УТРАТИЛ СИЛУ
ПРИКАЗ Минобразования РФ от 03.08.2000 N 2400
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 января 1997 г. N 163
О ПРИСВОЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"ПРЕПОДАВАТЕЛЬ" ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В дополнение к Приказу Госкомвуза России от 30.03.95 N 439 "О
введении в действие Государственных требований к минимуму
содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для
получения дополнительной квалификации "Преподаватель" по
специальностям высшего образования" и в целях совершенствования
подготовки преподавательских кадров в университетах страны, более
полного удовлетворения потребности личности в получении
образования и повышения социальной адаптации выпускников высших
учебных заведений приказываю:
1. Утвердить Перечень специальностей высшего профессионального
образования, предполагающих при условии выполнения Государственных
требований к минимуму содержания и уровню профессиональной
подготовки выпускника возможность присвоения специалисту
дополнительной квалификации "Преподаватель" (Приложение N 1).
2. Присваивать дополнительную квалификацию "Преподаватель"
выпускникам, оканчивающим вузы по специальностям высшего
профессионального образования в соответствии с утвержденным
перечнем и выполнившим за время обучения по основной специальности
Государственные требования к минимуму содержания и уровню
профессиональной подготовки выпускника для получения
дополнительной квалификации "Преподаватель" (Приложение N 2,
далее - Требования), о чем в дипломе делать соответствующую запись
о получении квалификации "Преподаватель".
3. Установить, что высшие учебные заведения, ведущие
подготовку по Перечню, указанному в Приложении N 1, имеют право в
рамках государственных образовательных стандартов по
соответствующим специальностям предоставлять студентам возможность
за счет дисциплин по выбору независимо от общего объема часов,
отводимых на освоение материала по основной образовательной
программе, выполнить Государственные требования к минимуму
содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для
получения дополнительной квалификации "Преподаватель".
4. Разрешение на реализацию программы по выполнению
Государственных требований к минимуму содержания и уровню
профессиональной подготовки выпускника для получения
дополнительной квалификации "Преподаватель" предоставляется
Министерством общего и профессионального образования Российской
Федерации при представлении выписки из решения ученого совета и
заключения Учебно-методического объединения университетов.
5. Лица, начавшие обучение по учебным планам специальностей,
указанных в Приложении N 1, утвержденным в 1988 - 1991 годах,
продолжают и заканчивают обучение в соответствии с этими учебными
планами и предусмотренной ими квалификацией.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
Управление образовательных стандартов и программ (Шестакова Г.К.).
Первый заместитель Министра общего
и профессионального образования
Российской Федерации
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
Приложение N 1
к Приказу Министерства общего
и профессионального образования
Российской Федерации
от 31 января 1997 г. N 163
ПЕРЕЧЕНЬ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИХ ПРИ УСЛОВИИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ВОЗМОЖНОСТЬ
ПРИСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ"
010200 Прикладная математика
010300 Прикладные математика и физика
010500 Механика
010600 Физика твердого тела
010700 Ядерная физика
010800 Физика кинетических явлений
011200 Геофизика
011300 Геохимия
011400 Гидрогеология и инженерная геология
011500 Геология и геохимия горючих ископаемых
011700 Антропология
011800 Зоология
011900 Ботаника
012000 Физиология
012100 Генетика
012200 Биофизика
012300 Биохимия
012400 Микробиология
012600 Метеорология
012700 Гидрология
012800 Океанология
012900 Гидрография
013000 Почвоведение
020500 Социальная антропология
020800 Историко- и архивоведение
021000 Музеология
021200 Международные отношения
021300 Регионоведение
021400 Журналистика
021500 Издательское дело и редактирование
021600 Книговедение
021800 Теоретическая и прикладная лингвистика
021900 Литературоведение
022000 Связи с общественностью
022100 Социальная работа
022200 Религиоведение
022600 Лингвистика и межкультурная коммуникация
071500 Радиофизика и электроника
071900 Информационные системы (по областям применения)
230600 Домоведение,
а также всех специальностей групп:
050000 Культура и искусство
060000 Экономика и управление
220000 Информатика и вычислительная техника
280000 Технология товаров широкого потребления
320000 Экология и природопользование
Приложение N 2
к Приказу Министерства общего
и профессионального образования
Российской Федерации
от 31 января 1997 г. N 163
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ"
(ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
1. Общая характеристика образовательно -
профессиональной программы подготовки преподавателя
на базе специальности (наименование специальности)
1.1. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной
программы подготовки преподавателя при очной форме - 680 часов.
Дополнительная квалификация - "Преподаватель".
1.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной
деятельности преподавателя.
Деятельность преподавателя направлена на:
реализацию образовательных программ и учебных планов на
уровне, отвечающем принятым стандартам образования;
проектирование, разработку и проведение типовых мероприятий,
связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и
практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);
проведение исследований проблем, связанных с преподаванием,
разработку рекомендаций по их разрешению;
анализ частных и общих проблем преподавания, управления
образовательными учреждениями;
использование современных технологий образования для выбора
оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня
подготовки обучаемых и целей обучения;
воспитание и интеллектуальное развитие личности.
Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются:
учреждения системы народного образования различных форм
собственности (школы, лицеи, гимназии, техникумы, колледжи);
учреждения, организации, предприятия, деятельность которых
связана с различными аспектами преподавания.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно
завершивших обучение по программе подготовки
специалиста с дополнительной квалификацией
"Преподаватель"
2.1. Требования к профессиональной компетентности
преподавателя
Преподаватель должен:
понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы
дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;
знать основные законодательные документы, касающиеся системы
народного образования, права и обязанности субъектов учебного
процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);
понимать концептуальные основы (предмета), его место в общей
системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане;
учитывать в педагогической деятельности индивидуальные
различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические
и культурные;
обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической
оценки, выбора и реализации образовательной программы,
соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям,
а также требованиям общества.
Преподаватель должен знать:
сущность процессов обучения и воспитания, их психологические
основы;
воспитательные и образовательные системы прошлого и
настоящего; общие вопросы организации педагогических исследований,
методы исследований и их возможности, способы обобщения и
оформления результатов исследовательского поиска;
пути совершенствования мастерства учителя и способы
самосовершенствования;
дидактику (предмета);
содержание и структуру школьных учебных планов, программ и
учебников;
требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся
по (предмету), устанавливаемые государственным образовательным
стандартом;
вопросы частных методик школьных курсов по (предмету);
различные подходы к изучению основных тем школьного курса,
новые технологии обучения;
методы формирования навыков самостоятельной работы и развития
творческих способностей и логического мышления учащихся;
научные основы отдельного курса (предмета), историю и
методологию соответствующей науки;
структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы,
компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной
обработки информации.
Преподаватель должен уметь:
проектировать, конструировать, организовывать и анализировать
свою педагогическую деятельность;
планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и
на основе его стратегии;
обеспечивать последовательность изложения материала и
междисциплинарные связи (предмета) с другими дисциплинами;
разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия,
наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов
программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;
ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь
на знания и опыт учащихся;
отбирать и использовать соответствующие учебные средства для
построения технологии обучения;
анализировать учебную и учебно-методическую литературу и
использовать ее для построения собственного изложения программного
материала;
организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и
оценивать ее результаты;
применять основные методы объективной диагностики знаний
учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с
учетом данных диагностики;
использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и
инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических
материалов, владеть методикой проведения занятий с применением
компьютера;
создавать и поддерживать благоприятную учебную среду,
способствующую достижению целей обучения;
развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и
поддерживать обратную связь.
Преподаватель должен иметь представление о:
связях школьных разделов (предмета) с соответствующими
вузовскими дисциплинами;
методических аспектах (предмета) в целом, отдельных тем и
понятий;
методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по
различным темам;
возможностях применения компьютерной техники в учебном
процессе;
принципах построения обучающих и контролирующих программ
разного уровня сложности.
2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам
Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим
дисциплинам, а также по математическим, общим естественно-научным
и специальным дисциплинам (см. государственные требования по
данным циклам дисциплин для специальностей, обозначенных символом
"*" в Классификаторе направлений и специальностей высшего
профессионального образования).
Конкретные требования с учетом выполнения перечисленных выше
устанавливается высшим учебным заведением.
3. Обязательный минимум содержания программы
профессиональной подготовки преподавателя
-------T----------------------------------------T----------------¬
¦Индекс¦ Наименование дисциплин и их ¦ Всего часов на ¦
¦ ¦ основные разделы ¦ освоение учеб- ¦
¦ ¦ ¦ ного материала ¦
+------+----------------------------------------+----------------+
¦ОД.00.¦ОБЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ¦ 360 ¦
¦ОД.01.¦Психология и педагогика ¦ 100 ¦
¦ ¦(см. обязательный минимум содержания¦ ¦
¦ ¦цикла "Общие гуманитарные и социально -¦ ¦
¦ ¦экономические дисциплины", определяемый¦ ¦
¦ ¦государственным стандартом высшего про-¦ ¦
¦ ¦фессионального образования) ¦ ¦
¦ОД.02.¦Дополнительный цикл психолого-педагоги-¦ ¦
¦ ¦ческих дисциплин (конкретный перечень¦ ¦
¦ ¦определяется вузом): возникновение и¦ 180 ¦
¦ ¦развитие педагогической профессии; сво-¦ ¦
¦ ¦еобразие педагогической деятельности;¦ ¦
¦ ¦роль учителя в обществе; педагогическое¦ ¦
¦ ¦призвание, творчество и новаторство; мо-¦ ¦
¦ ¦тивы выбора педагогической профессии;¦ ¦
¦ ¦требования к личности учителя; профес-¦ ¦
¦ ¦сиограммы учителя; системы профессио-¦ ¦
¦ ¦нальной педагогической подготовки; само-¦ ¦
¦ ¦совершенствование учителя; основные¦ ¦
¦ ¦принципы возрастной периодизации психи-¦ ¦
¦ ¦ческого развития; типы ведущей деятель-¦ ¦
¦ ¦ности и психологические особенности воз-¦ ¦
¦ ¦растных периодов; кризисы возрастного¦ ¦
¦ ¦развития; условия, механизмы и законо-¦ ¦
¦ ¦мерности развития и формирования психики¦ ¦
¦ ¦в процессе онтогенеза; психология обуче-¦ ¦
¦ ¦ния и воспитания; обучение и развитие;¦ ¦
¦ ¦психологическая сущность развивающего¦ ¦
¦ ¦обучения; психология инновационного обу-¦ ¦
¦ ¦чения; структура учебной деятельности и¦ ¦
¦ ¦проблема ее формирования; этапы формиро-¦ ¦
¦ ¦вания умственных действий; характеристи-¦ ¦
¦ ¦ка теоретического и эмпирического мышле-¦ ¦
¦ ¦ний; психология оценки и самооценки; ис-¦ ¦
¦ ¦тория отечественных и зарубежных педаго-¦ ¦
¦ ¦гических учений; методологические и пси-¦ ¦
¦ ¦хологические основы процесса воспитания;¦ ¦
¦ ¦проблема взаимоотношений личности и кол-¦ ¦
¦ ¦лектива; планирование и осуществление¦ ¦
¦ ¦воспитательного процесса; проблема педа-¦ ¦
¦ ¦гогического мастерства; педагогическая¦ ¦
¦ ¦культура; современное педагогическое¦ ¦
¦ ¦мышление; пути формирования педагогичес-¦ ¦
¦ ¦кого мастерства; техника речи, экспрес-¦ ¦
¦ ¦сивные средства учителя; педагогика сот-¦ ¦
¦ ¦рудничества как технология обучения и¦ ¦
¦ ¦воспитания; современные концепции обра-¦ ¦
¦ ¦зования и их отражение в нормативных до-¦ ¦
¦ ¦кументах; научная организация педагоги-¦ ¦
¦ ¦ческого труда; текущее и перспективное¦ ¦
¦ ¦планирование; методы психодиагностики,¦ ¦
¦ ¦диагностика мотивационной познаватель-¦ ¦
¦ ¦ной, эмоционально-волевой сфер личности¦ ¦
¦ ¦учащихся; диагностика знаний, умений,¦ ¦
¦ ¦навыков и способностей школьников; диаг-¦ ¦
¦ ¦ностика межличностных отношений и психо-¦ ¦
¦ ¦логического климата; психокоррекционная¦ ¦
¦ ¦работа учителя; методы педагогических¦ ¦
¦ ¦исследований; системный подход к иссле-¦ ¦
¦ ¦дованию педагогических явлений и процес-¦ ¦
¦ ¦сов; технологические проблемы современ-¦ ¦
¦ ¦ной диагностики ¦ ¦
¦ОД.03.¦Новые информационные технологии в учеб-¦ ¦
¦ ¦ном процессе: ¦ ¦
¦ ¦структура аудио- и видеосредств и мето-¦ ¦
¦ ¦дика их применения; структура и архитек-¦ ¦
¦ ¦тура ПЭВМ, практические навыки работы с¦ ¦
¦ ¦компьютером; принципы построения автома-¦ ¦
¦ ¦тизированных обучающих и контролирующих¦ ¦
¦ ¦систем; применение пакетов прикладных¦ ¦
¦ ¦программ в учебном процессе по (предме-¦ ¦
¦ ¦ту); текстовые и графические редакторы,¦ ¦
¦ ¦электронные таблицы; базы данных; инфор-¦ ¦
¦ ¦мационные и телекоммуникационные сети ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦СД.00.¦СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ¦ 320 ¦
¦СД.01.¦История и методология (предмета): ¦ 60 ¦
¦ ¦история возникновения и развития (пред-¦ ¦
¦ ¦мета); основные понятия и категории. Ме-¦ ¦
¦ ¦тодологические аспекты науки и ее прило-¦ ¦
¦ ¦жений; место (предмета) в системе науч-¦ ¦
¦ ¦ного знания; междисциплинарные связи;¦ ¦
¦ ¦роль наиболее выдающихся ученых в разви-¦ ¦
¦ ¦тии (предмета); возникновение новых на-¦ ¦
¦ ¦учных направлений (особенно) в двадцатом¦ ¦
¦ ¦столетии); современные проблемы и перс-¦ ¦
¦ ¦пективы развития (предмета) ¦ ¦
¦СД.02.¦Методика преподавания (предмета): ¦ 100 ¦
¦ ¦основы дидактики (предмета); содержание¦ ¦
¦ ¦и структура школьных программ и учебни-¦ ¦
¦ ¦ков; вопросы частных методик, относящих-¦ ¦
¦ ¦ся к основным темам школьного курса;¦ ¦
¦ ¦различные подходы к изучению основных¦ ¦
¦ ¦тем школьного курса (предмета); методы¦ ¦
¦ ¦организации самостоятельной работы и¦ ¦
¦ ¦развития творческих способностей учащих-¦ ¦
¦ ¦ся; таксономия учебных задач; новые тех-¦ ¦
¦ ¦нологии обучения; методы диагностики¦ ¦
¦ ¦знаний учащихся; анализ учебников и ме-¦ ¦
¦ ¦тодической литературы по (предмету); ор-¦ ¦
¦ ¦ганизация учебной деятельности учащихся,¦ ¦
¦ ¦разработка планов и конспектов занятий ¦ ¦
¦СД.03.¦Научные основы школьного курса (предме-¦ ¦
¦ ¦та): ¦ 80 ¦
¦ ¦анализ школьного курса (предмета) с точ-¦ ¦
¦ ¦ки зрения современной науки; логическая¦ ¦
¦ ¦структура (предмета); приложение общих¦ ¦
¦ ¦концепций и выводов науки к конкретным¦ ¦
¦ ¦задачам преподавания ¦ ¦
¦СД.04.¦Практикум ¦ 80 ¦
¦ ¦Развитие и закрепление практических на-¦ ¦
¦ ¦выков по предмету ¦ ¦
¦ +----------------------------------------+----------------+
¦ ¦Всего часов ¦ 680 ¦
¦ +----------------------------------------+----------------+
¦П.00. ¦Педагогическая практика ¦ 10 недель ¦
¦И.00. ¦Итоговая государственная аттестация ¦ ¦
¦И.01. ¦Государственный квалификационный экзамен¦ ¦
¦ ¦или защита выпускной работы ¦ ¦
L------+----------------------------------------+-----------------
Примечание. Вуз (факультет) имеет право:
1. Изменить объем часов, отводимых на освоение учебного
материала при сохранении минимального содержания, определяемого
данным документом.
2. Вводить в дополнительный цикл психолого-педагогических
дисциплин (ОД.02) элективные курсы.
3. Осуществлять преподавание цикла профессионально -
педагогических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, обеспечивающим
реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данным
документом.
Государственные требования к минимуму содержания и уровню
профессиональной подготовки для получения дополнительной
квалификации "Преподаватель" одобрены Межведомственным советом по
педагогическому образованию в Российской Федерации и президиумом
Учебно-методического объединения университетов.
|