ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
от 13 февраля 1997 г. N 22
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ БЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ
С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-6 RA-21878 УХТИНСКОГО ФИЛИАЛА ГАП
"КОМИАВИА" КОМИ РУ ФАС РОССИИ
30 мая 1996 года произошло авиационное происшествие без
человеческих жертв с вертолетом Ми-6 RA-21878 Ухтинского филиала
ГАП "Комиавиа" РУ ФАС России.
Экипаж Ухтинского филиала ГАП "Комиавиа" в составе: КВС
Калимова Ю.А., второго пилота Хитрова В.П., штурмана Яценко Ю.М.,
бортмеханика Головина В.Н., бортрадиста Марковченкова Ю.М. на
вертолете Ми-6 RA-21878 выполнял транспортно - связные работы с
грузом на внешней подвеске по обслуживанию Сургутского
вышкомонтажного управления.
Вылет с подбазы Русинская был произведен в 03 часа 09 мин.
(ИТС). В ходе летного дня экипаж выполнил 18 транспортных полетов,
9 из них выполнялись с различными грузами на внешней подвеске.
В 11 час 04 мин. экипаж произвел взлет с площадки буровой
Р-517 для перевозки груза на внешней подвеске на буровую Р-110.
Вес груза на внешней подвеске (7 мешков цемента) составлял
5600 кг, общая длина подвески (штатный трос, подстропник, высота
груза) - 7 метров. На борту находился сопровождающий груз
такелажник.
Через 19 минут полета экипаж вышел на буровую Р-110 и
осуществил заход на площадку.
Выполнив зависание на высоте 10 м, экипаж произвел укладку и
отцепку груза. После отцепки груза предполагалось совершить
посадку без выключения двигателей и уменьшения шага.
В процессе выполнения эволюции на высоте 3 - 5 м для подбора
места посадки произошло соударение рулевого винта с посторонним
предметом (металлическим тросом), приведшее к разрушению его
лопастей в воздухе с последующим отделением хвостового редуктора
от концевой балки, потерей управляемости и столкновения с землей.
Вертолет полностью разрушился и сгорел.
Члены экипажа получили телесные повреждения различной степени
тяжести.
По заключению комиссии по расследованию причиной авиационного
происшествия с вертолетом Ми-6 RA-21878 явилось соударение
лопастей рулевого винта с посторонним предметом (тросом),
приведшее к разрушению рулевого винта и его отделению вместе с
хвостовым редуктором от килевой балки и последующему столкновению
вертолета с землей в результате сочетания следующих факторов:
- ошибки экипажа в выборе места отцепки груза на части
площадки, непригодной для выполнения висения и перемещения на
малой высоте из-за наличия препятствий на расстоянии меньше
безопасного (менее 0,5 диаметра НВ от конца его лопастей);
- недостаточной осмотрительности экипажа при выполнении
перемещения вертолета на малой высоте.
Неравномерное распределение налета часов экипажа в течение
последнего календарного периода могло привести к его
растренированности в переносимости интенсивной рабочей нагрузки,
что обусловило возникновение усталости, снижение внимания и
осмотрительности.
Приказываю:
1. Начальникам региональных управлений ФАС России,
руководителям авиакомпаний и авиапредприятий:
1.1. Организовать изучение Приказа с летным и инженерно -
техническим составом подразделений эксплуатантов воздушного
транспорта.
1.2. Повторно изучить с летным составом вертолетных
подразделений требования РЛЭ, касающиеся полетов с подбором
посадочных площадок с воздуха и перевозки грузов на внешней
подвеске, обратив особое внимание на особенности пилотирования
вертолета Ми-6 при висении на малых высотах.
2. Начальнику Управления летной службы рассмотреть
рекомендации комиссии по расследованию данного авиационного
происшествия и принять меры по их реализации.
3. Обратить внимание генерального директора ГАП "Комиавиа" на
серьезные недостатки в обеспечении безопасности полетов в
авиапредприятии и необходимости принятия эффективных мер по ее
повышению.
4. Контроль за выполнением Приказа возложить на начальника
Главной инспекции по безопасности полетов ФАС России Кореневского
Ю.И.
Директор
Г.Н.ЗАЙЦЕВ
|