ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 1997 г. No. 2811/96
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на постановление апелляционной инстанции
Арбитражного суда Рязанской области от 27.03.96 по делу
No. 133/3-8.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Ряжская печатная фабрика Гознака обратилась в Арбитражный суд
Рязанской области с иском о признании недействительным решения
Государственной налоговой инспекции по Ряжскому району Рязанской
области от 11.12.95, которым к фабрике применены финансовые
санкции за неуплату налога на добавленную стоимость и специального
налога в 1994 году на общую сумму 371761300 рублей.
Решением от 31.01.96 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.03.96 решение
суда отменено, иск удовлетворен, исходя из того, что товары,
экспортируемые предприятием-изготовителем, освобождаются от налога
на добавленную стоимость и от специального налога.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается постановление апелляционной
инстанции отменить в связи с неправильным применением норм
материального права, решение арбитражного суда оставить в силе.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в результате
проверки соблюдения налогового законодательства Ряжской печатной
фабрикой Гознака в 1994 году выявила факты неуплаты налога на
добавленную стоимость в сумме 88761300 рублей и специального
налога в сумме 14456600 рублей по товарам собственного
производства, реализуемым хозяйствующим субъектом в государствах -
участниках Содружества Независимых Государств (СНГ).
Решением от 11.12.95 к акту проверки от 25.10.95 налоговая
инспекция взыскала с фабрики недоимку по налогам, штраф в размере
100 процентов и пени на общую сумму 371761300 рублей.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на
добавленную стоимость" предприятия и организации, имеющие согласно
законодательству Российской Федерации статус юридических лиц,
осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность,
являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской
Федерации от 22.12.93 No. 2270 "О некоторых изменениях в
налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней"
порядок исчисления и уплаты специального налога, а также
ответственность налогоплательщика определяются законодательством о
налоге на добавленную стоимость.
Частью 2 статьи 10 указанного Закона в редакции от 25.02.93
предусмотрено, что особенности применения налога на добавленную
стоимость в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на
территорию Российской Федерации или вывозимых с территории
Российской Федерации хозяйствующими субъектами государств -
участников Содружества Независимых Государств, могут
устанавливаться межгосударственным соглашением Российской
Федерации о принципах взимания налога на добавленную стоимость при
расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территории
государств - сторон соглашения.
В случае отсутствия межгосударственного соглашения порядок и
условия применения налога в отношении указанных товаров (работ,
услуг) определяются Верховным Советом Российской Федерации на
основе взаимности применительно к каждому отдельному государству -
участнику Содружества Независимых Государств.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от
29.01.93 No. 4407-1 установлено, что при реализации товаров
(работ, услуг) в государства, являющиеся участниками СНГ, где к
товарам (работам, услугам), реализуемым в Российской Федерации,
устанавливаются повышенные по сравнению с действующими в
Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость,
применяются эти повышенные ставки налога.
В соответствии с указанными нормами права и в связи с
отсутствием международного соглашения Российской Федерации с
другими государствами - участниками СНГ Минфин России и
Госналогслужба России письмом от 14.04.93 No. 47, В3-4-05/55н
установили порядок применения и конкретные ставки этого налога при
расчетах российских предприятий, учреждений и организаций за
реализуемые товары (работы, услуги) хозяйствующим субъектам
государств-участников СНГ независимо от того, что в соответствии с
российским законодательством по отдельным товарам (работам,
услугам) предусмотрены пониженные ставки налога или полное
освобождение от его уплаты.
При таких обстоятельствах налоговая инспекция обоснованно
применила к предприятию меры ответственности за нарушения
налогового законодательства в соответствии с пунктом 1 статьи 13
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации".
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда
Рязанской области от 27.03.96 по делу No. 133/3-8 отменить.
Решение этого же суда от 31.01.96 по тому же делу оставить без
изменения.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
|