воинских частей в районы боевых действий без согласия
этого персонала и законно ли привлечение их к дисциплинарной
ответственности за отказ от выезда в командировку?
Ответ: В действующем трудовом законодательстве отсутствуют
нормы, обязывающие администрацию организации получить согласие
работника на командировку в районы вооруженных конфликтов и
допускающие отказ работника от такой командировки.
Вместе с тем в ст. 37 Конституции Российской Федерации
закреплено право граждан Российской Федерации на свободу труда и
право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а в
п. "г" ст. 4 Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда установлено, что каждый работник имеет право на отказ от
работы без каких-либо необоснованных последствий для него в случае
непосредственной опасности для его жизни и здоровья. В то же время
16 мая 1996 г. принят Указ Президента Российской Федерации N 723,
устанавливающий, что военнослужащие срочной службы по призыву
направляются для выполнения задач в условиях вооруженных
конфликтов и для участия в боевых действиях исключительно на
добровольной основе (по контракту).
Исходя из изложенного и учитывая, что на гражданский персонал
воинских частей распространяется трудовое законодательство, по
мнению Министерства труда Российской Федерации, отказ работника от
командировки для обслуживания соответствующих воинских
подразделений в районы вооруженного конфликта, где существует
непосредственная опасность его жизни и здоровью, правомерен и
командование воинских частей не вправе привлекать их к
дисциплинарной ответственности.
(Письмо Министерства труда Российской Федерации от 11 июля
1996 г. N 1558-их на запрос Федерации независимых профсоюзов
России)
|