ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 февраля 1997 г. N ВК-6-17/146
ОБ ОСНОВНЫХ НЕДОСТАТКАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСНАЛОГИНСПЕКЦИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ В ХОДЕ КОМПЛЕКСНЫХ
ПРОВЕРОК ИХ РАБОТЫ
Контроль за соблюдением налогового законодательства, полным и
своевременным поступлением налогов и других обязательных платежей
в бюджет и во внебюджетные фонды является главной задачей
налоговых органов.
Вместе с тем отчетные данные и материалы комплексных проверок
организации контрольной работы Госналогинспекций по Республикам
Калмыкия и Тыва, Воронежской, Сахалинской и Смоленской областям,
проведенных работниками центрального аппарата Госналогслужбы
России во втором полугодии 1996 года, свидетельствуют о том, что
ряд госналогинспекций недооценивают важности внутриведомственного
контроля, многие работники формально выполняют служебные
обязанности, что в целом негативно влияет на эффективность работы
налоговых органов.
Планы комплексных проверок работы госналогинспекций по районам
и городам выполнены в прошлом году на 96%. Если в 1995 году более
3 лет не проверялись 37 госналогинспекций, или 1,4% от их общего
числа, то в 1996 году соответственно 44 и 1,7%. Наиболее
неудовлетворительно обстоит дело в этой части в госналогинспекциях
по г. Москве, в которой в 1996 году не проверялись более 3 лет
15 госналогинспекций, или 39% от общего их числа, Республике Саха
(Якутия) - соответственно 8 и 22%, Кировской области - 5 и 10%,
Ханты-Мансийскому автономному округу - 4 и 17% и Самарской
области - 4 и 8 процентов.
В ходе комплексной проверки Госналогинспекции по Республике
Калмыкия установлено, что Госналогинспекцией по г. Элисте крайне
слабо организован контроль за группой плательщиков, осуществляющих
свою деятельность за пределами территории республики и
пользующихся налоговыми льготами в части платежей в бюджет
республики. По состоянию на 1 октября 1996 года их общее
количество составляло 1798, тогда как документальными проверками
соблюдения налогового законодательства охвачено только
12 предприятий и организаций, что составляет лишь 0,7% от общего
числа. Со стороны указанной инспекции также ослаблен контроль за
реализацией алкогольной и табачной продукции, подлежащей
маркировке марками акцизного сбора. Госналогинспекцией по
Смоленской области не принято должных мер в реализации закона о
применении контрольно-кассовых машин. Так, органы местного
самоуправления в соответствии с письмом администрации области от
30 июля 1993 года, принятого в нарушение вышеуказанного закона,
освободили предприятия и предпринимателей от применения
контрольно-кассовых машин на территориях административных районов
области без учета их удаленности и труднодоступности.
Проверкой Госналогинспекции по Республике Тыва установлены
нарушения Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О
подоходном налоге с физических лиц". В 1994 - 1995 гг.
Госналогинспекция по г. Кызылу требовала от налогоплательщиков -
предпринимателей ежеквартально представлять декларации о
фактически полученных доходах. В 1996 году инспекция изменила
указанную незаконную схему исчисления подоходного налога, однако
не производила начисление пени по лицевым счетам указанных
налогоплательщиков, несвоевременно внесших в бюджет авансовые
платежи по срокам уплаты 15 июля и 15 августа 1996 года. Налоговой
инспекцией не со всех предпринимателей были взысканы исчисленные
платежи за 1995 год, а также авансовые платежи за 1996 год.
В ряде случаев причитающиеся платежи в бюджет мобилизуются не
полностью из-за низкого качества документальных и камеральных
проверок отчетов и расчетов налогоплательщиков. В
Госналогинспекции по Смоленской области удельный вес
результативных документальных проверок за 9 месяцев 1996 года
составил по налогу на прибыль 37% и по налогу на добавленную
стоимость - 49,4%. К тому же, имеют место существенные недостатки
в оформлении результатов проверок и принятых по ним решений. Факты
нарушений излагаются в материалах проверок не всегда четко, без
ссылки на соответствующие законодательные акты, инструкции,
документы.
О недостаточном качестве работы свидетельствуют и результаты
рассмотрения претензий налогоплательщиков. В Госналогинспекции по
Сахалинской области за 9 месяцев 1996 года из 10 жалоб,
поступивших в налоговые инспекции от налогоплательщиков по
вопросам налогообложения, было удовлетворено 5,
налогоплательщиками предъявлено 42 иска к налоговым органам
области о признании актов документальных проверок
недействительными, из них удовлетворено полностью и частично 28.
Отрицательное влияние на качество, результативность и
реализацию материалов проверок в налоговых органах оказывает
практика некомплексного проведения документальных проверок (не по
всем видам налогов, а по узкому перечню вопросов), что вызывает
обоснованные претензии со стороны налогоплательщиков. При
комплексной проверке Госналогинспекции по Сахалинской области
установлено, что АООТ "Торгово-коммерческий центр" и АООТ
"Сахалинэнерго" в течение семи месяцев 1996 года налоговыми
органами области проверялись по 3 раза. Госналогинспекцией по
Воронежской области АООТ "Воронежнефтепродукт" проверялось в
феврале 1996 года (отделом косвенных налогов) и в октябре прошлого
года (отделом местных и прочих налогов и сборов).
Госналогинспекциями принимаются еще не все предусмотренные
законодательством меры по бесспорному взысканию платежей в
бюджеты. Так, при наличии у Воронежского завода полупроводниковых
приборов недоимки по состоянию на 20 августа 1996 года в сумме
1,4 млрд. руб. инкассовое поручение на бесспорное взыскание
недоимки Госналогинспекцией по Железнодорожному району г. Воронежа
выставлено только 23 сентября 1996 года. В Госналогинспекции по
Республике Тыва в ходе комплексной проверки были выставлены
инкассовые поручения на взыскание дебиторской задолженности на
сумму 868 млн. руб. и произведено изъятие наличных денежных
средств из касс налогоплательщиков на сумму 37 млн. руб. Данной
госналогинспекцией не были приняты меры по взысканию с Кызылского
пивзавода штрафных санкций за реализацию водки без лицензии в
сумме 759 млн. руб.
Действенным рычагом в части стимулирования перечисления
налогоплательщиками в бюджет налогов и других обязательных
платежей должно быть применение установленных законом санкций.
Однако, как показывают проведенные проверки, недостатки в
применении административных штрафов к должностным лицам,
нарушившим налоговое законодательство, продолжают иметь место.
Так, работниками Госналогинспекции по Подгоренскому району
Воронежской области выявлены нарушения налогового законодательства
в 49 предприятиях - налогоплательщиках, а привлечено к
административной ответственности лишь 10 должностных лиц этих
предприятий, или 20,4%, Госналогинспекцией по Воробьевскому району
соответственно 55 и 12, или 21,8%, и Госналогинспекцией по
Агинскому району - 194 и 49, или 25,3%.
В отдельных проверенных госналогинспекциях регионов
установлены недостатки в реализации материалов комплексных
проверок нижестоящих налоговых органов. Госналогинспекцией по
Сахалинской области, например, приказ по материалам комплексной
проверки работы Госналогинспекции по Томаринскому району издан с
задержкой на 19 дней; информация об устранении недостатков,
установленных комплексной проверкой, Госналогинспекцией по
Поронайскому району представлена с задержкой на 58 дней.
Комплексными проверками установлены нарушения в исполнении
сметы расходов на содержание аппарата налоговых органов.
Госналогинспекциями по Республике Калмыкия и г. Элисте допущены
переплаты должностных окладов отдельным руководящим работникам в
сумме 1,7 млн. рублей. Госналогинспекцией по Республике Тыва в
нарушение Приказа Госналогслужбы от 04.01.95 N ВГ-5-10/1 "О
командировании работников налоговых органов" без разрешения
осуществлен выезд четырех руководящих работников налоговых органов
в Великобританию, в результате чего неправомерно израсходовано
34 млн. рублей. Госналогинспекцией по Смоленской области Приказом
от 23.03.96 создано автохозяйство с правом юридического лица, в то
же время финансирование его производится за счет сметы
госналогинспекции по области и фонда социального развития.
Нередки факты несвоевременного либо некачественного выполнения
госналогинспекциями централизованных заданий и поручений
Госналогслужбы. Так, Госналогинспекцией по Сахалинской области
информация по результатам проверок исчисления и своевременности
перечисления в бюджет подоходного налога страховыми компаниями и
риэлтерскими фирмами представлена Госналогслужбе России с
задержкой на 21 день.
Как показали комплексные проверки, имеют место недостатки в
подборе, расстановке и воспитании кадров. При проверке
Госналогинспекции по Республике Тыва, в частности, установлено,
что в налоговые органы попадают люди с низкими моральными
качествами, не подготовленные в профессиональном отношении и не
отвечающие квалификационным требованиям. При найме на работу в
налоговые органы не выполняются требования о согласовании
отобранных кандидатов с подразделениями собственной безопасности
федеральных органов налоговой полиции. Отдельные должностные лица,
кому по долгу службы надлежит осуществлять контроль за соблюдением
налогового законодательства, нарушают его. Так, первый заместитель
начальника Госналогинспекции по Республике Тыва Тинмей Д.Л.
выполнял функции ученого секретаря в Тувинском отделении
Российской академии инвестиций и экономики строительства, являясь
в нем распорядителем кредитов с правом первой подписи финансовых
документов. В нарушение Указа Президента Российской Федерации от
04.04.92 N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной
службы" начальник отдела этой инспекции Хертек Х.С.-Ч. является
одним из учредителей коммерческой организации ООО "Эрудит".
Направляя настоящий обзор, Госналогслужба России просит
начальников госналогинспекций по субъектам Российской Федерации
обратить внимание на выявленные в ходе комплексных проверок
недостатки и нарушения в деятельности налоговых органов и учесть
их в дальнейшей работе по организации и практическому
осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства,
правильным исчислением, полным и своевременным поступлением
налогов и других обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные
фонды.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г.КОРАБЛЕВ
|