УТРАТИЛ СИЛУ
ПРИКАЗОМ Госкомэкологии РФ от 08.09.97 N 379
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИКАЗ
от 17 января 1997 г. N 12
О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации "О государственной регистрации ведомственных нормативных
актов" от 8 мая 1992 г. N 305 и в целях обеспечения четкой
организации работы по государственной регистрации ведомственных
нормативных актов Госкомэкологии России приказываю:
1. Установить, что государственной регистрации подлежат
нормативные акты Госкомэкологии России (приказы, инструкции,
указания, положения, постановления, разъяснения, методики и
прочие), затрагивающие законные права и интересы граждан или
носящие межведомственный характер независимо от срока действия и
характера содержащихся в них сведений.
2. Определить, что оформление и направление нормативных
документов Госкомэкологии России на государственную регистрацию
осуществляется Управлением правового обеспечения и кадров.
3. Руководителям структурных подразделений:
проводить в соответствии с пунктом 1 настоящего Приказа
предварительный отбор проектов нормативных документов,
разработчиком которых является структурное подразделение, и
направлять указанные документы в Управление правового обеспечения
и кадров для представления на государственную регистрацию;
осуществлять контроль за комплектностью материалов,
предоставляемых в Управление правового обеспечения и кадров,
согласно Приложению к настоящему Приказу;
не допускать рассылки нормативных документов Госкомэкологии
России, подлежащих государственной регистрации, до получения
регистрационного номера Минюста России.
4. Управлению правового обеспечения и кадров:
осуществлять контроль за соблюдением порядка оформления
документов, направляемых на государственную регистрацию;
незамедлительно передавать подготовленные структурными
подразделениями Госкомэкологии России нормативные акты и
сопроводительные документы в Минюст России и осуществлять контроль
за сроками их рассмотрения;
осуществлять организационную работу и методическую работу со
структурными подразделениями Госкомэкологии России по подготовке
нормативных актов для государственной регистрации.
5. Приказ Минэкологии России от 22.06.92 N 122 "О
государственной регистрации ведомственных нормативных актов"
считать утратившим силу.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по охране окружающей среды
В.И.ДАНИЛОВ - ДАНИЛЬЯН
Приложение
к Приказу "О порядке
государственной регистрации
ведомственных нормативных актов
Государственного комитета
Российской Федерации
по охране окружающей среды"
N 12 от 17.01.97
ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ
В УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И КАДРОВ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ
ИХ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ В МИНИСТЕРСТВО
ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Структурные подразделения Госкомэкологии России самостоятельно
осуществляют отбор нормативных актов для направления на
государственную регистрацию.
При передаче в Управление правового обеспечения и кадров
должны быть представлены:
- оригинал нормативного документа;
- четыре копии;
- копия на магнитном носителе;
- справка, содержащая основания для издания нормативного
документа.
Копии представляемых нормативных актов должны быть заверены в
установленном порядке.
Справка, прилагаемая к нормативному акту, должна быть
подписана руководителем юридической службы Комитета.
Справка, прилагаемая к совместному нормативному акту,
подписывается руководителями юридических служб всех ведомств,
подписавших нормативный акт.
В справке отражаются:
- основания принятия как нормативного акта в целом, так и
отдельных его норм;
- сведения обо всех действующих ведомственных нормативных
актах по данному вопросу и информация о сроках приведения их в
соответствие с принятым актом;
- сведения об официальном согласовании акта заинтересованными
органами, если такое согласование является обязательным в
соответствии с законодательством, а также если в нормативном акте
содержатся записи в адрес других министерств и ведомств.
Начальник
Управления правового
обеспечения и кадров
Д.Е.ДЫМОВ
ОБОСНОВАНИЕ
К ПОРЯДКУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Государственная регистрация Министерством юстиции Российской
Федерации нормативных актов федеральных министерств и ведомств,
затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих
межведомственный характер, введена Указом Президента Российской
Федерации от 5 декабря 1991 г. N 261 и практически осуществляется
с 15 мая 1992 г. В соответствии с Положением о порядке
государственной регистрации ведомственных нормативных актов и
Правилами подготовки ведомственных нормативных актов, которые были
утверждены соответствующими решениями Правительства Российской
Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 и Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 722.
Следует выделить четыре критерия, на которые нужно
ориентироваться при решении вопроса о необходимости направления на
государственную регистрацию нормативного акта:
1. Нормативный акт должен быть принят (утвержден) только
федеральным органом исполнительной власти (структура федеральных
органов исполнительной власти определена Указом Президента
Российской Федерации N 1177 от 14 августа 1996 г.).
2. Акт должен содержать правовые нормы, т.е. правила
поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное
применение.
3. Акт затрагивает гражданские, политические, социально -
экономические, культурные и иные права, свободы и законные
интересы граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в
Конституции Российской Федерации и иных федеральных законах.
4. Акт носит межведомственный характер, т.е. является
обязательным для других министерств и ведомств, иных органов, а
также для организаций, не входящих в систему министерства или
ведомства, утвердившего (принявшего) акт. Необходимо отметить, что
акт может быть утвержден федеральным органом исполнительной
власти, но при этом не содержать правовых норм, затрагивающих
права, свободы и законные интересы граждан или не носящих
межведомственный характер. К таким актам можно отнести акты
методического и рекомендательного характера; акты нормативно -
технического характера (ГОСТы, СНиПы, тарифно - квалификационные
справочники, формы отчетности и др.); акты оперативно -
распорядительного характера, акты персонального характера, акты,
действие которых исчерпывается однократным применением; акты,
которыми решения вышестоящих органов доводятся до сведения органов
и организаций, входящих в систему министерства или ведомства,
утвердившего акт.
Основная задача и смысл государственной регистрации состоит в
усилении роли ведомственных нормативных актов и одновременного
контроля за нормотворческой деятельностью федеральных органов
исполнительной власти, в проведении квалифицированной юридической
экспертизы ведомственных нормативных актов, что подтверждается
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О
порядке опубликования и вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти", которым установлено, что нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных
их положений, содержащих сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие
государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не
опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых
последствий как не вступившие в силу и не могут служить
основанием для регулирования соответствующих правоотношений,
применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям
за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты
нельзя ссылаться при разрешении споров.
Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные
акты любого государственного или иного органа (нормативные указы
Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального
Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации, акты органов местного
самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств,
руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).
Федеральные органы исполнительной власти, в частности их
департаменты и управления, в некоторых случаях превышают свои
полномочия и пытаются решать в своих актах вопросы, регулирование
которых отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации
(например, вопросы лицензирования отдельных видов деятельности,
вопросы лизинга). Особого внимания заслуживает то обстоятельство,
что Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября
1995 г. N 174-ФЗ введена обязательная государственная экспертиза
проектов правовых актов нормативного и ненормативного характера.
Статьями 11 и 12 этого Закона определены объекты такой экспертизы
на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
Принятый недавно Указ Президента Российской Федерации от
6 июля 1996 г. N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе
государственной службы" установил, что неисполнение федеральных
законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов не
только дискредитирует государственную власть, создает условия для
злоупотребления, но и нарушает права и свободы граждан. Этим же
Указом установлено, что нарушение федеральных законов, указов
Президента Российской Федерации, а также их неисполнение или
ненадлежащее исполнение является однократным грубым нарушением
дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к
виновным должностным лицам и работникам федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до
освобождения от занимаемой должности.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763
установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете
"Российские вести" в течение 10 дней после дня их регистрации, а
также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти издательства "Юридическая литература"
Администрации Президента Российской Федерации. В соответствии с
вышеназванным Указом Президента Российской Федерации нормативные
правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в
силу одновременно на всей территории Российской Федерации по
истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если
самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Как показала практика, структурные подразделения
Государственного комитета Российской Федерации по охране
окружающей среды нередко нарушают порядок представления документов
на государственную регистрацию, определенный Постановлением
Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305.
Начальник
Управления правового
обеспечения и кадров
Д.Е.ДЫМОВ
|