ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 1997 г. No. 4707/96
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на решение от 12.05.96, постановление
апелляционной инстанции от 15.07.96 Арбитражного суда города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу No. 3486/96 и
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного
округа от 12.09.96 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Акционерное общество закрытого типа "Коопимпэкс" обратилось в
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с
иском к авиакомпании "Финнэйр", город Хельсинки, Финляндия
(представительство в Санкт-Петербурге) о взыскании 1389,9 доллара
США, составляющих стоимость недостачи 6,6 кг груза, на основании
пункта 2 статьи 22 Варшавской конвенции для унификации некоторых
правил, касающихся международных воздушных перевозок (1929), с
изменениями, внесенными Гаагским Протоколом (1995), а также о
взыскании 227,84 доллара США, составляющих расходы по оплате
юридической помощи, на основании пункта 4 статьи 22 вышеуказанной
Конвенции.
Решением от 12.05.96 иск удовлетворен в сумме заявленных
требований на основании пунктов 2 и 4 статьи 22 Конвенции.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.07.96 решение
изменено. В части взыскания расходов по оплате юридической помощи
отказано, в остальной части решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановлением от 12.09.96 постановление апелляционной инстанции
оставил без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается состоявшиеся решение и
постановление отменить и передать дело на новое рассмотрение.
Президиум считает, что названные судебные акты подлежат
изменению по следующим основаниям.
Из представленных в материалах дела документов следует, что
при получении груза по международной авианакладной от 07.06.95
No. 105-5468-1745 от авиакомпании "Финнэйр" в аэропорте "Пулково"
была обнаружена недостача 6,6 кг груза, о чем составлен
коммерческий акт от 14.06.95 No. 46-95.
Вопросы ответственности при международной перевозке
регламентируются Варшавской конвенцией об унификации некоторых
правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12.10.29,
ратифицированной СССР (правопреемник - Российская Федерация)
07.07.34 и Финляндской Республикой 03.09.37.
Согласно статье 28 Конвенции иск об ответственности должен
быть возбужден по выбору истца в пределах территории одной из
Высоких Договаривающихся Сторон либо в суде по месту жительства
перевозчика, по месту нахождения главного управления его
предприятия или по месту, где он имеет контору, либо в суде места
назначения.
Частью 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды в России
вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц, если филиал
или представительство иностранного лица находится на территории
России.
Следовательно, иск может быть рассмотрен в суде Российской
Федерации, руководствующейся при этом своим процессуальным правом.
Как следует из коммерческого акта, утрата части груза
произошла вследствие ветхости упаковки, не обеспечивающей
сохранности груза при перевозках.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Конвенции перевозчик отвечает
за вред, происшедший в случае уничтожения, потери, повреждения
зарегистрированного багажа или товара, если происшествие,
причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки.
Воздушная перевозка охватывает период времени, в течение
которого багаж или товар находятся под охраной перевозчика.
В международной авианакладной указана масса полученного к
перевозке груза, составляющая 186,6 кг. При выдаче груза в
аэропорту "Пулково" она составила 180 кг, о чем свидетельствует
коммерческий акт.
Следовательно, потеря груза произошла во время воздушной
перевозки, которую осуществляла авиакомпания "Финнэйр", признавшая
свою вину в утрате груза.
В соответствии с пунктами 2, 4 и 5 статьи 22 Конвенции при
перевозке зарегистрированного багажа ответственность перевозчика
ограничивается суммой в 250 франков с 1 кг. Перевод сумм в
национальную валюту, не имеющую золотого содержания, в случае
судебных разбирательств будет производиться в соответствии с
золотой стоимостью таких валют на дату судебного решения.
Предъявляя иск, истец рассчитал сумму от недостачи массы груза
в американских долларах через стоимость золота за 1 тройную унцию,
установленную на Лондонской бирже драгоценных металлов, которая в
свою очередь определяет рыночную стоимость самого золота, а не его
содержания в национальных валютах.
Данный расчет противоречит сложившейся международной практике
перевода 250 золотых франков в национальные валюты,
зафиксированной в протоколах No. 3 и 4 Всемирной организации
гражданской авиации (Монреаль, 1975).
Последнее обстоятельство повлекло неправомерное увеличение
суммы иска с примерно 20 долларов США за 1 кг массы (предел
ответственности, принятый в международной практике) до 1389,9
доллара США.
Несмотря на то, что истец основывает свой иск на нормах
международного договора, ратифицированного обоими государствами, в
части перевода франков в национальную валюту одного из государств,
следует разрешить вопрос о применимом праве, поскольку данное
обстоятельство не урегулировано Конвенцией.
Согласно пункту 1 подпункта 7 статьи 166 Основ гражданского
законодательства Союза ССР и республик к обязательствам сторон по
внешнеэкономической сделке в случае отсутствия их соглашения о
применимом праве применяется право страны, где учреждена сторона,
являющаяся перевозчиком в договоре перевозки.
Авиакомпания "Финнэйр" (Финляндия) являлась перевозчиком в
договоре международной перевозки.
По законодательству Финляндии вопрос об ответственности
перевозчика и применении Варшавской конвенции регулируется Законом
"О договоре перевозки авиатранспортом" от 14.01.77 с изменениями
от 11.04.80.
Параграфом 23 названного Закона определено, что при перевозках
зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика
ограничивается суммой в 17 СДР (специальных прав заимствования)
или 23,8 доллара США за 1 кг массы.
Таким образом, общий размер ответственности перевозчика
составляет 157,08 доллара США.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
решение от 12.05.96 и постановление апелляционной инстанции от
15.07.96 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области, постановление Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа от 12.09.96 изменить в части взыскания
1389,9 доллара США. Взыскать с авиакомпании "Финнэйр" в пользу
АОЗТ "Коопимпэкс" 157,08 доллара США убытков.
Постановление Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области от 15.07.96 и постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.96 оставить в
силе в части отказа во взыскании расходов по оплате юридической
помощи.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
|