ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 февраля 1997 г. N ЛЧ-06-21/1180
ОТЗЫВ НА ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
АКТАРСКОЙ О.М, МЕТЕЛЬСКОГО В.П., ШИНТЯКОВА В.А.,
ЧЕПОВОГО В.И. И ДРУГИХ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ВСЛЕДСТВИЕ
ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ, К ГЛАВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕНСИОННОМУ
ФОНДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пенсионный фонд Российской Федерации отклоняет заявленные
истцами исковые требования к ПФР по следующим основаниям.
1. Ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24.11.95 N 179-ФЗ)
определено, что все расходы, связанные с выплатой государственных
пенсий, пособий, компенсаций, сумм в возмещение вреда вследствие
Чернобыльской катастрофы, иные выплаты гражданам, установленные
настоящим Законом, осуществляются из федерального бюджета. Порядок
финансирования расходов устанавливается Правительством Российской
Федерации.
2. Федеральный закон в редакции от 24.11.95 N 179-ФЗ внес
изменения в пункт 25 ст. 14 и пункт 1 ст. 29 Закона Российской
Федерации от 15.05.92 N 1244-1 "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС" в части пенсионного обеспечения. Упразднен
ранее действующий порядок назначения пенсии по инвалидности и по
случаю потери кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы в
размере возмещения фактического ущерба и предоставлено указанным
лицам со 2 марта 1996 г. право получать два вида выплат:
пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных
пенсиях в Российской Федерации" как пенсию вследствие трудового
увечья или профессионального заболевания;
возмещение вреда, определяемое в порядке, предусмотренном
Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам
увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением
здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (в
редакции Федерального закона от 24.11.95 N 180-ФЗ).
Федеральный закон от 24.11.95 N 179-ФЗ (п. 25 ст. 14)
определил, что выплаты денежных сумм в возмещение вреда производят
органы социальной защиты населения или иные государственные органы
в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. Порядок выплат сумм в возмещение вреда гражданам, ставшим
инвалидами или потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской
катастрофы, был установлен в Указаниях Минсоцзащиты России от
21.03.96 N 1-3-У. В соответствии с данным документом (пункт 5
Указаний) на органы социальной защиты населения были возложены
обязанности по выплате сумм в возмещение вреда по п. 25 ст. 14
Закона от 24.11.95 N 179-ФЗ.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 24.04.96
N 506 утвердило Порядок финансирования расходов, связанных с
реализацией Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ. Механизм
финансирования расходов на выплату сумм в возмещение вреда
определен п. 2 Порядка, предусматривающим авансовые перечисления
средств, выделяемых из федерального бюджета в распоряжение органов
Федерального казначейства в субъектах Российской Федерации.
Средства на следующий месяц должны перечисляться в размере
фактических выплат, произведенных за предыдущий месяц, с
последующим уточнением.
4. Статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от
08.07.96 N 88-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации
на 1996 год" установлены расходы на предоставление льгот в части
пенсий и компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС. Эти расходы установлены в размере
2277000,6 млн. руб. и предназначены для выплаты:
пенсий по старости с уменьшением возраста;
пенсий по инвалидности;
пенсий по случаю потери кормильца;
повышений и надбавок к пенсиям.
Данные расходы подлежат финансированию за счет средств
федерального бюджета. Правительство Российской Федерации
Постановлением от 24.04.96 N 506 (п. 3 Порядка) определило
механизм финансирования расходов на указанные цели путем
централизованного их перечисления в распоряжение ПФР на основании
заявок, представляемых за 10 дней до начала очередного квартала.
5. Минфин России письмом от 12.07.96 N 01-10/02-2893
информировал Правительство Российской Федерации о том, что
задержка выплаты инвалидам - чернобыльцам сумм в возмещение вреда
обусловлена тем, что разработанные Минсоцзащиты Указания (от
21.03.96 N 1-3-У) не были согласованы с Минфином России и не
учитывают реальные возможности федерального бюджета.
6. Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.08.96 N 944 "О порядке выплаты сумм в возмещение вреда
инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, семьям умерших
инвалидов и других граждан, погибших (умерших) в связи с
катастрофой на Чернобыльской АЭС" установлено, что выплаты сумм в
возмещение вреда производятся органами, осуществляющими пенсионное
обеспечение. Это уточнение вызвано тем, что ряд регионов
(10 субъектов Российской Федерации) перешли на работу в условиях
Единой пенсионной службы.
Этим же Постановлением подтверждено, что финансирование
расходов, связанных с выплатой сумм в возмещение вреда,
осуществляется в порядке, установленном Постановлением
Правительства Российской Федерации от 24.04.96 N 506.
7. Постановлением Правительства Российской Федерации от
09.09.96 N 1056 "О порядке предоставления льгот и выплаты
компенсаций гражданам Российской Федерации, подвергшимся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
установлено, что льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным
законом от 24.11.96 N 179-ФЗ, предоставляются (выплачиваются)
согласно нормативным правовым актам федеральных органов
исполнительной власти впредь до принятия соответствующего решения
Правительства Российской Федерации.
8. Бюджетный департамент Минфина России письмами от 05.08.96
N 2-7-4 и от 13.09.96 N 2-7-14, направленными в Минсоцзащиты
России и в Управление федерального казначейства по Московской
области, несмотря на указанные Постановления Правительства
Российской Федерации, давал разъяснения, что якобы финансирование
расходов на выплаты денежных сумм в возмещение вреда указанной
категории граждан осуществляется Пенсионным фондом Российской
Федерации и что к компетенции органов Федерального казначейства не
относятся вопросы, связанные с выплатой денежных сумм в возмещение
вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС.
9. Письмом от 05.11.96 N 2-7-14 Минфин России подтвердил, что
финансирование расходов по указанным выплатам обеспечивается им
целевым выделением средств в распоряжение органов Федерального
казначейства в субъектах Российской Федерации.
10. Положением о Минфине России, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.08.94 N 984, установлено,
что Минфин России обязан обеспечивать исполнение федерального
бюджета и осуществлять контроль за его исполнением через систему
Федерального казначейства.
11. Исходя из изложенного и основываясь на ст. 36 ГПК
Российской Федерации, просим на основании приведенных
доказательств (документов) по данному судебному делу признать
Пенсионный фонд Российской Федерации ненадлежащим ответчиком.
Заместитель Председателя
правления ПФ РФ
Л.ЧИЖИК
|