ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
10 февраля 1997 г. N 1-16/277
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 1997 г. N ВЗ-6-04/133
ПИСЬМО
О ПОВЫШЕНИИ СОБИРАЕМОСТИ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
Отчетные данные свидетельствуют об ежегодном росте поступлений
в бюджетную систему России земельного налога и арендной платы за
землю. Налоговыми органами Российской Федерации за 1996 год
обеспечено поступление в консолидированный бюджет платы за землю в
сумме 5353,6 млрд. рублей или с ростом по сравнению с 1995 годом в
1,6 раза.
По регионам наибольшие перевыполнения этих бюджетных
назначений имели место, например, в Томской, Московской,
Калининградской, Новосибирской, Кемеровской, Оренбургской,
Камчатской областях, Красноярском и Хабаровском краях, в городах
Москве и Санкт-Петербурге.
В федеральный бюджет поступило платы за землю с
перевыполнением бюджетных назначений по следующим регионам:
Мурманской (138,7%) и Томской (135,7%) областям, г. Москве
(131,5%), Республикам: Ингушетия (372,7%), Горный Алтай (232,6%),
Марий Эл (120,5%), Бурятия (191,1%), Чувашской Республике
(109,0%), Ямало-Ненецкому АО (211,3%), Ханты-Мансийскому АО
(109,2%), Приморскому краю (106%).
Однако, несмотря на определенную работу, проведенную
налоговыми органами по контролю за поступлением в
консолидированный бюджет платы за землю, некоторые регионы не
обеспечили поступления платы за землю в бюджет в полном объеме, в
том числе Орловская (74,9%), Рязанская (72,3%), Смоленская
(81,8%), Ярославская (63,9%), Курганская (77,2%), Свердловская
(72,4%) области, Республика Башкортостан (65,6%), Республика
Адыгея (75,2%), Республика Саха (Якутия) (51,0%) и другие.
Несмотря на то, что в 1996 году применялись установленные на
1995 год ставки и средние размеры земельного налога с
коэффициентом 1,5, поступление платы за землю в консолидированный
бюджет в 1996 году по таким регионам, как Республика Коми,
Республика Саха (Якутия), Амурская область, Чукотский АО,
Еврейская АО, Корякский АО, Таймырский АО оказалось ниже уровня
поступления этих платежей в 1995 году.
В нарушение статьи 19 Закона Российской Федерации "О плате за
землю", статьи 10 Федерального закона от 31.12.95 N 228-ФЗ "О
федеральном бюджете на 1996 год" и Постановления Правительства
Российской Федерации от 24.07.95 N 749 "Об утверждении порядка
централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от
взимания платы за землю" субъектами Российской Федерации не
обеспечено перечисление соответствующих средств от платы за землю,
подлежащих централизации в федеральный бюджет в 1996 году.
Недопоступление установленных в бюджете на 1996 год средств не
позволяет проводить финансирование централизованно выполняемых
мероприятий, предусмотренных статьей 24 Закона Российской
Федерации "О плате за землю", и приводит к срыву выполнения
доходной и расходной частей бюджета, предусмотренных в статьях 13
и 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год".
При общем выполнении прогноза поступления земельного налога и
арендной платы за землю по Российской Федерации в
консолидированный бюджет, в федеральный бюджет централизовано
платы за землю всего - 455,3 млрд. рублей из 1099,1 млрд. рублей,
подлежащих централизации.
Многие субъекты Российской Федерации не обеспечили
перечисления средств в федеральный бюджет в размерах,
предусмотренных бюджетными назначениями, а 16 вообще не приступили
к централизации этих средств: Ленинградская, Рязанская, Тульская,
Тамбовская, Липецкая, Волгоградская, Самарская, Кемеровская,
Новосибирская, Омская области, Хабаровский край, Республика
Хакасия и другие.
На данные нарушения обращает внимание также Счетная палата
Российской Федерации в материалах проверки Владимирской,
Воронежской, Рязанской областей, Краснодарского края (письмо от
02.12.96 N 03-22/346) и Главное контрольное управление Президента
Российской Федерации (письмо от 05.01.97 N А8-4.1-4).
Учитывая, что в проекте Федерального закона "О федеральном
бюджете на 1997 год" предусмотрено значительное увеличение объемов
поступлений платы за землю в федеральный бюджет, считаем одной из
важнейших задач совместно проводимой работы финансовых и налоговых
органов в текущем году - обеспечение полноты и своевременности
поступления земельного налога и арендной платы за землю в
федеральный бюджет.
В связи с этим заслуживает внимание опыт работы
Госналогинспекции по Мурманской области по вопросу централизации
указанных средств.
Так, в декабре 1996 года Госналогинспекцией по Мурманской
области совместно с Управлением федерального казначейства по
Мурманской области проведена документальная проверка Управления
финансов администрации Мурманской области по вопросу полноты и
своевременности перечисления в федеральный бюджет средств,
поступивших от платы за землю в 1996 году, по состоянию на
1 декабря 1996 года.
Проверкой установлено, что в нарушение пункта 4 Порядка
централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от
взимания платы за землю, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 24.07.95 N 749, Управлением
финансов администрации Мурманской области в течение года не
производились перечисления в федеральный бюджет подлежащих
централизации средств, поступивших от взимания платы за землю.
В связи с отказом Управления финансов администрации Мурманской
области погасить задолженность 27 декабря 1996 года на основании
заключения Госналогинспекции по Мурманской области от 26.12.96
N 117 на сумму 6,3 млрд. рублей Управлением федерального
казначейства по Мурманской области в принудительном порядке
произведен зачет задолженности областного бюджета перед
федеральным бюджетом по платежам за землю в 1996 году.
Обращаем внимание на то, что при условии погашения
задолженности областных, краевых, городских комитетов по земельным
ресурсам и землеустройству перед землеустроительными предприятиями
за выполненные и принятые земельно-кадастровые работы согласно
государственного заказа в 1996 году за счет средств от платы за
землю, подлежащих централизации в федеральный бюджет, налоговые
органы с согласия Минфина России и Госналогслужбы России отражают
в налоговой отчетности фактически погашенную задолженность как
централизованную в федеральный бюджет.
В случае неуплаты земельного налога в установленный срок
начисляется пеня в размере 0,7 процента от суммы недоимки за
каждый день просрочки, поэтому считали бы необходимым проведение
организаторской работы по ликвидации недоимки по данному налогу.
В связи с тем, что ставки земельного налога, действовавшие в
1996 году, будут применяться в 1997 году для всех категорий земель
с коэффициентом 2, рекомендуем пересмотреть размеры арендной платы
во всех договорах аренды земельных участков.
Примите действенные меры по исправлению создавшегося положения
и обеспечьте перечисление в первом квартале текущего года в
федеральный бюджет нецентрализованной доли земельного налога.
О ходе безусловного выполнения данного письма сообщите
Госналогслужбе России до 10 марта текущего года. Обобщенные
материалы по данному вопросу будут сообщены Главному контрольному
управлению Президента Российской Федерации и Счетной палате
Российской Федерации.
Председатель Государственного
комитета Российской Федерации
по земельным ресурсам
и землеустройству
Н.В.КОМОВ
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ
|