ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 1997 г. No. 5838/95
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации на решение Саратовского областного
арбитражного суда от 26.06.95 по делу No. УПР-102.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Акционерное общество открытого типа "Саратовнефтегаз"
обратилось в Саратовский областной арбитражный суд с иском о
признании недействительным акта проверки Государственной налоговой
инспекции по Советскому району Саратовской области от 13-25
октября 1994 года в части доначисления налогов, штрафов и пени в
сумме 1907500700 рублей.
Решением от 26.06.95 исковые требования удовлетворены.
В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации предлагается решение отменить, дело направить на новое
рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки Степновского
управления технологического транспорта акционерного общества
открытого типа "Саратовнефтегаз" Государственной налоговой
инспекцией по Советскому району Саратовской области были
установлены нарушения по уплате в бюджет в период с ноября 1993-го
по август 1994 года налога на добавленную стоимость и спецналога в
связи с занижением объема реализации по причине неучета оборотов
по реализации транспортных услуг, оказанных управлением другим
структурным подразделениям акционерного общества.
По результатам проверки составлен акт от 13-25 октября 1994
года, в котором предложено внести в бюджет суммы доначисленного
налога на добавленную стоимость, спецналога, штрафов в размере 100
и 10 процентов и пени. Акт проверки утвержден начальником
налоговой инспекции.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований,
арбитражный суд исходил из того, что Степновское управление
технологического транспорта не является плательщиком НДС и
спецналога, поскольку самостоятельно услуги не реализует, а
выступает в гражданском обороте от имени и по поручению
АООТ "Саратовнефтегаз" по его доверенности. Кроме того, суд сделал
вывод об отсутствии объекта налогообложения - оборота по
реализации услуг, признав транспортные услуги, оказанные
управлением другим структурным подразделениям акционерного
общества, внутризаводским оборотом. Такие услуги не облагаются
налогом в силу пункта 11 инструкции Государственной налоговой
службы Российской Федерации от 09.11.91 No. 1 "О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Между тем указанный пункт инструкции касается структурных
единиц предприятий, не имеющих расчетного счета в банке и
состоящих на балансе основного предприятия.
Степновское управление технологического транспорта согласно
положению о нем от 15.10.91 и положению от 23.06.94 наделено
собственными оборотными средствами и имуществом, имеет отдельный
баланс и расчетный счет в учреждении банка.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 2 Закона
Российской Федерации от 06.12.91 No. 1992-1 "О налоге на
добавленную стоимость" плательщиками этого налога являются
филиалы, отделения и другие обособленные подразделения
предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и
самостоятельно реализующие товары (работы, услуги).
В связи с изложенным вывод суда о том, что Степновское
управление технологического транспорта не является плательщиком
НДС и спецналога, ошибочен.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 3
Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"
обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри юридического
лица считаются объектами налогообложения при условии, если они
совершены в целях собственного потребления получателя и затраты по
ним не относятся на издержки производства и обращения.
Судом принято решение без учета указанной нормы Закона, в
связи с чем не выяснены обстоятельства, касающиеся объекта
налогообложения, не исследованы доказательства, свидетельствующие
о характере и целях оказанных управлением услуг, порядке списания
затрат по этим услугам и включении транспортных услуг в объем
реализации АООТ "Саратовнефтегаз", не дана правовая оценка
правомерности применения ответственности в виде взыскания штрафа в
размере 10 процентов.
Таким образом, решение по делу No. УПР-102 не соответствует
действующему законодательству и принято не по исследованным
обстоятельствам дела.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Саратовского областного арбитражного суда от 26.06.95
по делу No. УПР-102 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
------------------------------------------------------------------
|