ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 1997 г. No. 2150/96
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление
апелляционной инстанции Арбитражного суда Самарской области от
18.12.95 по делу No. 134/29-412 и постановление Федерального
арбитражного суда Поволжского округа от 18.03.96 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Муниципальное предприятие тепловых сетей города Тольятти
обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к
акционерному обществу "Куйбышевазот" и администрации города
Тольятти о взыскании 6025716054 рублей задолженности за тепловую
энергию, отпущенную в 1994-1995 годах на отопление жилищного
фонда.
Решением от 06.09.95 иск удовлетворен, задолженность взыскана
с АО "Куйбышевазот".
Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.95 решение
суда изменено. Задолженность взыскана с ответчиков в следующем
размере: с АО "Куйбышевазот" - 728260922 рублей; с администрации
города Тольятти - 5297455132 рублей.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением
от 18.03.96 постановление апелляционной инстанции оставил без
изменения.
В протесте первого заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановления
апелляционной и кассационной инстанций отменить, оставить в силе
решение суда первой инстанции.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, арендное предприятие
"ПО "Куйбышевазот" в декабре 1992 года провело приватизацию и по
договору купли-продажи от 29.12.92 No. 172 выкупило имущество.
Объекты социально-бытового назначения, в том числе и жилые дома,
находящиеся на его балансе, в состав приватизированного имущества
не вошли.
Разделом 4 указанного договора предусмотрено, что покупатель -
АО "Куйбышевазот" берет на себя обязательства по содержанию
социально-бытовой сферы, находящейся на его балансе, до передачи
объектов этой сферы на баланс местных Советов.
Эти обязательства подтверждены и договором от 28.09.93
No. 170-С, заключенным АО "Куйбышевазот" с Комитетом по управлению
имуществом Самарской области, в соответствии с которым жилой фонд
передан акционерному обществу в хозяйственное ведение.
Таким образом, АО "Куйбышевазот" обязано нести расходы по
содержанию находящихся на его балансе жилых домов до фактической
их передачи на баланс администрации города Тольятти.
Фактическая передача объектов социально-культурного и
коммунально-бытового назначения с баланса АО "Куйбышевазот" на
баланс администрации города Тольятти произведена 28.07.95
соглашением No. 144. До этого времени акционерное общество в
установленном порядке принимало от населения все платежи за
коммунальные услуги, в том числе и за тепловую энергию.
Доводы апелляционной и кассационной инстанций и
АО "Куйбышевазот" о том, что задолженность за тепловую энергию
должна быть отнесена на администрацию города Тольятти со дня
принятия администрацией постановления от 06.11.95 No. 11 "О
передаче жилищно-коммунального хозяйства приватизированных
предприятий на баланс районных управлений ЖКХ", а не со дня
фактической передачи, неоснователен, так как указанным
постановлением утверждался лишь график передачи и решались другие
организационные вопросы, связанные с ней.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционная и
кассационная инстанции не приняли во внимание постановление
Правительства Российской Федерации от 23.12.93 No. 1325, согласно
которому финансирование переданных в ведение местной администрации
объектов коммунально-бытового назначения осуществляется за счет
средств бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Финансирование
указанных объектов за счет муниципального бюджета постановлением
Правительства России не предусмотрено. Согласно постановлению
расходы по соответствующим бюджетам подлежат возмещению за счет
отчислений 100 процентов поступающих в эти бюджеты дивидендов по
акциям, закрепленным в государственной, муниципальной
собственности, доходов от приватизации по нормам, установленным
Государственной программой приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации, а также за счет
средств республиканского бюджета Российской Федерации, выделяемых
при уточнении бюджетных взаимоотношений (пункт 1 постановления).
Однако в материалах дела нет документов, свидетельствующих о
выделении в бюджет города Тольятти средств на возмещение расходов
на содержание объектов коммунально-бытового назначения.
Таким образом, обязанность администрации города по возмещению
указанных расходов не доказана, поэтому оснований для отмены
решения суда не было.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда
Самарской области от 18.12.95 по делу No. 134/29-412 и
постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от
18.03.96 по тому же делу отменить.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06.09.95 по
делу No. 134/29-412 оставить без изменения.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
|