РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 19 ФЕВРАЛЯ 1997 Г. N 2
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1996 ГОДУ И ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 1997 ГОД
Заслушав и обсудив доклад Министра В. Г. Кинелева "Об итогах
работы Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации в 1996 году и основных направлениях
деятельности на 1997 год", выступления участников пленарного и
секционных заседаний, а также рассмотрев методические,
инструктивные и информационно-справочные материалы, коллегия
отмечает, что несмотря на существенное снижение уровня
государственной поддержки, трудности экономического характера,
система образования проявила способность к решению культурно-
образовательных задач, сохранила свой потенциал, являющийся как
гарантией конституционного права каждого гражданина на получение
образования, так и важнейшей социальной гарантией развития всего
общества.
Происходила дальнейшая структурная перестройка системы
профессионального образования в соответствии с процессами
реформирования экономики, развивались направления подготовки и
переподготовки кадров, обеспечивающих рыночную инфраструктуру
общества.
В 1994 - 1996 гг. стратегия и тактика проведения реформ в
системе образования строились в соответствии с основными целями,
определенными для первого этапа реализации Федеральной программы
развития образования в России.
Важнейшие правовые и нормативные документы - Федеральные
законы "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании", целый ряд постановлений
Правительства Российской Федерации, определили и закрепили
основные принципы государственной политики в области образования,
фактически конституировали новую образовательную систему,
развивающую лучшие традиции отечественной системы образования и
учитывающую новые требования, продиктованные запросами личности,
общества и государства. Основным направлением деятельности в 1996
г. в области содержания образования стала работа над
государственными образовательными стандартами и учебными
программами всех уровней образования. Продолжена работа по
обновлению преподавания курсов и циклов естественных и социально-
гуманитарных дисциплин, созданию новых учебников, учебных пособий,
учебно-методической литературы, новых курсов и циклов лекций.
Министерством разработаны и утверждены Федеральный комплект
учебников на 1997 - 1998 гг. и Программа выпуска учебников и
учебных пособий для высшего профессионального образования на 1997
г., соответствующие основным требованиям общего и
профессионального образования. Наряду с развитием современных
педагогических технологий, технологий развивающего обучения,
продолжена работа по внедрению информационных, мульти- и
гипермедийных технологий в образовании. Основой для реализации
информационного образовательного пространства России становится
развивающаяся сеть региональных центров информатизации (в 1996 г.
создано 11 региональных центров), центров новых информационных
технологий, включенных в глобальную компьютерную сеть Интернет.
В 1996 г. продолжена работа по дифференциации сети
образовательных учреждений, развитию многоуровневой подготовки
кадров, созданию региональных университетских образовательных
систем, разграничению компетенций в сфере образования на основе
сохранения единого образовательного пространства. В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 1996 г. N 569
Министерством разработан и внесен в Правительство Российской
Федерации пакет документов по реформированию системы начального
профессионального образования. Серьезная работа проведена в
направлении интеграции высшей школы и академических научных
учреждений, в итоге которой разработана и с 1997 г. введена в
действие Федеральная целевая программа "Интеграция высшей школы и
фундаментальной науки", имеющая статус специальной президентской
программы, разработана и утверждена специальная президентская
программа "Русский язык".
В результате структурной перестройки системы среднего общего
образования в 1996 г. число лицеев, гимназий, образовательных
комплексов - начальная школа - детский сад достигло 3237 (1282 - в
1995 г.), число обучающихся в них увеличилось за год на 115 тысяч.
В системе начального профессионального образования введена новая
типология, предусматривающая введение трех категорий учреждений
начального профессионального образования. Осуществляется поэтапная
передача учебных заведений в ведение субъектов Российской
Федерации, за год переданы ПТУ в 4 регионах. В системе высшего
образования в 1996 г. за счет укрупнения, реорганизации с
включением в состав вузов других учреждений образования создано 9
учебных заведений университетского типа (в городах Оренбурге,
Владимире, Архангельске, Орле, Ульяновске, Череповце, Белгороде,
Ставрополе, Кургане). В 1996 г. создано 44 филиала государственных
вузов в субъектах Российской Федерации.
В области международного сотрудничества осуществлялась работа
по выполнению 143 межправительственных и межведомственных
соглашений в области образования с 68 государствами ближнего и
дальнего зарубежья, развивались прямые связи учреждений
образования. Всего в 1996 г. в различных формах международных
образовательных обменов по государственной линии приняли участие
2095 школьников, студентов, учителей и преподавателей Российской
Федерации. Возросло количество иностранных граждан, обучающихся в
российских вузах; их число в 1996 г. достигло 40 тыс. человек (в
1995 г. - 20 тыс. человек). В 1996 г. при активном участии
образовательных ведомств разработана концепция формирования
единого образовательного пространства в государствах - участниках
СНГ. Результатом этой работы явились Указ Президента Российской
Федерации о поддержке Российской Федерацией интеграционных
процессов в области образования в СНГ и подписание главами
Правительств восьми государств СНГ Соглашения о сотрудничестве в
области формирования единого образовательного пространства.
Крупным достижением стало подписание в ходе работы XXVIII
Генеральной Конференции ЮНЕСКО Меморандума, предусматривающего
практические шаги по реализации Россией международной программы
"Открытая образовательная система XXI века" и в ее рамках проектов
"Всемирный технологический университет ЮНЕСКО - ЮНИДО - Россия" и
"Дистанционное образование в новой информационной среде".
Признанием высокого международного статуса системы образования
России является принятое в 1996 г. ЮНЕСКО решение о создании в
Москве Института ЮНЕСКО "Информационные технологии в образовании".
В научно-исследовательской и инновационной деятельности
продолжалась работа по развитию фундаментальных исследований,
сохранению ведущих научных школ, развитию конкурсной системы.
Одновременно активно развивалось инновационное и малое
предпринимательство в научно-технической сфере, что способствовало
привлечению в образование внебюджетных средств. В 1996 г.
реализовано 175 межвузовских научных программ и инновационных
проектов. В 1996 г. проведена Всероссийская студенческая
олимпиада, состоялся Международный научный конгресс студентов,
аспирантов и молодых ученых "Молодежь и наука - третье
тысячелетие".
Министерство осуществило реформирование структуры управления
центрального аппарата в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации "О структуре федеральных органов
исполнительной власти".
В 1996 - 1997 гг. сохраняется тенденция сокращения удельного
веса расходов на образование в общем объеме расходной части
консолидированного государственного бюджета, что приводит к
неполному и несвоевременному финансированию учреждений
образования.
В целом сфера образования в 1996 г. была профинансирована за
счет Федерального бюджета от плановых назначений на 73%, в том
числе по заработной плате - почти на 90%, по стипендиям на 95%, а
по остальным статьям расходов - на 45%. По учреждениям,
подведомственным Министерству, финансирование высших и средних
специальных учебных заведений составило 76%, учреждений начального
профессионального образования - 61%.
Уровень заработной платы работников образования продолжает
оставаться крайне низким. Задержки, неполные выплаты и
несвоевременная индексация заработной платы неоднократно в 1996 г.
приводили к массовым акциям социального протеста учителей.
Сохраняется кризисный характер состояния материальной базы
образования. Темпы старения и износа зданий, сооружений и учебно-
лабораторного оборудования существенно опережают темпы их
реконструкции, строительства новых объектов, ремонта и обновления.
Регионы смогли обеспечить себя учебной литературой в 1995/96
учебном году только на 70,1%. С 1995 г. резко сокращено
финансирование издания федерального комплекта учебников для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учебников
и учебных пособий для учреждений профессионального образования.
Завершенные к началу 1996 г. новые учебники по социально-
гуманитарным дисциплинам для вузов не изданы массовыми тиражами.
Резко ухудшилось состояние библиотечного фонда школ, учреждений
начального профессионального образования, техникумов и вузов.
Главные причины кризиса - хроническая некредитоспособность
большинства регионов и вузов в оплате производства и поставок
учебников, а также несвоевременное и неритмичное поступление
выделяемых средств.
Особую тревогу вызывают проблемы образования детей и
подростков группы риска, больных детей и детей с девиантным
поведением, а также ситуация, сложившаяся в малокомплектных школах
и школах в сельских районах.
К числу других актуальных проблем следует отнести:
- незавершенность законодательной и нормативной базы
функционирования системы образования, организации лицензирования и
государственной аккредитации образовательных учреждений;
- необходимость дальнейшего совершенствования и введения новых
экономических и управленческих механизмов функционирования системы
образования в современных условиях, соответствующего нормативного
обеспечения;
- продолжение структурной перестройки системы
профессионального образования, прежде всего с целью интеграции
научно-педагогического потенциала образовательных учреждений,
ликвидации дублирования подготовки специалистов, эффективного
использования ресурсной поддержки региональных образовательных
систем субъектами Российской Федерации;
- разработка четких организационных механизмов привлечения
средств международных фондов, внешних и внутренних займов и
кредитов для обеспечения системы образования и ее информационной
базы, включая обеспечение учебной, учебно-методической
литературой, учебной техникой и средствами информатизации;
- совершенствование системной организации воспитательной
работы в учреждениях образования, взаимодействия с молодежными и
другими общественными организациями.
КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
1. Одобрить основные положения доклада "Об итогах деятельности
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации в 1996 году и основных направлениях деятельности на 1997
год" и представить материалы коллегии в Правительство Российской
Федерации. Считать задания, определенные Федеральной программой
развития образования для решения на первом этапе ее реализации, в
основном выполненными.
2. Совместно с соответствующими комитетами Совета Федерации и
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
выполнить необходимые организационные мероприятия по доработке и
утверждению Федеральной программы развития образования в России
(1996 - 2000 гг.). Совместно с органами управления образованием
субъектов Российской Федерации и Российской академией образования
разработать программу мероприятий по реализации второго этапа
Федеральной программы развития образования в России, уделив особое
внимание экономическим механизмам развития образования в России до
2000 г., совершенствованию законодательной и нормативной базы,
решению вопросов социальной поддержки учащихся, студентов,
учителей и преподавателей, формам межведомственного и
межпрограммного взаимодействия, повышения качества образования.
Ответственные: заместители Министра А. Г. Асмолов,
Н. Д. Подуфалов, Е. Е. Чепурных
Срок: 30 апреля 1997 г.
3. Совместно с органами управления образованием субъектов
Российской Федерации обеспечить выполнение плановых мероприятий,
предусмотренных Федеральной программой развития образования в
России, правительственной Программой социального развития, а также
решений Правительства Российской Федерации по вопросам
образования.
Ответственные: первые заместители Министра
А. Н. Тихонов, В. М. Жураковский,
В. Д. Шадриков
Срок: 31 декабря 1997 г.
4. Считать первоочередной задачей ликвидацию задолженности по
заработной плате работникам системы образования. Провести анализ
финансирования образования из бюджетов различных уровней и
внебюджетных источников. Разработать меры по стабилизации
финансово-экономического состояния образовательных учреждений.
Разработать предложения по привлечению средств международных
фондов, внешних и внутренних займов и кредитов для системы
образования России.
Ответственные: первый заместитель Министра
А. Н. Тихонов, заместитель Министра
В. А. Галанов
Срок: 1 мая 1997 г.
5. Совместно с Российской академией образования разработать
программу "Государственный стандарт в системе непрерывного
образования", направленную на скорейшее завершение создания
системы государственных образовательных стандартов и
обеспечивающую преемственность и повышение качества дошкольного,
среднего (полного) и профессионального образования.
Ответственные: заместитель Министра А. Г. Асмолов,
первые заместители Министра
В. М. Жураковский, В. Д. Шадриков
Срок: 30 ноября 1997 г.
6. Провести Всероссийское совещание ректоров высших учебных
заведений по проблемам реформирования высшего профессионального
образования.
Ответственные: первый заместитель Министра
В. М. Жураковский, заместитель
Министра В. А. Галанов
Срок: май 1997 г.
7. Ускорить ход реформы непрерывного гуманитарного образования
и подготовить совместно с Российской академией образования
программу "Гуманитарное образование - путь к гуманизации общества
и гражданскому воспитанию личности".
Ответственный: заместитель Министра А. Г. Асмолов,
Срок: 1 июня 1997 г.
8. Разработать комплекс мер по созданию и реализации системы
обеспечения учебной литературой образовательных учреждений, имея в
виду четкое распределение обязанностей между Федерацией и
регионами по вопросам создания, грифования, издания и доставки
учебной литературы.
Ответственный: заместитель Министра В. А. Болотов
Срок: 1 июля 1997 г.
9. Осуществить комплекс мер по совершенствованию национальной
образовательной статистики, необходимой для принятия эффективных
управленческих решений и учитывающей процессы интеграции
российской системы образования в мировую.
Ответственный: заместитель Министра
Н. Д. Подуфалов,
Срок: 31 декабря 1997 г.
10. Разработать мероприятия по выполнению предложений,
высказанных на заседании коллегии и секциях, направленные на
совершенствование деятельности системы образования в 1997 г., ее
стабилизацию и развитие.
Ответственные: первые заместители Министра
В. М. Жураковский, В. Д. Шадриков
Срок: 15 марта 1997 г.
11. Рекомендовать коллегиям органов управления образованием
субъектов Российской Федерации, председателям региональных советов
ректоров высших и директоров средних специальных учебных заведений
использовать в работе основные положения доклада и настоящего
решения, довести итоги коллегии до сведения коллективов учреждений
образования и органов власти субъектов Российской Федерации.
Провести зональные совещания руководителей органов управления
образованием субъектов Российской Федерации, руководителей
учреждений профессионального образования с рассмотрением итогов
1996 г. и задач на 1997 г.
Ответственный: заместитель Министра
Н. Д. Подуфалов,
Срок: март - апрель 1997 г.
(по специальному графику)
12. Руководителям структурных подразделений, подведомственных
организаций и учреждений Министерства учесть основные положения
доклада и скорректировать планы работы на 1997 г. в соответствии с
настоящим решением. Особое внимание уделить устранению критических
замечаний, высказанных в ходе заседаний коллегии и секций.
13. Отделу прессы и информации (Кузякину А. П.) обеспечить
информирование общественности об итогах работы Министерства общего
и профессионального образования Российской Федерации в 1996 г. и
основных направлениях работы на 1997 г.
Срок: 1 марта 1997 г.
14. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за
собой
Председатель коллегии В. КИНЕЛЕВ
|