ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 1997 г. N 1131-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О НАЗНАЧЕНИИ (ИЗБРАНИИ) НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ РАЙОННЫХ
(ГОРОДСКИХ) СУДОВ, ВЕРХОВНЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИК, КРАЕВЫХ,
ОБЛАСТНЫХ СУДОВ, СУДОВ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ,
СУДА АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, СУДОВ АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ,
ГАРНИЗОННЫХ И ОКРУЖНЫХ (ФЛОТСКИХ) ВОЕННЫХ СУДОВ,
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
назначении (избрании) народных заседателей районных (городских)
судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов
городов федерального значения, суда автономной области, судов
автономных округов, гарнизонных и окружных (флотских) военных
судов, Верховного Суда Российской Федерации".
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет
Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой
реформе до 14 марта 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству и
судебно-правовой реформе доработать указанный законопроект с
учетом поступивших поправок и представить его на рассмотрение
Государственной Думы во втором чтении.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы - членами
Комитета Государственной
Думы по законодательству
и судебно-правовой реформе
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НАЗНАЧЕНИИ (ИЗБРАНИИ) НАРОДНЫХ
ЗАСЕДАТЕЛЕЙ РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ) СУДОВ, ВЕРХОВНЫХ
СУДОВ РЕСПУБЛИК, КРАЕВЫХ, ОБЛАСТНЫХ СУДОВ, СУДОВ
ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, СУДА АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ,
СУДОВ АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГАРНИЗОННЫХ И ОКРУЖНЫХ
(ФЛОТСКИХ) ВОЕННЫХ СУДОВ, ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Народными заседателями районных (городских) судов,
Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов
федерального значения, суда автономной области, судов автономных
округов, гарнизонных и окружных флотских военных судов, Верховного
Суда Российской Федерации назначаются (избираются) граждане
Российской Федерации, достигшие 25 лет.
Не могут быть назначены (избраны) народными заседателями лица,
признанные судом недееспособными либо ограниченные судом в
дееспособности, имеющие судимость, а также физические или
психические недостатки, препятствующие в отправлении правосудия.
Статья 2. Количество народных заседателей, необходимых для
отправления правосудия в районных (городских) судах, Верховных
судах республик, краевых, областных судах, судах городов
федерального значения, суде автономной области, судах автономных
округов, гарнизонных и окружных (флотских) военных судах,
Верховном Суде Российской Федерации, определяется председателями
этих судов и не позднее чем за три месяца до истечения срока
полномочий ранее назначенных (избранных) народных заседателей
доводится ими до сведения государственных органов, назначающих
(избирающих) народных заседателей в соответствии с настоящим
Федеральным законом.
Статья 3. Кандидаты для назначения (избрания) народными
заседателями районных (городских) судов. Верховных судов
республик, краевых, областных судов, судов городов федерального
значения, суда автономной области и судов автономных округов
выдвигаются органами местного самоуправления в порядке,
установленном законами субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Кандидаты для назначения (избрания) народными
заседателями гарнизонных и окружных (флотских) военных судов
выдвигаются на собраниях военнослужащих воинских частей по месту
военной службы и утверждаются голосованием большинством голосов
военнослужащих, присутствующих на собрании.
Собрание военнослужащих воинской части созывается командиром
воинской части. Собрание правомочно выдвигать кандидатов в
народные заседатели, если на нем присутствуют не менее половины
от общего числа военнослужащих этой воинской части.
Статья 5. Кандидаты для назначения народными заседателями
Военной Коллегии Верховного Суда Российской Федерации выдвигаются
на конференции военнослужащих военных округов (флотов) и
утверждаются открытым голосованием большинством голосов
военнослужащих, присутствующих на конференции.
Конференция военнослужащих военного округа созывается
командующим округом (флотом) по установленной им норме
представительства. Конференция правомочна для выдвижения
кандидатов в народные заседатели Военной Коллегии Верховного Суда
Российской Федерации, если на ней присутствует не менее половины
от общего числа делегатов.
Статья 6. Кандидаты для назначения народными заседателями
Судебной коллегии по гражданским делам и Судебной коллегии по
уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации выдвигаются
представительными органами субъектов Российской Федерации в
порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Народные заседатели районных (городских) судов,
Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов
федерального значения, суда автономной области, судов автономных
округов, гарнизонных военных судов, находящихся на территории
Российской Федерации, окружных (флотских) военных судов,
Верховного Суда Российской Федерации назначаются (избираются)
сроком на 5 лет представительными органами субъектов Российской
Федерации в порядке, установленном законами субъектов Российской
Федерации.
Статья 8. Народные заседатели гарнизонных военных судов,
расположенных за пределами Российской Федерации избираются на
общих собраниях (конференциях) военнослужащих соответствующего
гарнизона большинством голосов от числа военнослужащих,
присутствующих на общем собрании (конференции) сроком на 5 лет.
Общее собрание (конференция) военнослужащих гарнизона созывается
начальником гарнизона, устанавливающим норму представительства на
конференции. Общее собрание (конференция) правомочно избирать
народных заседателей гарнизонных военных судов, расположенных за
пределами Российской Федерации, если на нем ( на ней) присутствует
не менее половины от общего числа военнослужащих гарнизона
(делегатов конференции).
Статья 9. Установить что народные заседатели районных
(городских) судов, Верховных судов республик, краевых, областных
судов, судов городов федерального значения, суда автономной
области, судов автономных округов, гарнизонных и окружных
(флотских) военных судов, Верховного Суда Российской Федерации,
участвующие в отправлении правосудия в настоящее время, избраны на
срок до назначения (избрания) народных заседателей этих судов в
соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 10. Предложить органам государственной власти субъектов
Российской Федерации до 1 мая 1997 года привести законодательство
субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Законом
в части, относящейся к назначению (избранию) народных заседателей.
Статья 11. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Закон "О судоустройстве РСФСР" и иные нормативные акты о
порядке назначения (избрания) народных заседателей районных
(городских) судов, Верховных судов республик, краевых, областных
судов, судов городов федерального значения, суда автономной
области, судов автономных округов, гарнизонных и окружных
(флотских) военных судов, Верховного суда Российской Федерации,
изданные до вступления в силу настоящего Федерального закона,
действуют в части, не противоречащей ему.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О НАЗНАЧЕНИИ (ИЗБРАНИИ) НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ) СУДОВ, ВЕРХОВНЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИК,
КРАЕВЫХ, ОБЛАСТНЫХ СУДОВ, СУДОВ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ, СУДА АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, СУДОВ АВТОНОМНЫХ
ОКРУГОВ, ГАРНИЗОННЫХ И ОКРУЖНЫХ (ФЛОТСКИХ)
ВОЕННЫХ СУДОВ, ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Оценивая ситуацию, сложившуюся в области судопроизводства,
можно с полной определенностью сказать, что имеющие место срывы
судебных процессов, нарушение установленных процессуальным законом
сроков рассмотрения дел, неоправданно длительное содержание
обвиняемых в следственных изоляторах усугубились правовой
неопределенностью статуса действующих народных заседателей.
Данную проблему невозможно решить в рамках Закона РСФСР "О
судоустройстве РСФСР", поскольку соответствующие нормы упомянутого
закона явно устарели и не отвечают сложившимся реалиям. Весьма
затруднителен и путь внесения изменений и дополнений в указанный
закон в части, касающейся избрания народных заседателей, так как
это потребует кардинальных изменений всего раздела 2 названного
Закона.
Указанные причины, а также необходимость продления срока
полномочий народных заседателей явились основанием для издания
Указа Президента Российской Федерации от 23 января 1997 года,
который в целях обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в
Российской Федерации и судебной защиты прав граждан установил, что
народные заседатели судов осуществляют свои полномочия впредь до
принятия федерального закона о порядке назначения (избрания)
народных заседателей.
Таким образом, принятие самостоятельного федерального закона о
порядке назначения (избрания) народных заседателей является не
только наиболее предпочтительным, но и актуальным. Реализация
Закона не потребует дополнительных материальных и иных затрат,
поскольку необходимые расходы предусмотрены в федеральном бюджете
1997 года.
В представленном законопроекте учтено, что в формировании
корпуса народных заседателей общих судов должны участвовать все
ветви государственной власти. Принято во внимание и то, что
народный заседатель при осуществлении правосудия обладает всеми
правами судьи. Это обстоятельство нашло закрепление путем
установления соответствующего порядка назначения (избрания)
народных заседателей в отличие от порядка формирования корпуса
присяжных заседателей по спискам. В соответствии с законопроектом
кандидаты для назначения (избрания) народных заседателей
выдвигаются органами местного самоуправления, представительными
органами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном
законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в
законопроекте учтена совместная компетенция органов
государственной власти, федеральных органов государственной
власти, и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации в сфере комплектования судейских кадров.
Что касается народных заседателей Военной коллегии Верховного
Суда Российской Федерации и иных военных судов, то в проекте
закона предложен порядок их избрания, аналогичный действующему.
При определении срока их полномочий принято во внимание, что среди
народных заседателей - военнослужащих многие проходят службу по
контракту.
В законопроекте предлагается также установить, что народные
заседатели, участвующие в отправлении правосудия в настоящее
время, избраны на срок до назначения (избрания) народных
заседателей соответствующих судов в соответствии с настоящим
Федеральным законом.
Принятие данного проекта Федерального закона позволит
восполнить пробел, имеющийся в действующем законодательстве в
части отправления правосудия судами общей юрисдикции и судебной
защиты прав граждан.
------------------------------------------------------------------
|