ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ
от 21 февраля 1997 г. N 2
Председательствовал: В.Е. Белов
Присутствовали:
члены коллегии ГКАП России Г.Н. Гудков, Ю.В. Коковихин,
П.В. Крашенинников,
Е.М. Сальникова, А.Н. Саунин,
И.М. Фомина, Н.Е. Фонарева,
А.Г. Цыганов
Первый заместитель Председателя В.О. Потанин
Правительства Российской
Федерации
Начальник Департамента по В.Ю. Некрутенко
управлению собственностью
и развитию предпринимательства
Аппарата Правительства
Российской Федерации
руководители, заместители С.Р. Баткаев, В.В. Греков,
руководителей управлений и Т.Н. Гусарова, Т.А. Жданова,
отделов ГКАП России И.Н. Задирако, В.П. Зайцева,
Л.А. Кан, Г.А. Кирюшкина,
В.И. Колотилов, В.И. Кусков,
Г.И. Мартыненко, И.С. Медина,
В.И. Мануилова, В.Г. Петрасюк,
В.Б. Пивовар, В.А. Ребров,
Н.М. Ребельский,
К.К. Сердобинская,
В.А. Слепов, Д.О. Соколов,
Н.Я. Темченко, Л.Е. Шишкин,
Н.И. Ячеистова
начальники, заместители 66 чел. (по списку)
начальников территориальных
управлений ГКАП России
О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АНТИМОНОПОЛЬНОЙ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ПОЛИТИКИ В
1996 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 1997 ГОД
(Белов, Потанин, Фонарева, Торкановский, Коломийченко,
Таланцев, Левченко, Кузнецов, Бурков, Синельщиков,
Виниченко, Гудков, Осматескул, Шилин, Нелюбов)
В настоящее время в экономике России происходит существенное
изменение структуры товарных рынков, уровня концентрации
производства, характера монополизации. Монополизм постепенно
уступает место рыночной состязательности, борьбе за потребителя.
Меняется стратегия поведения хозяйствующих субъектов, происходит
их адаптация к рыночным условиям. Наметились тенденции возрождения
экономической активности вокруг отдельных точек роста.
Принятые специальные меры по демонополизации и развитию
конкуренции, снижению доли государственного сектора в экономике,
сокращению сферы государственного регулирования и
административного управления хозяйствующими субъектами,
либерализации внешнеэкономической деятельности привели к
формированию основ развития конкуренции на товарных рынках.
Проблемы развития конкуренции в значительной степени
охватывают не только сферу макроэкономических действий
государства, но и сферу микроэкономики. Тщательный анализ рынка,
прогнозирование поведения потенциальных конкурентов становятся не
только базой для решений государства в области экономической
политики, но и основой выработки корпоративной экономической
стратегии.
Вместе с тем, задачи формирования полноценной конкурентной
среды на товарных рынках еще далеко не решены. Высокий уровень
концентрации, характерный для российской промышленности,
продолжает оставаться серьезной предпосылкой монопольного
поведения субъектов рынка.
Активизировавшиеся процессы экономической концентрации и
перераспределения собственности, аккумулирование в руках
взаимосвязанных юридических лиц крупных, как правило, контрольных
пакетов акций российских предприятий, создание на договорной
основе отраслевых объединений и крупных экономических групп в
определенных условиях могут привести к существенному ограничению
конкуренции, созданию препятствий для доступа других хозяйствующих
субъектов, действующих на данном рынке, к факторам производства,
источникам сырья, сбытовой сети.
В условиях экономического кризиса, острых проблем сбыта
монополии нередко стремятся решить свои проблемы нерыночными
методами, прибегая к помощи государственной власти путем получения
различных льгот и преимуществ.
Не в полной мере реализованы механизмы регулирования
естественных монополий. Нет еще должных стимулов для
инвестиционной активности. Сохраняются рецидивы регионального
сепаратизма и игнорирования требований федерального
законодательства при регулировании рынка.
В продолжающейся структурной перестройке экономики России роль
антимонопольных органов не только не уменьшается, но должна
неуклонно возрастать. Их задачи становятся все масштабнее и
сложнее.
В программе Правительства Российской Федерации на 1997 -
2000 годы прямо указано, что для достижения основных целей
социально - экономического развития страны требуется развитие
полноценной конкурентной сферы, создающей предпосылки для
рационального размещения ресурсов, оптимального использования
производственных мощностей, перелива капитала, развития деловой
активности.
Это - одна из целей экономической реформы, важный элемент
институциональных преобразований, условие развития
саморегулирования рынка, стабилизации цен, обеспечения интересов
потребителей.
Подводя итоги работы комитета и его территориальных управлений
за 1996 год и определяя перспективные задачи на 1997 год, коллегия
ГКАП России отмечает:
В 1995 - 1996 годах произошло существенное укрепление правовой
базы государственной конкурентной и потребительской политики путем
введения в действие новой редакции Закона РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", внесения
изменений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности",
принятия Федеральных законов "О естественных монополиях",
"О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации", "О рекламе", а также ряда указов Президента
Российской Федерации. В этих условиях ГКАП России и его
территориальные управления не снижают интенсивности работы по
предупреждению и устранению нарушений антимонопольного
законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
В 1996 году территориальными управлениями ГКАП России принято
к рассмотрению 1862 заявления по злоупотреблению доминирующим
положением на товарном рынке (1859 - в 1995 году). Из них
устранено без возбуждения дела - 731. Всего возбуждено 565 дел, из
них по 343 (61 процент) выданы предписания или направлены
рекомендации по устранению нарушений.
За 1996 год ГКАП России и его территориальными управлениями
принято к рассмотрению в общей сложности более одной тысячи
заявлений по фактам и признакам нарушения ст. ст. 6, 7 и 8 Закона
РСФСР "О конкуренции...", т.е. вызванных актами, действиями и
соглашениями (согласованными действиями) хозяйствующих субъектов,
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, направленные на ограничение конкуренции. Из них по
каждому второму возбуждено дело.
Закономерной тенденцией в 1996 году стало уменьшение (с 3125 в
1995 году до 1246 в 1996 году) числа дел по контролю за созданием,
слиянием, присоединением, ликвидацией хозяйствующих субъектов и
одновременное незначительное расширение масштабов контроля за
приобретением акций, вкладов, долей участия. Причиной увеличения
потока согласований на покупку крупных пакетов акций является
завершение первичного размещения акций приватизированных
предприятий и начального процесса акционирования.
Всего в 1996 году в порядке контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства рассмотрено 7610 заявлений. Из
общего количества рассмотренных заявлений 1247 нарушений устранены
без возбуждения дел, по 1240 фактам нарушений антимонопольного
законодательства дела возбуждались, и по ним выдано
799 предписаний.
Особо следует отметить значительную работу, проводимую
антимонопольными структурами с органами государственной власти,
местного самоуправления, судами и предпринимательским корпусом по
разъяснению норм и положений антимонопольного и потребительского
законодательства.
Важной задачей антимонопольных органов продолжают оставаться
противодействие созданию новых монопольных структур в результате
реализации корпоративной инвестиционной политики и интеграционных
процессов, усиление контроля за отраслевой экономической
концентрацией, в том числе при приватизации государственных
предприятий, осуществлении сделок на вторичном рынке ценных бумаг
и имущественных сделок, формировании финансово - промышленных
групп.
Антимонопольный комитет России в соответствии с
законодательством все более активно участвует в процессе
формирования финансово - промышленных групп, осуществляя
предварительное рассмотрение проектов ФПГ и предложений по
оказанию им мер государственной поддержки. Важное значение
приобрела работа специалистов антимонопольных органов в качестве
представителей государства в органах управления крупнейших
российских компаний, которая позволяет предотвратить возможные
нарушения антимонопольного законодательства, а также получать
объективную оперативную информацию о ситуации на важнейших
товарных рынках.
Активизация экономической концентрации и интеграционных
процессов в банковской и производственной сферах с использованием
механизмов фондового рынка и залогового права обусловили
необходимость распространения требований антимонопольного
регулирования и контроля на финансовые рынки, в том числе рынки
банковских и страховых услуг и рынок ценных бумаг. В истекшем году
подготовлен проект Федерального закона "О защите конкуренции на
рынке финансовых услуг".
Большое внимание уделяется практике ценообразования, другим
аспектам регулирования в сфере естественных монополий. Эти отрасли
во многом определяют уровень издержек производства и,
соответственно, прибыльности текущей деятельности и инвестиций во
всех секторах экономики. Поэтому вопросы, связанные с
государственным регулированием базовых отраслей
народнохозяйственной инфраструктуры, относящихся к сфере
естественных монополий, имеют первостепенное значение с точки
зрения перспектив развития экономики в стране в целом и в
отдельных регионах.
Значительные изменения претерпевает государственная политика
демонополизации. Постоянное прямое вмешательство государственных
органов в деятельность хозяйствующих субъектов все более уступает
приоритет развитию и поддержанию добросовестной конкуренции.
Развитие процессов демонополизации путем стимулирования
инвестиционной активности, устранения барьеров для развития
конкуренции и входа на рынки хозяйствующих субъектов,
осуществления политики структурной перестройки экономики,
финансовой стабилизации становится базовой деятельностью в системе
государственной конкурентной политики.
Комплексный характер проблем демонополизации и развития
конкуренции обусловливает необходимость применения программного
метода их решения, обеспечивающего единую организационную и
методическую основу.
Проведение работ в рамках Государственной программы
демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках
Российской Федерации в 1994 - 1996 годах показало правильность
избранных подходов и заложило основу для продолжения этой работы
на перспективу. Результаты реализации Программы свидетельствуют об
устойчивой в целом тенденции роста числа хозяйствующих субъектов,
действующих на тех товарных рынках, которые еще в 1994 году
рассматривались как монополизированные.
Важнейшей задачей переходного периода является преодоление
ведомственно - бюрократического характера монополизма.
По мере развития рыночных отношений в Российской Федерации
органы исполнительной власти и органы местного самоуправления все
более освобождаются от необходимости вмешательства в хозяйственную
деятельность. Однако до тех пор, пока за ними сохраняются
отдельные полномочия, ставящие в зависимость от них действующие на
рынке предприятия, будет существовать опасность превышения этими
органами своих прав в хозяйственной сфере, ущемления своими
необоснованными решениями интересов хозяйствующих субъектов,
совершения действий, приводящих к торможению развития рыночных
отношений.
Поэтому в переходный период необходимо регулирование,
предусмотренное статьями 7 и 8 Закона РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
которое ставит деятельность органов исполнительной власти и
местного самоуправления под контроль со стороны антимонопольных
органов.
Предоставление государственных средств, исключительных прав и
привилегий существенно влияет на состояние конкуренции, структуру
издержек производства, может привести к нерациональному
использованию ограниченных государственных ресурсов, сдерживанию
необходимых структурных изменений в экономике за счет
искусственного поддержания заведомо неконкурентоспособных
производств. Понимая необходимость четкой правовой регламентации
всех вопросов, связанных с предоставлением и использованием
государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных
преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов и регионов, ГКАП
России приступил к разработке проекта Федерального закона
"О государственной помощи".
В условиях формирования рыночных отношений, появления большого
числа хозяйствующих субъектов - все более активно начинает
проявляться тенденция ведения предпринимательской деятельности
недобросовестными методами. В первую очередь это относится к таким
действиям, как обман потребителя, дискредитация конкурента,
присвоение престижа и имиджа преуспевающих фирм, в том числе и
путем незаконного использования результатов интеллектуальной
деятельности. Недооценка этих факторов и несвоевременное
реагирование на них со стороны государства могут стать тормозом
для развития конкуренции, привлечения инвестиций, расширения
партнерских отношений с другими странами. Таким образом, особую
актуальность для российской экономики приобретает создание
эффективной правовой системы защиты от недобросовестной
конкуренции.
В рамках своей основной деятельности антимонопольные органы
активно участвуют в формировании и реализации государственной
политики в области защиты от недобросовестной конкуренции и охраны
объектов интеллектуальной собственности, ориентированной на
создание цивилизованного рынка товаров, работ и услуг с
использованием результатов интеллектуальной деятельности. В 1995 -
1996 годах значительно увеличилось количество рассмотренных
антимонопольными органами дел и принятых мер административного
воздействия в отношении хозяйствующих субъектов, использующих
недобросовестные приемы ведения конкурентной борьбы.
В рамках осуществления контроля за соблюдением
законодательства о рекламе антимонопольными органами в 1996 году
было проведено около 4000 расследований (по сравнению с
2500 случаев в 1995 году) и приняты меры по выявленным нарушениям.
Результаты работы в области защиты прав потребителей позволяют
констатировать, что происходит качественно новый поворот в сторону
ускорения целостной системы, способной адекватно представлять и
защищать законные права и интересы граждан - потребителей.
Позитивное влияние на эти процессы оказала расширяющаяся практика
создания и реализации в субъектах Российской Федерации
региональных программ по защите прав потребителей.
Осуществляя контроль за соблюдением законодательства о защите
прав потребителей, антимонопольными органами в 1996 году было
проведено 10,3 тыс. проверок хозяйствующих субъектов, действующих
в различных секторах потребительского рынка, рассмотрено 37,4 тыс.
писем, обращений, заявлений, выявлено 28,9 тыс. нарушений. При
этом 68 процентов нарушений было устранено хозяйствующими
субъектами в добровольном порядке, против 50 процентов в
1995 году, чему в немалой степени способствовала проводимая
антимонопольными органами профилактическая работа. Вместе с тем,
выдано 3,1 тыс. предписаний, 94 процента из которых исполнено.
Общая сумма штрафов, наложенных и взысканных за неисполнение
предписаний, составила в 1996 году 375 млн. рублей.
За отчетный период было предъявлено в суд 1,6 тыс. исков или
самими антимонопольными органами, или с их участием. В пользу
потребителей в отчетном периоде было вынесено 1,2 тыс. судебных
решений, в том числе: потребителям были возмещены убытки на сумму
около 3 млрд. рублей и возмещен моральный вред в размере около
500 млн. рублей.
Кроме того, 90 процентов органов местного самоуправления и
более 600 общественных объединений потребителей осуществляют
защиту прав потребителей в пределах полномочий, предоставленных
указанным выше Законом. Ими за 1996 год рассмотрено более
270 тысяч писем и обращений потребителей, предъявлено более
14 тысяч исков в суды в защиту прав потребителей.
Все большую актуальность приобретают проблемы взаимной
коррекции конкурентной и потребительской политики с ориентацией на
интересы конечного потребителя. В первую очередь это касается
продукции и услуг, предоставляемых предприятиями отрасли,
относящихся к естественным монополиям с неразвитой конкуренцией,
производящих товары народного потребления.
В этой связи перед антимонопольными органами стоит задача
расширения применения превентивных мер к хозяйствующим субъектам с
целью недопущения нарушений законных прав потребителей.
Предстоит продолжить работу по обновлению и развитию
законодательства о защите прав потребителей с учетом изменений в
гражданском праве Российской Федерации, а также особенностей
современного этапа развития экономики.
Динамичные процессы концентрации производства, расширения
мирохозяйственных связей и углубления международного разделения
труда требуют усиления интеграции деятельности национальных и
международных антимонопольных органов. В практическую плоскость
перешли работы по согласованию целей, задач и мер по
демонополизации, развитию конкуренции на товарных рынках, защите
прав потребителей, гармонизации антимонопольного законодательства
в рамках единого экономического пространства СНГ, адаптации
конкурентной и потребительской политики в целях вхождения России в
мировое экономическое сообщество. Одной из важнейших задач для
дальнейшего совершенствования и углубления интеграционных
процессов стран СНГ и создания единого экономического пространства
является проведение странами СНГ согласованной антимонопольной
политики и защиты прав потребителей.
В настоящее время Правительство Российской Федерации
разработало среднесрочную программу социально - экономического
развития страны на период до 2000 года и определило механизмы
перехода к стадии экономического роста, поставив тем самым
конкретные задачи для всей системы антимонопольных органов
Российской Федерации.
В 1996 году в соответствии с планами работы состоялось
9 заседаний коллегии. На них рассмотрено 16 вопросов, в основном
имеющих федеральное значение. В числе наиболее важных из них:
проект федеральной программы демонополизации экономики и развития
конкуренции на товарных рынках Российской Федерации на 1997 -
1998 годы, государственные доклады (о защите прав потребителей в
1995 году, о развитии конкуренции на товарных рынках), проект
концепции среднесрочной программы Правительства Российской
Федерации на 1997 - 2000 годы и выработка замечаний и предложений
к ней, результаты изучения состояния защиты прав потребителей в
сферах жилищно - коммунальных, туристских услуг.
Принятыми на заседаниях коллегии решениями было предусмотрено
127 мероприятий и поручений. По состоянию на 20 февраля т.г. из
109 мероприятий, срок реализации которых истек, 75 (или
69 процентов) выполнены полностью или частично. Не выполнено
15 поручений, в т.ч. 9, предусмотренных решением коллегии от
22.03.96 по итогам работы за 1995 год. В частности, не
подготовлены: методические материалы по применению ст. 10 Закона
РФ "О конкуренции...", рекомендации по эффективности мер по
развитию конкуренции на товарных рынках, методика по
антимонопольному регулированию в свободных экономических зонах; не
разработаны порядки рассмотрения соглашений в банковской сфере
между участниками страховых рынков и т.п. Остальные мероприятия
находятся в стадии реализации. По 18 поручениям срок исполнения не
наступил.
Обсудив на расширенном заседании коллегии ГКАП России с
участием первого заместителя Председателя Правительства Российской
Федерации Потанина В.О., представителей Аппарата Правительства
Российской Федерации и руководителей территориальных управлений
доклад "О реализации государственной антимонопольной и
потребительской политики в 1996 году и задачах на 1997 год",
коллегия постановляет:
1. Членам коллегии ГКАП России, начальникам структурных и
территориальных управлений ГКАП России принять к руководству и
исполнению изложенные в докладе основные направления конкурентной
и потребительской политики на 1997 год и ближайшую перспективу.
2. Считать главной задачей ГКАП России и его территориальных
управлений в 1997 году реализацию направлений антимонопольной и
потребительской политики, демонополизации и развития конкуренции,
включенных в Программу Правительства Российской Федерации на
1997 - 2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост", в
том числе:
совершенствование правовой базы, форм и методов
антимонопольного контроля и регулирования в целях предупреждения и
пресечения злоупотреблений рыночной властью, предотвращение
(правовыми методами) проявлений местного сепаратизма, соглашений и
согласованных действий, имеющих результатом ограничение
конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов
или граждан, недобросовестной конкуренции, пропаганда правовых
знаний об антимонопольном законодательстве;
противодействие созданию новых монопольных структур в
результате перераспределения собственности, реализации
корпоративной инвестиционной политики и интеграционных процессов,
усиление контроля за отраслевой экономической концентрацией, в том
числе при приватизации государственных предприятий и осуществлении
имущественных сделок, формировании финансово - промышленных групп;
обеспечение равных возможностей хозяйствования, в том числе
путем правовой регламентации вопросов порядка и процедуры
предоставления лицензий в сфере природопользования, предоставления
государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных
преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов и регионов,
развития конкурсных принципов и соблюдения антимонопольных
требований при размещении государственных заказов и поставках для
государственных нужд;
распространение требований антимонопольного регулирования и
контроля на финансовые рынки, в том числе рынки банковских и
страховых услуг и рынок ценных бумаг;
осуществление контроля за соблюдением антимонопольного
законодательства в процессе лицензионной деятельности федеральных
органов исполнительной власти, органов государственной
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
исполнительных органов местного самоуправления;
участие в подготовке материалов по рассмотрению дел по
нарушениям Закона РСФСР "О конкуренции...", Федерального закона
"О рекламе", Закона Российской Федерации "О защите прав
потребителей" в арбитражных судах;
демонополизация экономики и создание условий для развития
конкуренции на товарных рынках с высокой степенью концентрации,
устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки
хозяйствующих субъектов;
решение проблем, связанных с гармонизированным применением
гражданского права Российской Федерации и законодательства о
защите прав потребителей;
создание необходимых условий для развития и укрепления системы
государственной и общественной защиты прав потребителей с учетом
усиления роли органов местного самоуправления в этой сфере в целях
обеспечения ее доступности для широких слоев населения;
согласование целей, задач и мер по демонополизации и развитию
конкуренции на товарных рынках СНГ, гармонизация антимонопольного
законодательства в рамках единого экономического пространства СНГ,
адаптация конкурентной политики в целях вхождения России в мировое
экономическое сообщество;
улучшение материально - технического и финансового обеспечения
антимонопольных органов.
3. В целях выполнения задач, возложенных на ГКАП России
федеральным законодательством и среднесрочной программой
Правительства Российской Федерации на 1997 - 2000 годы,
центральному аппарату ГКАП России принять программу мер по
реализации направлений антимонопольной и потребительской политики,
рекламного законодательства.
Ответственные исполнители - заместители председателя ГКАП
России: В.Е. Белов, П.В. Крашенинников, А.Н. Саунин,
Н.Е. Фонарева.
Срок исполнения - II квартал 1997 года.
4. Осуществить выборочные обследования соблюдения
антимонопольного законодательства предприятиями, включенными в
Реестр хозяйствующих субъектов, имеющими на рынке определенного
товара долю более 35%, по графику, утвержденному руководством
комитета.
Ответственные исполнители: Управление по контролю за
недобросовестной конкуренцией (Ю.В. Коковихин), Управление по
контролю за экономической концентрацией (Е.М. Сальникова),
Управление по ограничительной деловой практике (А.Г. Цыганов).
Срок исполнения - в течение 1997 года.
5. Провести выборочные проверки деятельности объединений
хозяйствующих субъектов (союзов, концернов, ассоциаций) в целях
выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных
действий).
Ответственный исполнитель - Управление по контролю за
ограничительными соглашениями (Т.Н. Гусарова).
Срок исполнения - в течение 1997 года.
6. Осуществить комплексное обследование соблюдения
законодательства о защите прав потребителей в сферах:
платных медицинских услуг - I полугодие 1997 года;
образовательных услуг - II полугодие 1997 года.
Ответственный исполнитель - Управление по защите прав
потребителей (С.Р. Баткаев).
7. Начальникам функциональных управлений центрального аппарата
ГКАП России:
а) разработать:
примерные порядки рассмотрения дел по признакам нарушения
статей 5, 6, 7, 8, 10, 19 Закона РСФСР "О конкуренции...", а также
статьи 31 Закона Российской Федерации "О страховании";
типовые схемы описания дел по статьям 5, 6, 7, 8, 10, 19
Закона РСФСР "О конкуренции...", а также по статье 31 Закона
Российской Федерации "О страховании".
Ответственные исполнители:
статьи 5, 7, 8 Закона РСФСР "О конкуренции..." - Управление по
ограничительной деловой практике (А.Г. Цыганов);
статья 6 Закона РСФСР "О конкуренции..." - Управление по
контролю за ограничительными соглашениями (Т.Н. Гусарова);
статья 10 Закона РСФСР "О конкуренции..." - Управление по
контролю за недобросовестной конкуренцией (Ю.В. Коковихин);
статья 19 Закона РСФСР "О конкуренции..." - Отдел
демонополизации и научного обеспечения (И.Н. Фомина);
статья 31 Закона Российской Федерации "О страховании" -
Управление контроля за организованными товарными и финансовыми
рынками (И.С. Медина).
Срок исполнения - до 1 июля 1997 года;
б) принять участие в доработке проекта Федерального закона
"Устав железных дорог" и Правил пользования электрической и
тепловой энергией.
Ответственный исполнитель - Управление по ограничительной
деловой практике (А.Г. Цыганов).
Срок исполнения - по планам министерств, Правительства
Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации;
в) обобщить практику применения антимонопольного
законодательства в сфере услуг связи.
Ответственный исполнитель - Управление по ограничительной
деловой практике (А.Г. Цыганов).
Срок исполнения - июль 1997 года;
г) провести апробацию программного обеспечения,
предусматривающего возможность оперативного учета и контроля за
сделками, осуществляемыми в соответствии со ст. ст. 17 и 18 Закона
РСФСР "О конкуренции..." в Территориальном управлении ГКАП России
по Москве и Московской области и центральном аппарате ГКАП России
(после получения необходимых технических средств), доработать
систему по результатам апробации с целью учета пожеланий
пользователей.
Ответственные исполнители:
апробация системы - Управление по контролю за экономической
концентрацией (Е.М. Сальникова), Территориальное управление ГКАП
России по Москве и Московской области (А.А. Трамбицкий).
Срок исполнения - декабрь 1997 года;
доработка системы по результатам апробации - Управление
госдоклада, реестра и информационных технологий (И.Н. Задирако).
Срок исполнения - I квартал 1998 года;
д) подготовить предложения по созданию информационно -
поисковой системы по делам о нарушениях антимонопольного
законодательства, законодательства о рекламе и защите прав
потребителей на федеральном уровне и уровне территориальных
управлений.
Ответственные исполнители: Управление госдоклада, реестра и
информационных технологий (И.Н. Задирако), Правовое управление
(Т.А. Жданова), Управление по защите прав потребителей
(С.Р. Баткаев), Управление по контролю за недобросовестной
конкуренцией (Ю.В. Коковихин).
Срок исполнения - октябрь 1997 года;
е) провести обследование хозяйствующих субъектов, действующих
на высококонцентрированных товарных рынках, в целях определения
уровня монополизации российской экономики и тенденций развития
конкуренции (в рамках подготовки к докладу о развитии
конкуренции).
Ответственный исполнитель - Управление госдоклада, реестра и
информационных технологий (И.Н. Задирако).
Срок исполнения - декабрь 1997 года;
ж) подготовить новый комментарий к Закону РСФСР
"О конкуренции... " в редакции 1995 года.
Ответственные исполнители: заместители председателя комитета
(П.В. Крашенинников, Белов В.Е.), Правовое управление
(Т.А. Жданова), Управление по контролю за экономической
концентрацией (Е.М. Сальникова), Управление по контролю за
недобросовестной конкуренцией (Ю.В. Коковихин), Управление по
контролю за ограничительными соглашениями (Т.Н. Гусарова),
Управление по ограничительной деловой практике (А.Г. Цыганов),
Отдел демонополизации и научного обеспечения (И.М. Фомина),
Управление госдоклада, реестра и информационных технологий
(И.Н. Задирако).
Срок исполнения - III квартал 1997 года;
з) подготовить официальные разъяснения ГКАП России по
применению отдельных положений Закона Российской Федерации
"О защите прав потребителей" в редакции от 9 января 1996 года
(ФЗ-2).
Ответственный исполнитель - Управление по защите прав
потребителей (С.Р. Баткаев).
Срок исполнения - IV кв. 1997 года;
и) совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти привести в соответствие с Федеральным
законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях" комплекс проектов правил
торгового, бытового и иных видов обслуживания для утверждения
Правительством Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Управление по защите прав
потребителей (С.Р. Баткаев).
Срок исполнения - в течение 1997 года;
к) согласовать специальные перечни товаров, работ, услуг,
предусмотренные к утверждению Правительством Российской Федерации,
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в
редакции от 9 января 1996 года (ФЗ-2).
Ответственный исполнитель - Управление по защите прав
Потребителей (С.Р. Баткаев).
Срок исполнения - в течение 1997 года;
л) проработать с МВД России вопрос об издании приказа,
обязывающего его работников участвовать в расследованиях по
признакам нарушений ст. 6 Закона РСФСР "О конкуренции..." и Закона
Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части контроля
за оборотом алкогольной продукции.
Ответственные исполнители: Управление по контролю за
ограничительными соглашениями (Т.Н. Гусарова), Управление по
защите прав потребителей (С.Р. Баткаев).
Срок исполнения - апрель - май 1997 года;
м) подготовить предложения о создании правового механизма
применения штрафных санкций к иностранным учредителям, не
соблюдающим требований антимонопольного законодательства.
Ответственный исполнитель - Правовое управление
(Т.А. Жданова).
Срок исполнения - май 1997 года;
н) проработать вопрос об изменении бюджетной классификации и
включении в состав затрат на финансирование ГКАП России статьи о
финансировании НИР.
Ответственные исполнители: зам. председателя комитета
(А.Н. Саунин), Отдел демонополизации и научного обеспечения
(И.М. Фомина).
Срок исполнения - апрель - май 1997 года;
о) принять участие в доработке в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального
закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Ответственный исполнитель - Управление по ограничительной
деловой практике (А.Г. Цыганов).
Срок исполнения - по плану работы Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации;
п) провести анализ практики применения территориальными
управлениями Положения о порядке рассмотрения дел о нарушениях
законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих
отношения в области защиты прав потребителей, подготовить
аналитическую записку для территориальных управлений.
Ответственный исполнитель - Управление по защите прав
потребителей (С.Р. Баткаев).
Срок исполнения - III кв. 1997 года;
р) продолжить работу по контролю и надзору за производством и
оборотом алкогольной и табачной продукции, расширив целевые
проверки организаций - производителей и оптовых поставщиков.
Ответственный исполнитель - Управление по защите прав
потребителей (С.Р. Баткаев).
Срок исполнения - в течение 1997 года;
с) подготовить предложения по взаимодействию территориальных
управлений с УВД, РУОП, УГТК, УФСНП в работе по выявлению и
пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности с
учетом требований ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции...".
Ответственный исполнитель - Управление по контролю за
недобросовестной конкуренцией (Ю.В. Коковихин).
Срок исполнения - III квартал 1997 года;
т) подготовить проекты Приказов ГКАП России:
- "О порядке представления кредитными организациями ходатайств
в целях осуществления антимонопольного контроля в соответствии со
ст. 32 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
- "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку
применения ряда положений инструкций Центрального банка Российской
Федерации "О порядке регистрации кредитных организаций и
лицензирования банковской деятельности" и "О правилах выпуска и
регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории
Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Управление контроля за
организованными товарными и финансовыми рынками (И.С. Медина).
Срок исполнения - II квартал 1997 года;
у) принять участие в работе над проектом Федерального закона
"О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и его
прохождении в Федеральном Собрании.
Ответственный исполнитель - Управление контроля за
организованными товарными и финансовыми рынками (И.С. Медина).
Срок исполнения - II квартал 1997 года.
8. Управлению по кадровой политике и взаимодействию с
территориальными органами ГКАП России (Д.О. Соколову) совместно с
другими подразделениями комитета в месячный срок разработать план
мероприятий по реализации высказанных участниками заседания
коллегии предложений, касающихся совершенствования структуры ГКАП
России и его территориальных управлений, уточнения определения их
статуса, улучшения взаимодействия комитета с терорганами,
организации обучения работников и т.п.
9. Руководству ГКАП России направить в Правительство
Российской Федерации предложения по улучшению финансового и
материально - технического обеспечения центрального аппарата
Комитета и его территориальных управлений.
Срок исполнения - март 1997 года;
10. Начальникам территориальных управлений ГКАП России:
- в срок до 15 апреля 1997 года разработать планы мероприятий
по реализации решения коллегии в территориальных управлениях;
- в целях повышения качества работы и уровня
правоприменительной практики обеспечить обучение и повышение
квалификации сотрудников территориальных управлений по вопросам:
определения товарных и географических границ рынков;
определения и расчета показателей, характеризующих структуру
товарного рынка и его функционирование;
анализа товарных рынков в целях применения статей 5, 6, 17, 18
Закона РСФСР "О конкуренции... ".
Управлению по кадровой политике и взаимодействию с
территориальными органами ГКАП России (Д.О. Соколову) обеспечить
контроль за выполнением настоящего поручения решения коллегии;
- проводить анализ деятельности естественных монополий по
использованию инвестиционных средств, в т.ч. вложений в нецелевые
активы, и информировать о результатах анализа ГКАП России.
Срок представления обобщенного анализа - по истечении каждого
полугодия;
- систематически осуществлять проверки хозяйствующих субъектов
на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства и
проводить оценку конкурентной среды на товарных рынках;
- провести анализ действий органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по ограничению ввоза или вывоза
продуктов, товаров и проинформировать о его результатах ГКАП
России для подготовки и направления в Правительство Российской
Федерации соответствующих предложений по этому вопросу.
Срок исполнения - июль 1997 года;
- в месячный срок направить в ГКАП России предложения о видах
межрегиональных рынков, состояние конкуренции на которых
рекомендуется обследовать в 1997 - 1998 годах.
11. Контроль за выполнением решения коллегии ГКАП России
возложить на председателя комитета.
И.о. Председателя ГКАП РФ
В.Е.БЕЛОВ
------------------------------------------------------------------
|