ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 1997 г. No. 4104/96
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на постановление Федерального
арбитражного суда Уральского округа от 07.06.96 по делу
Арбитражного суда Свердловской области No. КА-201.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Предприятие по материально-техническому снабжению
Свердловского отделения Свердловской железной дороги обратилось в
Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании
недействительным предписания Государственной налоговой инспекции
по Железнодорожному району Екатеринбурга от 30.06.95 о взыскании
налога на добавленную стоимость, специального налога, штрафа и
пени на сумму 1163030600 рублей.
Решением от 19.10.95 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.04.96 решение
оставлено без изменения.
Принимая указанные акты, суд исходил из того, что истец не
является плательщиком налога на добавленную стоимость и
специальному налогу по транспортным перевозкам.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением
от 07.06.96 указанные судебные акты отменил и в иске отказал,
поскольку предприятие по материально-техническому снабжению
обладает статусом юридического лица, имеет объекты
налогообложения, следовательно, является плательщиком налогов на
общих основаниях.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается постановление кассационной
инстанции отменить в связи с неправильным применением норм
материального права, оставив без изменения решение и постановление
апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприятие по материально -
техническому снабжению, образованное Министерством путей сообщения
Российской Федерации, входит в состав Свердловского отделения
Свердловской железной дороги.
Уставная деятельность отделения железной дороги и входящих в
его состав предприятий непосредственно связана с транспортными
перевозками.
Данные по исчислению налога на добавленную стоимость и
спецналога предприятие ежемесячно передавало в Свердловское
отделение железной дороги.
Государственная налоговая инспекция по Железнодорожному району
города Екатеринбурга в результате проверки правильности исчисления
и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость и
специального налога по предприятию за период с 01.01.93 по
01.05.95 выявила факты неуплаты налогов, что отразила в акте от
26.06.95, и вынесла предписание от 30.06.95 о взыскании с
предприятия недоимок по налогам, штрафа и пени на общую сумму
1163030600 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" ответственность
за нарушение налогового законодательства установлена только в
отношении налогоплательщика.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа, отказывая в
иске, исходил из того, что предприятие по материально-техническому
снабжению Свердловского отделения Свердловской железной дороги как
государственное предприятие, обладающее статусом юридического лица
и имеющее объекты налогообложения, является самостоятельным
плательщиком налога на добавленную стоимость и специального
налога.
Между тем в соответствии с пунктом 5 Положения "О Министерстве
путей сообщения Российской Федерации", утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.93
No. 19, доходы от перевозок, поступающие на доходные счета
Министерства путей сообщения Российской Федерации, распределяются
между железными дорогами.
Такой порядок формирования доходов железных дорог от перевозок
в настоящее время закреплен Федеральным законом "О федеральном
железнодорожном транспорте".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость" объектом налогообложения являются
обороты по реализации (работ, услуг), следовательно, доход,
получаемый железной дорогой от перевозной деятельности, является
исходной базой для определения объекта налогообложения и уплаты
налога на добавленную стоимость, а управление железной дороги по
перевозкам в пределах железной дороги несет обязанности
налогоплательщика.
С учетом особенностей формирования налогооблагаемого оборота и
исчисления данного налога подпунктом "а" пункта 34 инструкции
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 09.12.91
No. 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость" плательщиками налога по транспортным перевозкам
определены управления железных дорог и производственные
объединения железнодорожного транспорта.
В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской
Федерации от 22.12.93 No. 2270 "О некоторых изменениях в
налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней"
порядок исчисления и уплаты специального налога, а также
ответственность налогоплательщика определяются законодательством о
налоге на добавленную стоимость.
При этом следует иметь в виду, что обязанность управлений
железных дорог по уплате налога на добавленную стоимость
централизованно за предприятия и организации федерального
железнодорожного транспорта, осуществляющие и обеспечивающие
перевозочный процесс, установлена в настоящее время постановлением
Правительства Российской Федерации от 22.05.96 No. 629 "О порядке
уплаты налогов на прибыль, добавленную стоимость, а также иных
обязательных платежей в бюджеты предприятиями и организациями
федерального железнодорожного транспорта, осуществляющими и
обеспечивающими перевозочный процесс". Постановлением утвержден
перечень таких предприятий, в который включены предприятия
материально-технического снабжения железных дорог.
При таких обстоятельствах налоговая инспекция неправомерно
применила финансовые санкции к предприятию, которое не является
плательщиком налога на добавленную стоимость и специального налога
по транспортным перевозкам и, следовательно, не несет
ответственность, предусмотренную налоговым законодательством.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 07.06.96 по делу Арбитражного суда Свердловской области
No. КА-201 отменить.
Оставить без изменения решение от 19.05.95 и постановление
апелляционной инстанции от 04.04.96 Арбитражного суда Свердловской
области по тому же делу.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
|