ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 1997 г. No. К 3269/96
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на решение от 11.01.96 и постановление
апелляционной инстанции от 05.03.96 Арбитражного суда Свердловской
области по делу No. КА/400.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Управление Свердловской железной дороги обратилось в
Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании
недействительными инкассовых распоряжений Государственной
налоговой инспекции по городу Тавде Свердловской области от
20.06.95 No. 522 и No. 525, выставленных на расчетный счет
Управления для списания финансовых санкций на общую сумму 10238100
рублей за неуплату налога на прибыль и налога на добавленную
стоимость, выявленную при проверке подведомственной ему Тавдинской
дистанции сигнализации и связи Егоршинского отделения Свердловской
железной дороги.
Решением от 11.01.96 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.03.96 решение
оставлено без изменения.
Принимая названные акты, арбитражный суд исходил из того, что
деятельность Управления Свердловской железной дороги как
налогоплательщика не проверялась, доказательств нарушения
налогового законодательства суду не представлено, а результаты
проверки деятельности подведомственного Управлению предприятия
такими доказательствами не являются.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается названные судебные акты
отменить, поскольку неправильно применены нормы материального
права, и в иске отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" ответственность
за нарушения налогового законодательства применяется к
налогоплательщику, его нарушившему.
В соответствии с пунктом 5 Положения "О Министерстве путей
сообщения Российской Федерации", утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.01.93 No. 19, доходы от
перевозок, поступающие на доходные счета Министерства путей
сообщения Российской Федерации, распределяются между железными
дорогами.
Такой порядок формирования доходов железных дорог, получаемых
от перевозок, в настоящее время закреплен Федеральным законом
"О федеральном железнодорожном транспорте".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации
"О налоге на добавленную стоимость" объектом налогообложения
являются обороты по реализации (работ, услуг), следовательно,
доход, получаемый железной дорогой от перевозочной деятельности,
является исходной базой для определения объекта налогообложения,
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, а управление
железной дороги по перевозкам в пределах железной дороги несет
обязанности налогоплательщика.
С учетом особенностей формирования налогооблагаемого оборота и
исчисления налога на добавленную стоимость по транспортным
перевозкам подпунктом "а" пункта 34 инструкции Госналогслужбы
России от 09.12.91 No. 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость" плательщиками налога на добавленную
стоимость по транспортным перевозкам определены управления
железных дорог и производственные объединения железнодорожного
транспорта.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Российской Федерации
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" для предприятий,
относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и
связи, порядок уплаты налога на прибыль устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.92
No. 294 "О порядке расчетов с бюджетом предприятий, относящихся к
основной деятельности железнодорожного транспорта Министерства
путей сообщения Российской Федерации" установлено, что исчисление
и уплата налога на прибыль указанных предприятий производится
централизованно управлениями железных дорог с зачислением сумм
налога в бюджеты в соответствии с действующим законодательством.
Как видно из материалов дела, Тавдинская дистанция
сигнализации и связи находится в административно-хозяйственном
ведении управления Свердловской железной дороги и ее функции
относятся к основной деятельности железнодорожного транспорта,
связанной с обеспечением перевозочного процесса.
Исходные данные по расчету налоговых платежей Тавдинской
дистанцией сигнализации и связи передавались через Егоршинское
отделение Управлению Свердловской железной дороги, на которое
законодательством возложена обязанность по централизованной уплате
налогов.
Государственная налоговая инспекция по городу Тавде в
результате проверки установила, что при исчислении налога на
добавленную стоимость за 1993 год и налога на прибыль за 1993-1994
годы по Тавдинской дистанции сигнализации и связи было допущено
сокрытие объекта налогообложения, повлекшее образование недоимки
по налогам.
Копии акта проверки от 04.04.95 и предписания от 18.04.95
No. 369 об уплате недоимки и финансовых санкций на общую сумму
11913700 рублей налоговая инспекция письмом от 20.04.95
No. 16-01-04/383, 385 направила Управлению Свердловской железной
дороги.
Суммы недоимок и штрафных санкций истцом не оспариваются.
Исходя из обязанности Управления правильно и своевременно
уплачивать налоги и ответственности налогоплательщика за нарушения
налогового законодательства, налоговая инспекция обоснованно
выставила инкассовые распоряжения на списание требуемой суммы со
счета Управления.
При этом следует иметь в виду, что такая обязанность и
ответственность управлений железных дорог за неуплату налога на
прибыль и добавленную стоимость предприятий и организаций
федерального железнодорожного транспорта, осуществляющих
перевозочный процесс, установлена в настоящее время постановлением
Правительства Российской Федерации от 22.05.96 No. 629 "О порядке
уплаты налогов на прибыль, добавленную стоимость, а также иных
обязательных платежей в бюджеты предприятиями и организациями
федерального железнодорожного транспорта, осуществляющими и
обеспечивающими перевозочный процесс". Постановлением утвержден
также перечень таких предприятий, в который включены дистанции
сигнализации и связи железных дорог.
Принятые во внимание судом доводы истца о том, что
деятельность Управления как налогоплательщика не проверялась
налоговой инспекцией, несостоятельны, поскольку выводы налоговой
инспекции основаны на результатах проверки подведомственного
Управлению предприятия.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
решение от 11.01.96 и постановление апелляционной инстанции от
05.03.96 Арбитражного суда Свердловской области по делу No. КА/400
отменить.
Отказать в иске Управлению Свердловской железной дороги.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
|