ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПРИКАЗ
от 25 февраля 1997 г. N 24
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ И ВЗРЫВООПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
На основании Положения о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95
N 1113 приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие Положение о функциональной
подсистеме по контролю за химически опасными и взрывоопасными
объектами единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Заместителям начальника Госгортехнадзора России, членам
коллегии, начальникам управлений и отделов Госгортехнадзора
России, руководителям округов, инспекций, всем работникам системы
Госгортехнадзора России принять к руководству и исполнению
Положение о функциональной подсистеме по контролю за химически
опасными и взрывоопасными объектами единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Начальникам округов и приравненных к ним в правах инспекций
Госгортехнадзора России обеспечить координацию действий и
взаимодействие с соответствующими региональными, территориальными
и местными органами, входящими в систему РСЧС.
4. Признать утратившим силу Приказ Госгортехнадзора России от
06.10.93 N 137 "Об утверждении Положения о функциональной
подсистеме наблюдения и контроля за состоянием потенциально
опасных и промышленных объектов РСЧС".
Начальник
Госгортехнадзора России
М.П.ВАСИЛЬЧУК
Утверждено
Приказом Госгортехнадзора России
от 25 февраля 1997 г. N 24
Срок ввода в действие -
с 25 февраля 1997 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ И ВЗРЫВООПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
РД 03-133-97
Разработано и внесено техническим управлением.
1. В соответствии с Положением о Федеральном горном и
промышленном надзоре России (пункт 5), утвержденным Указом
Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234, и с Положением
о единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (пункт 6), утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113,
Госгортехнадзор России входит в состав единой государственной
системы предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в
качестве самостоятельной функциональной подсистемы РСЧС по
контролю за химически опасными и взрывоопасными промышленными
объектами, действующей на федеральном, региональном,
территориальном местном и объектовом уровнях.
В соответствии с Федеральным планом действий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным решением
Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций от 29 ноября 1996 г. (протокол N 6). В
функции, решаемые Госгортехнадзором России, в целях предупреждения
чрезвычайных ситуаций входит ведение наблюдения и контроля и
оценка состояния безопасности поднадзорных потенциально опасных
объектов и составляющих узлов, а также запрещение потенциально
опасной деятельности при возникновении угрозы объекту,
составляющим узлам, прилегающим территориям и населению.
Госгортехнадзор России организует и осуществляет мероприятия
по ликвидации чрезвычайных ситуаций на поднадзорных объектах и
информирует МЧС России о ходе их проведения.
2. Государственный надзор за обеспечением безопасности на
подконтрольных потенциально опасных объектах осуществляется
Госгортехнадзором России через образуемые им округа
госгортехнадзора и приравненные к ним в правах инспекции <*>,
относящиеся к региональному и территориальному уровню РСЧС; через
образуемые округами и подчиненные им инспекции, относящиеся к
местному и объектовому уровню РСЧС, через инспекторский состав
госгортехнадзора, который относится к категории сил и средств
функциональной подсистемы РСЧС по контролю за химически опасными и
взрывоопасными объектами.
--------------------------------
<*> Далее - по тексту округа.
Госгортехнадзор России вместе с образованными им округами,
инспекциями и инспекторами составляет единую функциональную
подсистему РСЧС.
В центральном аппарате Госгортехнадзора России образуется
Комиссия по чрезвычайным ситуациям Госгортехнадзора России,
являющаяся координирующим органом в области предупреждения
чрезвычайных ситуаций техногенного характера на подконтрольных
предприятиях и объектах.
СХЕМА
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ И ВЗРЫВООПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
-------------------------¬ -----------------¬
(федеральный ¦ Федеральный горный и ¦ ¦ Комиссия по ¦
уровень) ¦ промышленный надзор ¦ ¦ чрезвычайным ¦
¦ России +-+ ситуациям ¦
¦(Госгортехнадзор России)¦ ¦Госгортехнадзора¦
¦ ¦ ¦ России ¦
L------------T------------ L-----------------
¦
-------------+-----------¬
(региональный и ¦Округа госгортехнадзора ¦
территориальный ¦и приравненные в правах ¦
уровень) ¦ к округам инспекции ¦
L------------T------------
¦
-------------+-----------¬
(местный и ¦Инспекции госгортехнад- ¦
объектовый уровень) ¦зора ¦
L------------T------------
¦
-------------+-----------¬
(силы и средства ¦Инспектора госгортехнад-¦
функциональной ¦зора ¦
подсистемы) L-------------------------
3. Деятельность Госгортехнадзора России как функциональной
подсистемы РСЧС определяется Положением о единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
осуществляется в пределах задач, функций и прав, предусмотренных
Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России,
Положением об округе Федерального горного и промышленного надзора
России (Госгортехнадзора России) и Типовым положением об инспекции
в составе округа Госгортехнадзора России, Типовым положением о
государственном инспекторе (главном государственном инспекторе)
Федерального горного и промышленного надзора России, а также
данным Положением <*>.
--------------------------------
<*> Данное Положение вводится взамен Положения о
функциональной подсистеме наблюдения и контроля за состоянием
потенциально опасных промышленных объектов РСЧС (РД 03-30-93).
Все задачи, функции и права органов и инспекторов
госгортехнадзора, связанные с обеспечением эффективного надзора и
контроля за технической безопасностью подконтрольных потенциально
опасных объектов и предусмотренные вышеуказанными документами и
Перечнем прав должностных лиц системы Госгортехнадзора России,
утвержденным Председателем Госгортехнадзора России в апреле 1993
г., являются одновременно задачами, функциями и правами их как
органов управления и звеньев функциональной подсистемы по контролю
за химически опасными и взрывоопасными объектами.
4. Федеральный горный и промышленный надзор России
(Госгортехнадзор России), как руководящий орган функциональной
подсистемы по контролю за химически опасными и взрывоопасными
объектами, относится к федеральному уровню РСЧС (структурная схема
системы Федерального горного и промышленного надзора России
приведена в Приложении 1) и выполняет следующие функции:
организация и осуществление государственного регулирования,
надзора и контроля за соблюдением федеральными органами
исполнительной власти, предприятиями, объединениями и
организациями, независимо от их организационно - правовых форм,
должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению
работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации
оборудования с целью предотвращения аварий и катастроф
техногенного характера на территории Российской Федерации;
обеспечение своевременного реагирования на аварии и инциденты
технического характера соответствующих служб центрального аппарата
Госгортехнадзора России;
анализ информации об авариях на подконтрольных предприятиях и
объектах по оперативным данным;
оценка состояния промышленной безопасности на подконтрольных
предприятиях и объектах, в отраслях промышленности, на территориях
и в регионах, прогноз вероятности возникновения техногенных аварий
и катастроф;
организация и руководство надзорной и контрольной работой,
профилактическими акциями подчиненных ему округов и инспекций,
направленными на обеспечение безопасной эксплуатации потенциально
опасных объектов;
организация технического расследования аварий и катастроф
техногенного характера, непосредственное участие в расследованиях
аварий с тяжелыми последствиями, разработка профилактических мер.
5. Координация деятельности Госгортехнадзора России и МЧС
России осуществляется в следующих направлениях:
проведение совместных обследований состояния безопасности на
промышленных объектах и их готовности к предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций с рассмотрением результатов их
работы на заседаниях Межведомственной комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, Комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, Комиссии по чрезвычайным
ситуациям Госгортехнадзора России, научно - технического совета и
др.;
обмен информацией о причинах аварийности в промышленности и
осуществляемых мерах по обеспечению безаварийной и устойчивой
работы предприятий;
совместное обсуждение проблемных вопросов предупреждения
крупных промышленных аварий;
подготовка и реализация программ повышения уровня безопасности
промышленных объектов и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
проведение совместных семинаров, конференций и т.п.;
совместное расследование причин возникновения чрезвычайных
ситуаций, обусловленных крупными промышленными авариями в отраслях
промышленности, и выработку мер по их предотвращению;
осуществление согласованных мер по совершенствованию процедуры
декларирования безопасности промышленных объектов.
6. Округ госгортехнадзора, будучи юридическим лицом, в
соответствии с Положением об округе Федерального горного и
промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) (пункт 4)
является региональной (территориальной) структурой функциональной
подсистемы по контролю за химически опасными и взрывоопасными
объектами и выполняет следующие функции:
организация и осуществление государственного надзора и
контроля за соблюдением территориальными органами исполнительной
власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо
от их организационно - правовых форм, должностными лицами и
гражданами требований по безопасному ведению работ в
промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования
с целью предотвращения аварий и катастроф техногенного характера
на подконтрольных предприятиях и объектах;
организация и выполнение проводимых в рамках функциональной
подсистемы по указанию Госгортехнадзора России или самостоятельно
разработанных мероприятий по повышению противоаварийной
устойчивости подконтрольных потенциально опасных объектов;
получение от подчиненных ему инспекций, подконтрольных
предприятий и объектов и передача соответствующему отраслевому
управлению (отделу) Госгортехнадзора России или непосредственно
органу повседневного управления функциональной подсистемы -
Комиссии по чрезвычайным ситуациям Госгортехнадзора России
оперативной информации об авариях на производстве;
анализ статистических и других данных, характеризующих
состояние безопасности подконтрольных потенциально опасных
объектов;
оценка состояния промышленной безопасности и противоаварийной
устойчивости подконтрольных потенциально опасных объектов, прогноз
вероятности возникновения аварий и катастроф техногенного
характера;
организация и руководство надзорной, контрольной и
профилактической работой, которые проводятся подчиненными ему
инспекциями и инспекторами госгортехнадзора с целью обеспечения
безопасности потенциально опасных объектов;
организация и осуществление технического расследования аварий
и катастроф техногенного характера, разработка мер по профилактике
аварийности и контроль за их реализацией;
координация своей деятельности с региональными центрами по
делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных
бедствий МЧС России (приложение 2) <*>, с территориальными
подсистемами РСЧС, территориальными органами других функциональных
подсистем РСЧС, с комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с
администрацией подконтрольных потенциально опасных предприятий и
объектов, общественными организациями, включая представление и
получение информации о состоянии безопасности подконтрольных
потенциально опасных объектов (режим обмена информацией
устанавливается по договоренности).
--------------------------------
<*> Не приводится.
7. Инспекция, образованная округом госгортехнадзора, в
соответствии с типовым положением об инспекции в составе округа
Госгортехнадзора России (пункт 4) является местной (объектовой)
структурой функциональной подсистемы РСЧС по контролю за химически
опасными и взрывоопасными объектами и выполняет следующие функции:
организация и осуществление государственного надзора и
контроля за соблюдением местными органами исполнительной власти,
предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их
организационно - правовых форм, должностными лицами и гражданами
требований по безопасному ведению работ в промышленности,
устройству и безопасной эксплуатации оборудования с целью
предотвращения аварий и катастроф техногенного характера на
подведомственной ей территории;
организация и выполнение проводимых в рамках функциональной
подсистемы по указанию Госгортехнадзора России, округа
госгортехнадзора или разработанных самостоятельно мероприятий по
повышению противоаварийной устойчивости подконтрольных
потенциально опасных объектов;
получение от инспекторов госгортехнадзора, подконтрольных
предприятий и объектов и передача округу госгортехнадзора
оперативной информации об авариях, катастрофах и чрезвычайных
ситуациях на производстве;
анализ статистических и других данных, характеризующих
состояние безопасности подконтрольных потенциально опасных
объектов;
оценка состояния промышленной безопасности и противоаварийной
устойчивости подконтрольных предприятий и объектов, прогноз
вероятности возникновения аварий и катастроф техногенного
характера;
организация и руководство надзорной, контрольной и
профилактической работой, которая проводится инспекторами
госгортехнадзора с целью обеспечения безопасности потенциально
опасных объектов;
участие в расследовании аварий и инцидентов технического
характера, контроль за реализацией профилактических мер по
результатам расследования;
координация своей деятельности с комиссиями по чрезвычайным
ситуациям органов местного самоуправления и организаций, с
местными органами других функциональных подсистем РСЧС, с
администрацией потенциально опасных предприятий и объектов,
общественными организациями, включающая представление и получение
информации о состоянии безопасности подконтрольных потенциально
опасных объектов (режим обмена информацией определяется по
договоренности).
8. В случае несовпадения границ территорий, на которых
осуществляется надзорная деятельность округа (перечень
региональных органов Госгортехнадзора России приведен в приложении
3) <*>, или инспекции, образованной округом, с границами
территории, на которой образована и действует соответственно
территориальная и местная комиссия по чрезвычайным ситуациям,
округ или инспекция поддерживают контакты по координации
деятельности и обмену информацией с несколькими комиссиями по
чрезвычайным ситуациям; при необходимости с одной и той же
территориальной, региональной или местной комиссией по
чрезвычайным ситуациям должны поддерживать деловые контакты
несколько округов или инспекций.
--------------------------------
<*> Не приводится.
9. Силы и средства функциональной подсистемы РСЧС по контролю
за химически опасными и взрывоопасными объектами представлены
инспекторским составом Госгортехнадзора России. Государственные
инспектора госгортехнадзора выполняют следующие функции:
осуществление контроля за соблюдением руководителями и
исполнителями работ требований по безопасности, устройству и
безопасной эксплуатации оборудования непосредственно на
предприятиях, объектах, в производствах и на рабочих местах с
целью предотвращения аварий и катастроф техногенного характера;
организация и выполнение проводимых в рамках функциональной
подсистемы по указанию Госгортехнадзора России, округа, инспекции
госгортехнадзора или разработанных самостоятельно мероприятий по
повышению противоаварийной устойчивости контролируемых
потенциально опасных объектов;
координация своей контрольно - профилактической работы с
администрацией контролируемых предприятий и объектов, с
общественными организациями, сотрудничество с органами массовой
печати, с радио и телевидением с целью пропаганды безопасности
труда.
10. В функциональной подсистеме РСЧС по контролю за химически
опасными и взрывоопасными объектами действует следующий порядок
прохождения и учета информации в системе Госгортехнадзора России
об авариях и катастрофах техногенного характера:
инспекции госгортехнадзора после получения информации об
авариях, катастрофах или чрезвычайных ситуациях от инспекторов
госгортехнадзора, предприятий или организаций незамедлительно
передают ее в округа;
округа после получения информации незамедлительно передают
донесения по установленной форме отраслевым управлениям (отделам)
Госгортехнадзора России (в нерабочее время, в выходные и
праздничные дни - ответственному дежурному Госгортехнадзора
России);
специалисты отраслевых управлений (отделов) или ответственные
дежурные, принявшие донесение об аварии, катастрофе или
чрезвычайной ситуации, незамедлительно докладывают о ней
Председателю Госгортехнадзора России, руководителю Комиссии по
чрезвычайным ситуациям Госгортехнадзора России, заместителям
Председателя и начальнику соответствующего отраслевого управления
(отдела);
одновременно донесение о чрезвычайной ситуации передается по
телефонам оперативной связи дежурной службе МЧС России.
Состав информации, передаваемой дежурной службе МЧС России,
критерии чрезвычайных ситуаций, форма донесения, подготовка и
порядок его передачи определяются Инструкцией о порядке обмена в
Российской Федерации информацией о чрезвычайных ситуациях МЧС
России.
Приложение 1
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОРНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО НАДЗОРА РОССИИ
(ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ)
----------------------------¬
¦ Председатель ¦
¦ Госгортехнадзора России ¦
+---------------------------+
¦ Коллегия ¦
L----------------------------
-------------------¬ -----------------¬ -----------------¬
¦Первый заместитель¦ ¦ Заместитель ¦ ¦ Заместитель ¦
¦ Председателя ¦ ¦ Председателя ¦ ¦ Председателя ¦
L------------------- L----------------- L-----------------
Отраслевые управления (отделы)
-------¬-----------¬----------¬-----------¬-----------¬----------¬
¦Техни-¦¦По надзору¦¦По надзо-¦¦По надзору¦¦По надзору¦¦По котло-¦
¦ческо妦в угольно馦ру в гор-¦¦в нефтяно馦в химичес-¦¦надзору и¦
¦ ¦¦промышлен-¦¦норудной ¦¦и газовой ¦¦кой, неф- ¦¦надзору ¦
¦ ¦¦ности ¦¦промыш- ¦¦промышлен-¦¦техимичес-¦¦за подъ- ¦
¦ ¦¦ ¦¦ленности ¦¦ности, за ¦¦кой и неф-¦¦емными ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦эксплуата-¦¦теперера- ¦¦сооруже- ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦цией ¦¦батывающе馦ниями ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦магист- ¦¦промышлен-¦¦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ральных ¦¦ности ¦¦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦трубопро- ¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦водов ¦¦ ¦¦ ¦
L-------L-----------L----------L-----------L-----------L----------
-----------¬ -----------¬ ---------¬ ------------¬ ------------¬
¦По надзору¦ ¦По надзору¦ ¦Газового¦ ¦По надзору ¦ ¦По надзору ¦
¦за охраной¦ ¦на желез- ¦ ¦надзора ¦ ¦за предпри-¦ ¦в металлур-¦
¦недр, гео-¦ ¦нодорожном¦ ¦(отдел) ¦ ¦ятиями по ¦ ¦гической ¦
¦лого - ¦ ¦транспорте¦ ¦ ¦ ¦хранению и ¦ ¦промышлен- ¦
¦маркшей- ¦ ¦(отдел) ¦ ¦ ¦ ¦переработке¦ ¦ности ¦
¦дерскому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зерна ¦ ¦(отдел) ¦
¦контролю и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(отдел) ¦ ¦ ¦
¦переработ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кой мине- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сырья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------- L----------- L--------- L------------ L------------
Региональные (территориальные) органы
------------------------¬
¦ 39 округов и 7 +¬
¦ приравненных в правах ¦+¬
¦ к округам инспекций ¦¦¦
¦Госгортехнадзора Росси覦¦
L-T----------------------¦¦
L-T---------------------¦
L--------T-------------
¦
-------------+----------¬
¦ 426 +¬
¦ инспекций ¦+¬
¦ ¦¦¦
L-T----------------------¦¦
L-T---------------------¦
L----------------------
|