ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 января 1997 г. N ВЕ-6-06/8
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Во исполнение пунктов 22 и 23 Национального плана проверок
налогоплательщиков в 1996 году Госналогинспекциями по субъектам
Российской Федерации были проведены проверки правильности
налогообложения доходов иностранных юридических лиц, полученных от
источников в Российской Федерации, и проверки правильности
налогообложения иностранных юридических лиц, осуществляющих
строительные, строительно - монтажные и ремонтные работы на
территории Российской Федерации.
Проверки проведены в 80 инспекциях у 275 иностранных
юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории
Российской Федерации, и у 366 предприятий, выплачивающих доходы
иностранным юридическим лицам. В результате проведенных проверок
нарушения налогового законодательства установлены у
333 налогоплательщиков. Наибольшее число проверок проведено
Госналогинспекциями по Калининградской, Московской, Ростовской
областям, г. г. Москве и Санкт - Петербургу, Ханты - Мансийскому
автономному округу.
Вместе с тем ряд инспекций (Госналогинспекции по Республике
Дагестан, Республике Ингушетия, Республике Калмыкия, Карачаево -
Черкесской Республике, Республике Тува) проверки не осуществляли,
ссылаясь на отсутствие иностранных юридических лиц, состоящих на
налоговом учете, и не предприняли необходимых мер к выявлению
компаний, осуществляющих деятельность без постановки на налоговый
учет.
Наиболее характерными и часто встречающимися нарушениями,
выявленными в ходе проверок, являются:
Непостановка или несвоевременная постановка на налоговый учет
и уклонение от уплаты налогов.
В ходе проверок госналогинспекциями на местах осуществлялись
меры по выявлению иностранных юридических лиц, подлежащих
постановке на налоговый учет, но не осуществивших такую постановку
самостоятельно, а также по уточнению сведений об иностранных
юридических лицах, осуществляющих строительную и ремонтную
деятельность, по информации, запрашиваемой из Федерального
лицензионного центра Минстроя России и его органов на местах,
региональных таможенных органов, региональных миграционных служб и
управлений Федеральной службы налоговой полиции Российской
Федерации. В результате проведенной работы были дополнительно
выявлены и привлечены к постановке на налоговый учет и,
соответственно, к налогообложению, 157 иностранных юридических
лиц, уклоняющихся от такой постановки или осуществившие ее
несвоевременно. Особенно активную работу в этом направлении
провели Госналогинспекции по Республике Башкортостан и по Томской
области.
По налогу на прибыль.
Выявлено, в основном, занижение прибыли за счет занижения
объема выручки от выполненных работ и необоснованного отнесения
расходов на себестоимость. Необоснованно включаются в состав
затрат, как правило, расходы, понесенные за рубежом головным
офисом иностранного юридического лица, на осуществление
деятельности постоянного представительства в Российской Федерации
без их документального подтверждения, оплата процентов по кредитам
сверх установленной ставки, а также некоторые расходы, не
подлежащие включению в состав затрат. Типичным нарушением является
также занижение выручки в результате неправильного применения
курса рубля по отношению к иностранной валюте при пересчете
валютной выручки.
Наибольшие доначисления по налогу на прибыль произведены
Госналогинспекциями по Красноярскому краю (27,7 млрд. руб.), по
Челябинской области (13,6 млрд. руб.), по Орловской и Калужской
областям.
По налогу на добавленную стоимость и спецналогу.
Проверка показала, что НДС и СН с объема строительных работ и
оказанных услуг, выполненных на территории Российской Федерации, в
ряде случаев не исчислялись, а в общей массе исчислялись со
следующими нарушениями: невключение в налогооблагаемый оборот сумм
авансовых платежей, поступивших от заказчиков в счет предстоящего
выполнения работ, занижение НДС в связи с излишним списанием в
дебет счета 68 сумм налога по приобретенным материальным ресурсам,
несвоевременное включение в облагаемый оборот выручки от
выполненных работ.
Во многих случаях имеет место заключение контрактов
российскими заказчиками с иностранными строительными фирмами, не
включающих косвенные налоги, что приводит к их неуплате
иностранными подрядными компаниями при реализации строительно -
монтажных работ в Российской Федерации. Это выражается, как
правило, либо в невключении подрядчиком сумм НДС и СН в счета,
предъявляемые заказчику к оплате, либо в отказе заказчика
оплачивать удорожавший на сумму НДС контракт.
Наибольшие доначисления НДС и СН с инофирм произведены
Госналогинспекциями по Рязанской, Калужской, Челябинской областям,
по Красноярскому краю.
По налогу на доходы от источников в Российской Федерации.
Основными нарушениями, выявленными в ходе проверки данного
вопроса, являются неудержание налога российскими организациями при
выплате доходов иностранным юридическим лицам, не осуществляющим
деятельность на территории Российской Федерации через постоянные
представительства, а также неудержание налога в случае наличия
международного договора без оформленных в установленном порядке
оснований.
Несмотря на то, что проверка правильности налогообложения
доходов иностранных юридических лиц от источников в Российской
Федерации была выделена в Национальном плане проверок
налогоплательщиков отдельным пунктом, рядом налоговых инспекций
проверка по данному вопросу не проводилась, а информационный
табличный свод результатов проверок, предусмотренный в
методических рекомендациях Госналогслужбы России по проведению
проверки налогообложения доходов от источников, представлен лишь
Госналогинспекциями по Кабардино - Балкарской Республике,
Алтайскому краю, Ставропольскому краю, Самарской, Сахалинской,
Свердловской, Тюменской областям.
Обращаем внимание руководителей госналогинспекций на
недопустимость таких фактов в последующем.
Общая сумма дополнительно предъявленных к уплате налогов и
финансовых санкций составила (в тыс. руб.):
налог НДС с НДС с налог на другие всего
на прибыль инофирм налогового имущество налоги
агента
налоги 67 334 756 99 732 299 52 674 944 2 973 538 26 349 275 248 064 814
100%
штрафы 26 127 843 71 004 619 1 983 802 13 184 820 112 301 085
10%
штрафы 2 004 832 1 229 509 107 485 785 765 4 127 592
пени 12 894 238 187 924 002 2 787 853 114 978 561 318 584 656
В заключение необходимо отметить значительно лучшую по
сравнению с прошлым годом организацию тематических проверок, что
выразилось в более чем 2,5-кратном превышении (к уровню 1995 года)
сумм доначисленных и предъявленных к уплате налогов и финансовых
санкций.
Вместе с тем анализ материалов, полученных от отдельных
госналогинспекций, свидетельствует об имеющихся недостатках в
работе по налогообложению иностранных юридических лиц,
недостаточном уровне знания методологической и нормативной базы,
невыполнении указаний Госналогслужбы России.
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации
В.ЕВСТИГНЕЕВ
|