ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 1997 г. N 1011-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ И НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "Об
обеспечении территориальной целостности и неприкосновенности
территории Российской Федерации".
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по вопросам
геополитики до 20 февраля 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по вопросам геополитики
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ И НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проект Федерального закона "Об обеспечении территориальной
целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации"
разработан по инициативе Комитета Государственной Думы по вопросам
геополитики. Его разработка обусловлена наличием целого комплекса
внутригосударственных и внешнеполитических факторов:
Конституция Российской Федерации не содержит положений,
касающихся использования Вооруженных Сил Российской Федерации на
территории России против сепаратистских действий, включая все
формы вооруженного мятежа, направленных на развал российской
государственности и выход из состава Российской Федерации вопреки
Конституции;
в Конституции Российской Федерации также ничего не говорится о
возможности и необходимости оперативных действий Президента
Российской Федерации по пресечению упомянутой выше угрозы с
использованием Вооруженных Сил с последующим отчетом перед
Федеральным Собранием Российской Федерации в установленный срок;
ни в Конституции, ни в каком-либо другом федеральном законе
нет механизма передачи части территории от одного субъекта
Российской Федерации другому субъекту Российской Федерации, а
также отделения или отторжения части территории Российской
Федерации иностранному государству, хотя такие передачи территории
имели место в существовавшем ранее СССР (передача или обмен
частями территории с Финляндией, Польшей, Румынией), а также
передача части территории Российской Федерации Китаю на Дальнем
Востоке;
в законах Российской Федерации полностью отсутствует
ответственность за деятельность, направленную на развал российской
государственности и целостности территории России;
сложное экономическое положение в стране в целом продолжает
поддерживать сепаратистские устремления отдельных субъектов
Российской Федерации;
до сих пор не прекращается внешнеполитическое давление на
Российскую Федерацию со стороны отдельных зарубежных стран
(например, Эстонии и Японии) о передаче им части российской
территории.
Проект федерального закона ориентирован на восполнение
пробелов в законодательстве Российской Федерации по перечисленным
выше проблемам, а в целом - на защиту территориальной целостности
и неприкосновенности территории Российской Федерации. В
структурном отношении проект закона состоит из восьми статей,
разработанных с учетом предложений и замечаний комитетов
Государственной Думы на концепцию законопроекта, а также с учетом
замечаний и предложений, полученных от заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти и ряда законодательных
(представительных) органов субъектов Российской Федерации:
Министерства иностранных дел Российской Федерации;
Министерства обороны Российской Федерации;
Министерства внутренних дел Российской Федерации;
Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
Государственной Думы Ставропольского края;
администраций Краснодарского, Приморского и Хабаровского
краев; Амурской, Калининградской, Камчатской, Псковской,
Ростовской, Астраханской, Амурской, Ленинградской, Сахалинской
областей и др.
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы -
членами Комитета
Государственной Думы
по вопросам геополитики
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
И НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Федеральный закон, в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, другими федеральными законами и
международными договорами Российской Федерации определяет порядок
сохранения и обеспечения территориальной целостности и
неприкосновенности территории Российской Федерации.
Статья 1. Территориальная целостность и неприкосновенность
территории Российской Федерации
Территориальная целостность Российской Федерации представляет
собой исторически сложившееся государственное и территориальное
единство в пределах Государственной границы Российской Федерации.
Территория Российской Федерации неприкосновенна и неотделима.
Российская Федерация обеспечивает территориальную целостность
и неприкосновенность своей территории в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, настоящим федеральным законом, другими федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами и нормами
международного права.
Статья 2. Обеспечение территориальной целостности и
неприкосновенности территории Российской Федерации от агрессии
При совершении агрессии против Российской Федерации
территориальная целостность и неприкосновенность территории
Российской Федерации обеспечивается всеми находящимися в
распоряжении Российской Федерации средствами в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и статьей 51 Устава Организации
Объединенных Наций в порядке осуществления своего неотъемлемого
права на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии,
а также другими нормами международного права.
Статья 3. Обеспечение территориальной целостности и
неприкосновенности территории Российской Федерации в мирное время
В мирное время территориальная целостность и
неприкосновенность территории Российской Федерации обеспечивается
политическими, дипломатическими, экономическими,
административными, судебными и иными мерами, не связанными с
использованием Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии
с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами и нормами международного права.
В случаях, не терпящих отлагательства, для пресечения
противоправных действий, направленных на отделение или отторжение
части территории Российской Федерации, ликвидацию
государственности Российской Федерации, а также когда меры по
обеспечению территориальной целостности Российской Федерации, не
связанные с использованием Вооруженных Сил Российской Федерации,
не дали положительного результата, территориальная целостность
Российской Федерации обеспечивается с использованием Вооруженных
Сил Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим
Федеральным законом, другими федеральными законами и
международными договорами Российской Федерации.
Решение на использование Вооруженных Сил Российской Федерации
для обеспечения территориальной целостности Российской Федерации
принимает Президент Российской Федерации с последующим, в течение
двухмесячного срока, сообщением Совету Федерации Российской
Федерации и Государственной Думе Российской Федерации о принятых
мерах, достигнутых результатах и дальнейших планах по обеспечению
территориальной целостности Российской Федерации.
Статья 4. Передача части территории одного из субъектов
Российской Федерации другому субъекту Российской Федерации
Передача части территории одним субъектом Российской Федерации
другому субъекту Российской Федерации осуществляется на основании:
взаимного согласия законодательных органов заинтересованных
субъектов Российской Федерации на передачу - прием части
территории с соблюдением законных прав и интересов населения
передаваемой части территории, включая возможность переселения;
проведенного референдума на передаваемой части территории и
официального опубликования его результатов при условии, что за
передачу этой части территории высказалось не менее двух третей
населения, проживающих на передаваемой части территории и имеющих
право участвовать в референдуме.
Решение о передаче - приеме части территории и новых границах
заинтересованных субъектов Российской Федерации принимается в
форме федерального закона.
Статья 5. Передача части территории Российской Федерации
иностранному государству
Передача любой части территории Российской Федерации
иностранному государству не допускается.
В целях демаркации или редемаркации линии Государственной
границы Российской Федерации с сопредельным иностранным
государством допускается обмен равными небольшими пограничными
участками на основе международного договора Российской Федерации с
этим иностранным сопредельным государством.
Решение о таком обмене принимается в форме федерального
закона.
Статья 6. Принятие части территории иностранного государства в
состав Российской Федерации
Принятие части территории иностранного государства в состав
Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации
осуществляется на основании Конституции Российской Федерации,
международных договоров Российской Федерации и федерального
закона.
Решение о принятии части территории иностранного государства в
состав Российской Федерации на правах субъекта Российской
Федерации и его границах принимается в форме федерального закона.
Принятие части территории иностранного государства в состав
Российской Федерации в качестве составной части субъекта
Российской Федерации осуществляется на основании международных
договоров Российской Федерации и согласия законодательного органа
субъекта Российской Федерации, составной частью территории
которого становится принимаемая часть территории иностранного
государства.
Решение о принятии части территории иностранного государства в
качестве составной части субъекта Российской Федерации и новых
границах субъекта Российской Федерации принимается в форме закона
субъекта Российской Федерации и, при необходимости, в форме
федерального закона, если при этом изменяется линия
Государственной границы Российской Федерации.
Статья 7. Ответственность за нарушение законодательства
Виновные в нарушении настоящего Федерального закона
привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 8. Порядок вступления в силу настоящего Федерального
закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
------------------------------------------------------------------
|