ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПРИКАЗ
от 20 января 1997 г. N 4
ОБ ИТОГАХ ПОЖАРООПАСНОГО СЕЗОНА,
ВЫПОЛНЕНИИ ЛЕСОЗАЩИТНЫХ РАБОТ В 1996 ГОДУ
И МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ В 1997 ГОДУ
Прошедший пожароопасный сезон на большей части территории
России оказался очень напряженным. Подготовка к сезону проходила
при жестком дефиците финансовых средств, что в дальнейшем
отрицательно сказалось на ходе борьбы с лесными пожарами.
В течение 1996 года на территории лесного фонда, находящегося
в ведении Рослесхоза, возникло более 28,3 тысячи лесных пожаров,
которыми было пройдено 1,8 млн. га лесной площади. За последние
50 лет большее количество пожаров наблюдалось только в 1972 году
(33,7 тысячи).
В отдельных регионах лесные пожары в результате ураганного
ветра принимали характер стихийного бедствия, угрожая населенным
пунктам и жизни людей. Почти 1200 пожаров (около 6%)
распространились на больших площадях, в том числе в Иркутской
области их было допущено 287, в Читинской - 141 , в Республике
Саха - 105 , в Хабаровском крае - 107. Это в 2 раза больше, чем в
предыдущие годы. Основными причинами их распространения явились
несвоевременное обнаружение, задержка с началом тушения,
запоздания с наращиванием сил и средств пожаротушения и в
отдельных случаях - неумелые или нерешительные действия
руководителей органов управления лесным хозяйством.
Анализ поступивших материалов показал, что многие органы
управления лесным хозяйством крайне неудовлетворительно
осуществляют контроль за соблюдением требований Правил пожарной
безопасности в лесах Российской Федерации.
По этой причине возникло подавляющее большинство пожаров
(до 80%). Объем составленных протоколов по нарушениям Правил
остается низким, не по всем из них решается вопрос о взыскании
штрафов. Так, государственными органами управления лесным
хозяйством Тульской и Курской областей не было составлено ни
одного протокола, Белгородской - лишь 4, Республики Алтай - 5 и
Краснодарского края - 12.
В течение года работниками государственной лесной охраны
выявлено 537 виновников возникновения пожаров, с которых взыскано
только 1,2 млрд. рублей. Вместе с тем, прямой ущерб, причиненный
лесными пожарами, превышает 1,4 трлн. рублей.
В лесхозах слабо организована работа по созданию следственно -
оперативных групп с привлечением работников милиции, недостаточно
ведется контроль за ходом расследования дел, направленных в
следственные органы. Из принятых к рассмотрению 3 тыс. дел только
364 переданы для взыскания ущерба. Медленными темпами ведется
обустройство мест отдыха, установка аншлагов. Недостаточны объемы
и качество агиттехпропаганды.
В 1996 году лесопатологическая ситуация в лесах России
продолжала ухудшаться, в основном, за счет массового размножения
хвоегрызущих насекомых и прежде всего сибирского шелкопряда. План
работ по защите леса в 1996 году выполнен практически в полном
объеме. Проведенные на площади 346 тыс. га истребительные
мероприятия позволили локализовать основную часть очагов
сибирского шелкопряда в Красноярском крае. Ведение
лесопатологического мониторинга на площади 6,0 млн. га и
лесопатологические обследования, в целом, обеспечивают контроль за
развитием очагов вредителей леса, за исключением очагов сибирского
шелкопряда, вспышка размножения которого приняла пандемический
характер (Красноярский и Приморский края, Томская и Иркутская
области, Республика Тыва). Особую тревогу вызывают очаги вредителя
в Приморском крае, где на площади 130 тыс. га в 1997 году
потребуется проведение истребительных мероприятий.
В целом по России в 1997 году необходимо обследовать
14589,93 тыс. лесных насаждений и на площади около 610 тыс. га
провести истребительные меры борьбы.
В целях обеспечения охраны лесов от пожаров и защиты их от
вредителей и болезней в 1997 году приказываю:
1. Государственным органам управления лесным хозяйством в
субъектах Российской Федерации:
1.1. Рассмотреть на коллегиях итоги пожароопасного сезона
1996 года с приглашением представителей администраций, местных
подразделений систем МЧС России, МВД России, Госкомэкологии
России, Минсельхозпрода России, предприятий гражданской авиации и
определить конкретные мероприятия, обеспечивающие надлежащую
охрану и защиту лесов в 1997 году.
1.2. Организовать в I квартале 1997 года переподготовку
работников государственной лесной охраны по вопросу составления
документации по нарушениям правил пожарной безопасности в лесах,
прохождения дел по привлечению виновных к административной,
материальной, уголовной ответственности и взыскания причиненного
ущерба.
1.3. До начала пожароопасного сезона провести в соответствии с
утвержденной Рослесхозом программой обучение работников
государственной лесной охраны по технологии и тактике тушения
лесных пожаров, технике безопасности при производстве этих работ,
а также действиям в экстремальных ситуациях. Совместно с
территориальными подразделениями МЧС России, МВД России,
предприятиями, непосредственно работающими в лесу, провести учения
по отработке технологии и тактики тушения лесных пожаров.
1.4. Обеспечить своевременное приобретение спецодежды,
спецобуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты
людей, направляемых на тушение лесных пожаров.
1.5. Провести в марте 1997 года месячник комплексной проверки
по подготовке к пожароопасному сезону лесхозов, авиабаз,
предприятий, работающих в лесу. В каждом конкретном случае
рассмотреть степень готовности этих предприятий и при
необходимости решать вопрос о приостановке их деятельности до
устранения недостатков.
1.6. В ходе подготовки к пожароопасному сезону активизировать
агитационно - разъяснительную и профилактическую работу, обратив
особое внимание на ответственность за нарушение Правил пожарной
безопасности в лесах Российской Федерации. Обеспечить обустройство
мест отдыха, установить агитплакаты и аншлаги вдоль дорог, обратив
особое внимание на леса рекреационного значения.
1.7. Обеспечить первоочередное авансирование работ по
проведению подготовительных мероприятий к пожароопасному сезону.
1.8. Обеспечить максимальное использование собственных средств
на проведение профилактических мероприятий и подготовку к
пожароопасному сезону. Проработать с органами исполнительной
власти вопросы по оказанию финансовой помощи для обеспечения
своевременной подготовки к пожароопасному сезону, приобретения
горюче - смазочных материалов и продуктов питания.
1.9. Организовать изучение членами Российской ассоциации
общественных объединений охотников и рыболовов требований Правил
пожарной безопасности в лесах Российской Федерации. Согласование
сроков открытия весенней и осенней охоты проводить с учетом
складывающейся пожарной обстановки в лесах.
1.10. Рассмотреть с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации вопрос об освобождении лесхозов на
пожароопасный сезон от местных налогов с целью направления
высвобождаемых средств на борьбу с лесными пожарами, приобретения
противопожарной техники и средств связи.
1.11. До начала пожароопасного сезона по согласованию с
органами местного самоуправления провести вдоль дорог и по границе
с землями сельскохозяйственного назначения контролируемые
выжигания напочвенных горючих материалов с целью сокращения
количества лесных пожаров и уменьшения ущерба от них. Провести
организационную работу по созданию дополнительных наблюдательных
пунктов на господствующих высотах или других высотных объектах.
1.12. Совместно с органами местного самоуправления обеспечить
выполнение комплекса мероприятий по противопожарному обустройству
лесных массивов, прилегающих к населенным пунктам.
1.13. Обеспечить взаимодействие с правоохранительными и
следственными органами по вопросам выявления лиц, виновных в
возникновении и распространении лесных пожаров, привлечения их к
ответственности и взыскания с них причиненного ущерба.
1.14. В периоды чрезвычайной пожарной опасности в местах
въезда в лес организовать контрольно - пропускные пункты, создать
мобильные группы из наиболее подготовленных работников
государственной лесной охраны и инспекторов службы милиции для
проведения патрулирования в наиболее опасных в пожарном отношении
лесных участках, обеспечив их средствами защиты и радиосвязи.
Сосредоточить внимание государственной лесной охраны на проведении
профилактических мероприятий в местах массового отдыха населения.
1.15. Совместно с территориальными управлениями Госкомэкологии
России, станциями юннатов провести 1 тур ежегодного Всероссийского
конкурса "Подрост".
1.16. Совместно с территориальными органами МЧС России, МВД
России, Госкомрезерва России разработать на случай возникновения
значительного количества крупных лесных пожаров, выходящих из-под
контроля, и объявления чрезвычайной ситуации, порядок привлечения
на их ликвидацию подразделений гражданской обороны и пожарной
охраны, а также возможность выделения при необходимости продуктов
питания, снаряжения, оборудования, горюче - смазочных материалов
из государственного резерва.
1.17. Разработать и согласовать с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации планы по проведению в
средствах массовой информации агитационно - разъяснительной
кампании, направленной на соблюдение правил пожарной безопасности
в лесу и ознакомление со способами тушения обнаруженных загораний.
1.18. Осуществлять своевременное информирование
правоохранительных, следственных органов по всем фактам
возникновения лесных пожаров. В необходимых случаях обеспечивать
своевременную доставку следственно - оперативных групп к местам
лесных пожаров для проведения качественного дознания и
расследования.
1.19. О ходе выполнения мероприятий по подготовке к
пожароопасному сезону представить информацию в Управление охраны и
защиты леса к 20 апреля 1997 года.
2. Предупредить руководителей государственных органов
управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации,
начальников баз авиационной охраны лесов об их персональной
ответственности за своевременное проведение подготовительных
мероприятий к пожароопасному сезону.
3. Центральной базе авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана"
(Андреев Н.А.):
3.1. До начала пожароопасного сезона составить план
использования собственной авиации. Согласовать с органами
исполнительной власти места базирования воздушных судов и
обеспечения их авиаГСМ.
3.2. Организовать в составе Владимирского государственного
авиапредприятия "Авиалесоохрана" авиазвено из самолетов Ан-2 и
вертолетов Ми-8МТВ для борьбы с вредителями и болезнями леса.
3.3. Проработать вопрос создания филиала Владимирского
государственного авиапредприятия "Авиалесоохрана" в Красноярском
крае.
3.4. Произвести закупку 100 тонн химикатов, 300 тонн
взрывчатых веществ и 50 тонн пенообразователя, используемых при
борьбе с лесными пожарами.
3.5. При осуществлении авиапатрулирования лесов перейти на
использование малоэнергоемкой авиации.
4. Всероссийскому институту повышения квалификации руководящих
работников и специалистов лесного хозяйства (Петров А.П.) и
Институту повышения квалификации руководящих работников и
специалистов лесного хозяйства Сибири и Дальнего Востока
(Пашко В.И.) включить в учебно - тематические планы всех групп
обучающихся изучение вопросов по охране лесов от пожаров и
способам лесоохранной пропаганды.
5. Контрольно - правовому управлению (Шуваев Ю.П.) осуществить
контроль за ходом рассмотрения вопросов по внесению изменений в
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях по предложениям
Рослесхоза.
6. Заместителю руководителя Рослесхоза Е.П. Кузьмичеву,
Управлению науки и техники (Тепляков В.К.):
6.1. Активизировать деятельность отраслевых институтов по
разработке перспективных средств пожаротушения.
6.2. Поручить:
ВНИИЦлесресурсу (Страхов В.В.) разработать и издать на основе
хоздоговора в 1997 году Методические рекомендации по созданию
противопожарных полос выжиганием проводников горения;
ВНИИЛМу (Кожухов Н.И.) разработать в 1997 году на
хоздоговорной основе Инструкцию по определению экономического
ущерба от лесных пожаров и издать ее к началу пожароопасного
сезона 1998 года;
СПбНИИЛХу (Чмыр А.Ф.) разработать в 1997 году техническое
задание на доработку телевизионного лазерного дальномерного
комплекса для обнаружения лесных пожаров, отвечающего требованиям
наземной охраны лесов.
6.3. Предусмотреть в плане НИР СПбНИИЛХа (Чмыр А.Ф.) на
1997 год разработку рекомендаций по установлению уровней
(интенсивности) охраны лесов в зависимости от хозяйственно -
экологических, биологических и региональных особенностей лесного
фонда.
6.4. Предусмотреть в плане НИОКР отраслевых институтов
разработку концепции и рекомендаций по применению управляемого
огня в лесохозяйственном производстве.
7. Управлению охраны и защиты леса (Сергеенко В.Н.),
Управлению экономики (Вержевикина Г.А.), Управлению науки и
техники (Тепляков В.К.) в течение 1997 года разработать с участием
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
заинтересованных министерств и ведомств проект Государственной
программы охраны лесов от пожаров на 1998 - 2005 годы, согласовать
его в установленном порядке и представить на утверждение в
Правительство Российской Федерации в I полугодии 1997 года.
8. Управлению лесовосстановления и защитного лесоразведения
(Васильев Б.И.) обеспечить контроль за выполнением органами
управления лесным хозяйством мероприятий по противопожарному
обустройству участков вновь создаваемых хвойных лесных культур, а
также способствовать широкому распространению смешанных лесных
культур.
9. Управлению международного сотрудничества и связей с
общественностью (Корниенко А.П.), Управлению охраны и защиты леса
(Сергеенко В.Н.):
9.1. До 01.03.97 разработать план реализации мероприятий по
обеспечению охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и
болезней, одобренных на заседании Правительственной комиссии по
окружающей среде и природопользованию (протокол заседания N 1 от
28.02.96).
9.2. В течение 1997 года совместно с Минобразованием России
организовать разработку учебного пособия "Лес и человек" для
внеклассного изучения в 8 - 9 классах средней школы.
10. Управлению кадров (Мякишев В.А.) активизировать работу с
государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах
Российской Федерации и Центральной базой авиационной охраны лесов
"Авиалесоохрана" (Андреев Н.А.) по поощрению и представлению к
правительственным наградам работников, наиболее отличившихся в
охране лесов от пожаров и их тушению.
11. Заместителю руководителя Рослесхоза М.Ю. Клинову,
Управлению экономики (Вержевикина Г.А.), Управлению финансов
(Сарычева Н.И.), Управлению охраны и защиты леса (Сергеенко В.Н.):
11.1. В первом квартале решить вопрос о погашении
задолженности Минлесхозу Республики Бурятия, Комитету по лесу
Красноярского края, Иркутскому и Читинскому управлениям лесами для
своевременной подготовки к пожароопасного сезону и о возмещении
затрат по тушению лесных пожаров за 1996 год с целью расчета со
сторонними организациями и своевременного заключения договоров на
охрану лесов.
11.2. До 01.02.97 утвердить Центральной базе авиационной
охраны лесов "Авиалесоохрана" плановые объемы на производство
авиалесоохранных работ.
11.3. До 15.02.97 разработать согласованные планы - задания и
график централизованного финансирования экспедиционных
лесопатологических обследований и закупки пестицидов для
обеспечения своевременного выполнения необходимых объемов
лесозащитных мероприятий в 1997 году Московской специализированной
лесоустроительной экспедицией ВНИИЦлесресурса.
11.4. При получении лимитов централизованных капитальных
вложений предусмотреть выделение Центральной базе авиационной
охраны лесов "Авиалесоохрана" 21,2 млрд. рублей на приобретение
противопожарной техники, оборудования, средств связи и парашютного
имущества.
11.5. Выделить 10,0 млрд. рублей операционных средств для
приобретения 100 тонн химикатов, 300 тонн взрывчатых веществ,
50 тонн пенообразователя, используемых при борьбе с лесными
пожарами, а также ручного противопожарного инвентаря.
11.6. До 01.05.97 профинансировать работы по проектированию,
реконструкции и строительству складов авиаГСМ, приобретению и
хранению взрывчатых веществ, доукомплектованию резервных складов
средствами пожаротушения.
11.7. При распределении плана расходов на 1997 год по
кварталам предусмотреть Центральной базе авиационной охраны лесов
"Авиалесоохрана" материальные затраты на I квартал в пределах 35%
от годового плана по этой статье для проведения подготовительных
работ.
12. Управлению охраны и защиты леса (Сергеенко В.Н.):
12.1. Обеспечить координацию деятельности государственных
органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской
Федерации по профилактике, предупреждению и пресечению нарушений
Санитарных правил Российской Федерации, Правил пожарной
безопасности в лесах, выявлению причин лесных пожаров и
привлечению к ответственности лиц, виновных в их возникновении и
распространении.
12.2. Провести на базе Владимирского государственного
авиапредприятия "Авиалесоохрана" и Челябинского управления лесами
региональные совещания с руководителями государственных органов
управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и
баз авиационной охраны лесов о готовности к пожароопасному сезону
и проведению борьбы с вредителями и болезнями леса в 1997 году.
13. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя руководителя Рослесхоза Д.И. Одинцова.
Руководитель
Федеральной службы
В.А.ШУБИН
------------------------------------------------------------------
|