ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 февраля 1997 г. N ЕВ-09-28/744
О ПРИМЕНЕНИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 28.08.96 N 1274
(с изм., внесенными письмом ПФ РФ от 07.10.1997 N ЛЧ-09-28/7177)
Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с поступающими
запросами региональных отделений о применении Указа Президента
Российской Федерации от 28 августа 1996 г. N 1274 "О начислении
пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями,
финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней" разъясняет
следующее.
Действие Указа Президента Российской Федерации от 28 августа
1996 г. N 1274 распространяется только на одну организационно -
правовую форму юридического лица, а именно, учреждение. Как
следует из текста Указа, учреждения финансируются за счет средств
бюджетов всех уровней и эти средства идут в том числе на оплату
труда работников этих учреждений. Следовательно, данный Указ
распространяется только на государственные (федеральные) и
муниципальные учреждения (далее - государственные и муниципальные)
и не распространяется на органы управления, входящие в систему
органов власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления (системы здравоохранения, культуры, науки,
социальной защиты населения).
К числу государственных и муниципальных учреждений относятся
учреждения, которые создаются в соответствии со статьей 31
Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях". При этом органы государственной власти и органы
местного самоуправления создают государственные и муниципальные
учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного
управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации и осуществляют их полное или частичное финансирование.
При рассмотрении вопроса о применении Указа Президента
Российской Федерации от 28.08.96 N 1274 к тому или другому
юридическому лицу региональным отделениям необходимо определить:
является ли это юридическое лицо государственным или
муниципальным учреждением в соответствии с его государственной
регистрацией;
финансируется ли оплата труда работников учреждения из бюджета
(всех уровней);
относится ли это учреждение к учреждениям науки, просвещения,
здравоохранения, культуры, системы социальной защиты населения.
1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
учреждение является юридическим лицом (статья 50 ГК РФ), действует
на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо
только учредительного договора, а также на основании общего
положения об организации данного вида, имеет имущество на праве
оперативного управления (ст. ст. 296, 299 ГК РФ), а также
самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ).
В соответствии со статьей 51 ГК РФ юридическое лицо считается
созданным с момента его государственной регистрации.
В настоящее время закон о регистрации юридических лиц пока не
принят, действует Положение о порядке государственной регистрации
субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом
Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482 "Об
упорядочении государственной регистрации предприятий и
предпринимателей на территории Российской Федерации". По данному
Положению подлежат государственной регистрации учреждения, имеющие
право в соответствии с учредительными документами заниматься
предпринимательской деятельностью. Учреждения, которым не
предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность,
в настоящее время регистрируются в субъектах Российской Федерации
на основании положений о регистрации, утверждаемых органами власти
субъектов Российской Федерации (например, Москва - на основании
Положения о регистрации некоммерческих организаций, утвержденного
распоряжением мэра г. Москвы от 29.12.92 N 598-РМ). Основанием для
рассмотрения вопроса о применении Указа Президента Российской
Федерации от 28.08.96 N 1274 должны являться учредительные
документы учреждения, зарегистрированные в установленном порядке.
Региональным отделениям необходимо выяснить порядок
регистрации некоммерческих организаций в регионе. Отделения должны
запрашивать и рассматривать учредительные документы учреждений на
основании статьи 14 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О
некоммерческих организациях", а именно:
а) для государственных и муниципальных учреждений обязательно
наличие решения органа государственной власти или органа местного
самоуправления о создании данного учреждения и устава,
утвержденного данным органом. В уставе определяется наименование
учреждения, содержащее указание на характер его деятельности и
организационно - правовую форму (учреждение), источники
формирования имущества (это важно для определения финансирования
учреждения из бюджета), предмет и цели деятельности (для отнесения
деятельности учреждения к науке, просвещению, здравоохранению,
культуре, системе социальной защиты);
б) для некоторых государственных учреждений утверждаются
индивидуальные положения постановлениями Правительства Российской
Федерации (например, Положение о Политическом музее, утвержденное
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94
N 884, Положение о Государственном академическом Мариинском
театре, утвержденное Постановлением Правительства Российской
Федерации от 06.10.94 N 1142, Устав Российской академии ракетных и
артиллерийских наук, утвержденный Постановлением Правительства
Российской Федерации от 22.03.96 N 325 и т.д.). Для этих видов
учреждений индивидуальных учредительных документов не требуется;
в) некоторые виды государственных и муниципальных учреждений в
случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании
общего положения об учреждениях данного вида (например, Типовое
положение об учреждении начального профессионального образования,
утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от
5 июня 1994 г. N 650, Типовое положение об общеобразовательной
школе - интернате, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 612, Типовое положение
об общеобразовательном учреждении от 9 сентября 1996 г. N 1058).
2. Для подтверждения финансирования оплаты труда учреждения
необходимо запросить смету, утвержденную в установленном порядке,
и справку от финансирующего органа о фактическом поступлении
средств из бюджетов.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с Законом РСФСР от
10.10.91 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР" для бюджетных организаций и учреждений в порядке
исполнения бюджетов финансирование производится по трем
укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы,
капитальные вложения и капитальный ремонт (статья 17).
Ассигнования на финансирование деятельности органов
законодательной власти, аппарата исполнительной власти и местного
самоуправления включаются в бюджет соответствующего уровня в
качестве самостоятельных статей расходов.
В связи с этим учреждения и органы законодательной и
исполнительной власти финансируются с различных статей бюджета.
3. При решении вопроса об отнесении государственного или
муниципального учреждения к науке, просвещению, здравоохранению,
культуре, системе социальной защиты населения следует тщательно
анализировать учредительные документы, в которых должны быть
указаны характер, предмет и цели деятельности учреждения, а также
его учредитель.
К учреждениям науки относятся учреждения, в учредительных
документах которых предусмотрена научная и (или) научно -
техническая деятельность.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.96
N 127-ФЗ "О науке и государственной научно - технической политике"
это деятельность, направленная на получение, применение новых
знаний для решения технологических, инженерных, экономических,
социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения
функционирования науки, техники и производства как единой системы.
В соответствии со статьей 5 вышеназванного Федерального закона
научные организации подразделяются на:
1) научно - исследовательские;
2) научные организации образовательных учреждений высшего
профессионального образования;
3) опытно - конструкторские, проектно - конструкторские,
проектно - технологические;
4) иные организации, осуществляющие научную и (или) научно -
техническую деятельность.
К учреждениям просвещения в соответствии с Законом Российской
Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" относятся
образовательные учреждения. Образовательным учреждением является
учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть
реализующее одну или несколько образовательных программ и (или)
обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
дошкольные;
общеобразовательные (начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования);
учреждения начального профессионального, среднего
профессионального, высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования;
учреждения дополнительного образования взрослых;
специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии;
учреждения дополнительного образования;
учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей или законных представителей;
учреждения дополнительного образования детей.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных
учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных
учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми
Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их
основе уставами этих образовательных учреждений.
К учреждениям здравоохранения относятся учреждения, входящие в
государственную и муниципальную систему здравоохранения (в
соответствии со ст. ст. 12 и 13 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1),
а именно находящиеся в государственной или муниципальной
собственности:
лечебно - профилактические и научно - исследовательские
учреждения;
образовательные учреждения;
фармацевтические учреждения;
аптечные учреждения;
санитарно - профилактические учреждения государственной
системы здравоохранения;
учреждения судебно - медицинской экспертизы, иные учреждения.
В государственную систему здравоохранения входят лечебно -
профилактические учреждения, фармацевтические организации,
аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами,
государственными предприятиями, учреждениями и организациями
Российской Федерации, помимо Министерства здравоохранения
Российской Федерации, министерств здравоохранения субъектов
Российской Федерации.
К учреждениям культуры относятся учреждения, в учредительных
документах (уставах) которых предусмотрена деятельность по
сохранению, созданию, распространению и освоению культурных
ценностей. В соответствии со статьей 4 Основ законодательства
Российской Федерации о культуре от 09.10.92 N 3612-1 этот
нормативный правовой акт регулирует культурную деятельность в
следующих областях:
выявление, изучение, охрана, реставрация и использование
памятников истории и культуры;
художественная литература, кинематография, сценическое,
пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн,
фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
художественные народные промыслы и ремесла, народная культура
в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор,
обычаи и обряды, исторические топонимы;
самодеятельное (любительское) художественное творчество;
музейное дело и коллекционирование;
книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная
деятельность, связанная с созданием произведений печати, их
распространением и использованием, архивное дело;
телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части
создания и распространения культурных ценностей;
эстетическое воспитание, художественное образование,
педагогическая деятельность в этой области;
научные исследования культуры;
международные культурные обмены;
производство материалов оборудования и других средств,
необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения
культурных ценностей;
иная деятельность, в результате которой сохраняются,
создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
Учреждения культуры действуют на основании уставов и должны
быть зарегистрированы в установленном порядке (статья 41 Основ
законодательства Российской Федерации о культуре).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня
1995 г. N 609 утверждено Положение об основах хозяйственной
деятельности и финансирования организаций культуры и искусства.
Данное Положение распространяется на организации культуры,
находящиеся в федеральной собственности. Для организаций культуры,
находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и
муниципальной собственности, данное Положение носит
рекомендательный характер.
В Положении дан примерный перечень организаций культуры:
профессиональные театры (драматические, оперные, балетные,
кукол и искусства), филармонии, цирки, самостоятельные творческие
исполнительные коллективы, концертные залы, творческие центры и
другие организации исполнительных искусств, основная деятельность
которых ориентирована на публичный показ спектаклей, концертов,
эстрадных и других представлений и (или) их организацию и
подготовку;
библиотеки, музеи, депозитарии произведений культуры и
искусства, выставочные залы и картинные галереи, парки культуры и
отдыха, зоопарки, учреждения клубного типа (дома и дворцы
культуры, клубы, социально - культурные и другие
(специализированные и многофункциональные комплексы и
объединения), центры культуры и искусства, научно - методические
центры народного творчества и другие организации, основная
деятельность которых носит просветительный, культурно - досуговый
и (или) научно - методический и информационный характер;
иные организации, основная деятельность которых направлена на
сохранение, создание, распространение и освоение культурных
ценностей, предоставление культурных благ населению.
В тех субъектах Российской Федерации, в которых аналогичные
положения не утверждены, следует руководствоваться Основами
законодательства Российской Федерации о культуре и настоящими
разъяснениями ПФР.
К учреждениям системы социальной защиты населения относятся
государственные и муниципальные учреждения, подведомственные
органам социальной защиты населения.
В соответствии со статьей 3 Положения о Министерстве
социальной защиты населения Российской Федерации, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая
1995 г. N 466, учреждения, подведомственные органам социальной
защиты, входят "в систему социальной защиты". Правопреемником
Минсоцзащиты России в настоящее время является Министерство труда
и социального развития Российской Федерации.
К учреждениям социального обслуживания (в соответствии с
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года "Об основах
социального обслуживания населения в Российской Федерации")
относятся:
комплексные центры социального обслуживания населения;
территориальные центры социальной помощи семье и детям;
центры социального обслуживания;
социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
социальные приюты для детей и подростков;
центры психолого - педагогической помощи населению;
центры экстренной психологической помощи по телефону;
центры (отделения) социальной помощи на дому;
дома ночного пребывания;
специальные дома для одиноких престарелых;
стационарные учреждения социального обслуживания (дома -
интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические
интернаты, детские дома - интернаты для умственно отсталых детей,
дома - интернаты для детей с физическими недостатками);
геронтологические центры;
иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Кроме того, Пенсионный фонд обобщил обращение ОПФР по вопросам
применения Указа Президента от 28 августа 1996 г. N 1274 "О
начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов
учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех
уровней" и данное Обобщение прилагается к настоящему письму.
Заместитель
Председателя Правления
Е.ВАСИЛЬЕВ
Приложение
ОБОБЩЕНИЕ
ЗАПРОСОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПФР В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 28.08.96 N 1274
1. ОПФР по Волгоградской области (письмо от 23.10.96
N ВС-1948/01); ОПФР по Смоленской области (письмо от 06.11.96
N 746); ОПФР по Ивановской области (письмо от 05.11.96
N 05-11-1926); ОПФР по Архангельской области (письмо от 18.10.96
N 06-15/2448); ОПФР по Новосибирской области (письмо от 30.10.96
N 403); ОПФР по Республике Хакасия (письмо от 17.10.96
N 04-02/747); Финансовое управление Администрации Вологодской
области просят разъяснить, как применять вышеназванный Указ
Президента Российской Федерации к учреждениям просвещения,
здравоохранения, культуры, обслуживание которых производится
централизованными бухгалтериями районных и сельских администраций.
Считаем, что при применении данного Указа Президента
Российской Федерации и региональные отделения должны
руководствоваться действующим законодательством Российской
Федерации и разъяснениями ПФР, в соответствии с которыми
учреждение - это юридическое лицо, прошедшее государственную
регистрацию, имеющее в оперативном управлении имущество, а также
самостоятельный баланс или смету.
Однако, учитывая многочисленные обращения по поводу учреждений
органов местного самоуправления, Пенсионным фондом подготовлен
запрос в Минфин России для уточнения данного вопроса.
2. ОПФР по Архангельской области (письмо от 05.11.96 N 3893);
ОПФР по Томской области (письмо от 15.11.96 N ПН-08-940),
Западно - Сибирское территориальное управление по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (письмо от
23.10.96 N 21-74) просят разъяснить, распространяется ли данный
Указ Президента Российской Федерации на управления (отделы)
образования, здравоохранения, просвещения и другие органы
федеральной и исполнительной власти.
На органы управления (органы исполнительной власти) данный
Указ не распространяется, т.к. понятие и деятельность "учреждения"
регулируется ГК РФ.
3. ОПФР по г. Москве (письмо от 01.11.96 N 4-6525); ОПФР по
Ярославской области (письмо от 30.10.96 N 06-04/571) просят
разъяснить, можно ли при отнесении того или иного учреждения к
учреждениям науки, культуры и т.д. применять Федеральный закон от
15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской
Федерации", а также использовать Общесоюзный классификатор
"Отрасли народного хозяйства".
Вышеназванный Федеральный закон является группировкой доходов
и расходов бюджетов всех уровней, а организационно - правовой
статус юридического лица определяется на основании его
учредительных документов (ГК РФ).
Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства"
утвержден в 1976 году. В связи с этим многие наименования,
указанные в нем, изменились, а также изменился организационно -
правовой статус этих учреждений. Поэтому данный классификатор с
учетом наших рекомендаций считаем возможным использовать в
случаях, когда в учредительных документах есть неточности, которые
вызывают сомнение при отнесении учреждений к одной из отраслей.
4. ОПФР по Республике Бурятия (письмо от 21.11.96 N 1776)
просит разъяснить, можно ли отнести Бурятский республиканский
центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды к
учреждениям науки на основании справки вышестоящего органа.
Нет. Отделению должны быть представлены учредительные
документы Центра и свидетельство о государственной регистрации.
5. ОПФР по Свердловской области (письмо от 11.12.96
N 05-01/209) представило Положение о Центре военно - технических
проблем биологической защиты.
К указанному Центру может быть применен Указ Президента
Российской Федерации от 28.08.96 N 1274 в случае его
государственной регистрации. Если государственной регистрации
Центр не подлежит, следовательно, это войсковая часть, которая
является подразделением Минобороны России. Кроме того, в Положении
установлено, что Центр имеет в "полном хозяйственном ведении"
обособленное имущество, что тоже не соответствует статусу
"учреждения".
6. Главное финансовое управление администрации Челябинской
области (письмо от 10.11.96 N 09-2) считает необходимым
распространить Указ Президента Российской Федерации от 28 августа
1996 г. N 1274 на учреждения сельского хозяйства,
правоохранительных органов и т.д.
Распространить действие Указа Президента Российской Федерации
от 28 августа 1996 г. N 1274 на учреждения сельского хозяйства,
правоохранительных органов и т.д. не представляется возможным в
связи с тем, что данными полномочиями Пенсионный фонд Российской
Федерации не наделен.
|