ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 08.09.2003 N 996
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 февраля 1997 г. N 11-01/516
О НЕЗАКОННОСТИ ПРАКТИКИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЛ О НТП
И УГОЛОВНЫХ ДЕЛ НА ОСНОВАНИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ
ОТ 31 ДЕКАБРЯ 1995 ГОДА N 1343 ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ
ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ
МЕЖДУ РОССИЕЙ И КАЗАХСТАНОМ
В связи с многочисленными запросами таможен (Домодедовская,
Шереметьевская и др.) о действующем в настоящее время порядке
таможенного контроля и таможенного оформления товаров,
перемещаемых физическими лицами через таможенную границу между
Российской Федерации и Казахстаном, а также в связи с
необоснованными прекращениями органами предварительного следствия
уголовных дел, возбужденных таможенными органами Российской
Федерации по фактам нарушения таможенного законодательства
упомянутыми лицами, сообщаем следующее.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
31 декабря 1995 г. N 1343 "Об отмене таможенного контроля на
границе Российской Федерации с Республикой Казахстан"
Правительству Российской Федерации была поставлена задача по
отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с
Республикой Казахстан", а "в целях обеспечения отмены таможенного
контроля разработать и осуществить с участием Казахстанской
Стороны и по достижении договоренности с Киргизской,
Таджикистанской и Узбекистанской Сторонами план мероприятий по
организации совместного таможенного контроля на внешних границах
государств, участвующих в формировании Таможенного союза".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта
1996 г. N 258 "О мерах по реализации Указа Президента Российской
Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1343 "Об отмене таможенного
контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан"
ГТК России было поручено "после реализации Республикой Казахстан,
Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой
Узбекистан плана взаимосвязанных мероприятий по формированию
Таможенного союза, предусмотренных статьей 2 Соглашения о
Таможенном союзе от 6 января 1995 года, разработать с участием
таможенных служб этих государств план мероприятий по организации
совместного таможенного контроля на внешних границах государств -
участников Таможенного союза".
Одновременно ГТК России и ряду других министерств и ведомств,
в связи с предстоящей отменой таможенного контроля и таможенного
оформления российских товаров и товаров, происходящих с территории
государств - участников Таможенного союза или выпущенных в
свободное обращение в этих государствах, было поручено разработать
и представить в Правительство нормативные акты по защите интересов
Российской Федерации.
Необходимо принять во внимание, что содержание как упомянутого
Указа, так и Постановления не носит в части, касающейся отмены
таможенного контроля и таможенного оформления, прямого
нормоустанавливающего характера.
До издания упомянутых правовых актов ГТК России был принят
Приказ N 715 от 28 ноября 1995 года, в соответствии с которым с
13 декабря 1995 года было прекращено применение декларирования в
письменной форме с предоставлением таможенной декларации формы Т-6
при таможенном оформлении товаров, происходящих с территории
Республики Казахстан, российских и белорусских товаров,
перемещаемых через таможенную границу между Российской Федерацией
и Республикой Казахстан, за исключением случаев удостоверения, по
желанию граждан, ввоза (вывоза) перемещаемых ими товаров, включая
национальную и иностранную валюту.
Этим же документом было предусмотрено, что разрешения на вывоз
иностранной валюты, выданные уполномоченными банками Республики
Казахстан, не являются основанием для вывоза иностранной валюты
Российской Федерации.
(Иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте,
ранее ввезенные с территории Республики Казахстан на территорию
Российской Федерации, при вывозе из Российской Федерации
физическими лицами при соблюдении таможенных правил подлежат
беспрепятственному выпуску российскими таможенными органами в
течение 1 года с момента ввоза на территорию Республики Казахстан
при предъявлении таможенных деклараций, оформленных таможенными
органами Республики Казахстан.)
В связи с тем, что упомянутый Приказ вступил в противоречие с
названными Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ,
а также по мотивам введения национальным банком Республики
Казахстан в нарушение имеющихся договоренностей нормы вывоза
резидентами за пределы Республики Казахстан без подтверждения
соответствующими документами в эквиваленте 10 тысяч долларов США,
действие упомянутого Приказа ГТК России было полностью
приостановлено с 3 июня 1996 года телетайпограммой первого
заместителя Председателя Комитета от 29 мая 1996 г. N Т-10234.
Таким образом, в настоящее время в отношении товаров,
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и
Республики Казахстан, действует обычный порядок таможенного
контроля и таможенного оформления, предусмотренный Таможенным
кодексом Российской Федерации, нарушение которого физическими
лицами влечет ответственность, предусмотренную как нормами
Таможенного кодекса России, так и Уголовного кодекса Российской
Федерации.
Несмотря на это, в органах предварительного следствия начала
складываться не основанная на законе практика прекращения
уголовных дел, ранее возбужденных таможенными органами, со ссылкой
на нормы Соглашения о Таможенном союзе, Указа Президента
Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1343 и Приказа ГТК
России от 28 ноября 1995 г. N 715.
В связи с изложенным, прошу довести настоящее письмо до
подчиненных сотрудников, разъяснив основные требования нормативных
документов, в части, касающейся таможенного контроля и таможенного
оформления в отношении товаров, перемещаемых через таможенную
границу Российской Федерации, а также сориентировать надзирающих
прокуроров на правильное применение действующего законодательства,
одновременно поставив вопрос об отмене постановлений о прекращении
по мотивам отсутствия состава преступления уголовных дел,
возбужденных таможенными органами в отношении физических лиц,
переместивших товары с нарушением таможенного законодательства.
Начальник Управления
М.В.ВАНИН
Приложение
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА
от 3 февраля 1997 г. N 06-11/72п
На запрос от 20.01.97 N 11-01/198, обращение Шереметьевской
таможни от 15.01.97 N 01-05/189 и Домодедовской таможни от
20.01.97 N 01-09/119 Правовое управление ГТК России сообщает
следующее.
Как следует из констатирующей части Указа Президента
Российской Федерации от 31.12.95 N 1343 "Об отмене таможенного
контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан",
отмена таможенного контроля поручается Правительству Российской
Федерации.
На основании этого Указа Президента издано Постановление
Правительства Российской Федерации от 06.03.96 N 258 "О мерах по
реализации Указа Президента Российской Федерации от 31.12.95
N 1343 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской
Федерации с Республикой Казахстан", в соответствии с которым ГТК
России поручено отменить таможенный контроль и таможенное
оформление российских товаров и товаров, происходящих с территории
Республики Казахстан или выпущенных в свободное обращение в этом
государстве, перемещаемых в пределах территорий Российской
Федерации и Республики Казахстан, только после реализации плана
взаимосвязанных мероприятий по формированию Таможенного союза
Договаривающихся Сторон в соответствии с международными договорами
о Таможенном союзе.
Поскольку до сего дня ГТК России не отменен таможенный
контроль и таможенное оформление в отношении вышеуказанных товаров
в связи с тем, что вышеупомянутый план мероприятий не реализован,
то, следовательно, таможенный контроль и таможенное оформление
осуществляются в отношении всех товаров и транспортных средств,
перемещаемых через российско - казахстанскую границу.
Заместитель начальника
Правового управления
Н.М.КУТЛУБАЕВ
|