ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
от 25 декабря 1998 года
В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ НА 1999 - 2000 ГОДЫ
(в ред. Дополнения, зарегистрированного Минтрудом РФ
11.07.2000 N 4919-ВЯ, Изменений, зарегистрированных
Минтрудом РФ 13.04.2001 N 2825-ВЯ)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение <*> заключено на
основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и
соглашениях" в редакции от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ,
Федерального закона Российской Федерации "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г.
N 10-ФЗ и в соответствии с Генеральным соглашением между
общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации
на 1998 - 1999 годы от 26 января 1998 года в целях стабильной
работы гражданской авиации, удовлетворения потребностей экономики
государства и граждан в авиаперевозках, безопасности полетов,
сохранения уровня социальной защищенности работников отрасли и
регулирования вопросов занятости на основе социального партнерства
и взаимодействия сторон трудовых отношений и их представителей.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - Соглашение.
1.2. Соглашение является правовым актом, регулирующим
социально - трудовые отношения между работодателями и работниками
на уровне отрасли, и обязательно для работодателей и работников,
на которых оно распространяется.
1.3. Соглашение устанавливает общие принципы регулирования
социально - трудовых отношений, минимальные нормы оплаты труда,
соотношения уровней заработной платы по профессиональным
категориям работников и другие условия труда, а также социальные
гарантии и льготы для работников гражданской авиации и является
основой для заключения профессиональных тарифных соглашений,
региональных соглашений, коллективных договоров и трудовых
договоров (контрактов). Соглашение не ограничивает права
организаций в установлении иных социальных гарантий и льгот.
1.4. Соглашение разработано и заключено равноправными
сторонами на основе соблюдения Конституции Российской Федерации и
законодательства РФ, полномочности представителей сторон, свободы
выбора, обсуждения и решения вопросов, составляющих его
содержание, реальности обеспечения принятых на себя обязательств.
1.5. Работодатели и представители работников (профсоюзы)
вправе, в рамках законодательства РФ, принимать иные согласованные
решения, чем предусмотрены настоящим Соглашением, исходя из
финансовых возможностей организации (за исключением пункта 5.1,
абзац 1). При этом стороны направляют в отраслевую комиссию
совместное решение (состав комиссии - приложение N 4) <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
1.6. Участники, подписавшие настоящее Соглашение, в случае
запроса обязаны в месячный срок давать совместное толкование
положений Соглашения и разъяснения по вопросам его применения.
Разъяснения по вопросам применения настоящего Соглашения, даваемые
в одностороннем порядке работодателями или профсоюзами, не имеют
юридической силы.
Работодатели и работники / профсоюзные организации направляют
запросы в адрес соответствующих представителей - участников
Соглашения (юридические адреса - приложение N 5) <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
1.7. Участники Соглашения вправе привлекать специалистов из
числа работников предприятий воздушного транспорта и профсоюзов, а
также работников других ведомств в качестве экспертов для работы
по разработке и заключению Отраслевого тарифного соглашения и
контроля за его выполнением. В этом случае оплата труда и
командировочные расходы, связанные с командировкой, производятся в
порядке, установленном законодательством РФ.
1.8. Ранее принятые приказы, указания, распоряжения и
разъяснения МГА, ДВТ и ФАС России по вопросам, являющимся
предметом настоящего Соглашения, не являются основанием для
невыполнения положений настоящего Соглашения.
1.9. Абзацы пунктов настоящего Соглашения, помеченные
знаком (+), действуют до заключения соответствующих
профессиональных соглашений.
2. Участники Соглашения
2.1. Участниками настоящего Соглашения от стороны работников
гражданской авиации являются их представители:
- Общероссийский профсоюз авиационных работников <*> в лице
Центрального комитета ОПАР в соответствии со своим Уставом;
- Профсоюз работников инженерно - авиационных служб
гражданской авиации России <**> в лице Центрального совета ПРИАС
ГА России в соответствии со своим Уставом;
- Профсоюз летного состава России <***> в лице Президиума ПЛС
России в соответствии со своим Уставом.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - ОПАР.
<**> Далее по тексту - ПРИАС ГА России.
<***> Далее по тексту - ПЛС России.
2.2. Участниками настоящего Соглашения от стороны
работодателей гражданской авиации являются их представители:
- Международная ассоциация руководителей авиапредприятий <*> в
лице Совета МАРАП в соответствии со своим Уставом.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - МАРАП.
2.3. Участники принимают на себя обязательства по настоящему
Соглашению в пределах своих полномочий.
3. Срок действия Соглашения
3.1. Соглашение вступает в силу с 25 января 1999 года и
действует до 1 июля 2001 года. Участники не позднее чем за три
месяца до окончания срока его действия должны принять решение о
его пролонгации или заключении нового соглашения.
(в ред. Изменений, зарегистрированных Минтрудом РФ 13.04.2001
N 2825-ВЯ)
3.2. Стороны, заключившие настоящее Соглашение, не вправе в
течение установленного срока его действия в одностороннем порядке
прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
3.3. Соглашение сохраняет свое действие в полном объеме для
предприятия (организации) и в случае изменения его (ее) формы
собственности или организационно - правового статуса в
соответствии с действующим законодательством РФ.
4. Сфера действия Соглашения
4.1. Соглашение распространяется на работников и работодателей
предприятий, организаций <*> независимо от форм их собственности и
организационно - правовой формы, осуществляющих авиационную
деятельность и входящих в сферу ведения ФАС России, которые
уполномочили участников настоящего Соглашения разработать и
заключить его от их имени, работников и работодателей,
присоединившихся к Соглашению после его заключения, а также на
выборных и штатных работников профсоюзных органов всех уровней -
участников Соглашения.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - организации.
Условия применения Соглашения в бюджетной сфере гражданской
авиации - Приложение N 3.
4.2. При введении внешнего управления в соответствии со ст. 80
Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности
(банкротстве)" от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ решения, влекущие
увеличение расходов организации на потребление, в том числе на
оплату труда работников, принимаются внешним управляющим на
основании согласованного решения с профсоюзами и собраниями
кредиторов или комитета кредиторов.
5. Оплата труда
5.1. Устанавливаются минимальные отраслевые гарантии по оплате
труда в размере утвержденной в Российской Федерации минимальной
оплаты труда, увеличенной в интервале 2 - 4,5 раза. Конкретные
размеры оплаты труда устанавливаются непосредственно в
организациях в зависимости от их финансового состояния, но не ниже
фактически достигнутого уровня на момент подписания коллективного,
трудового договора (контракта) или ОТС, ПТС, которые обеспечивают
наиболее благоприятные для работников условия в соответствии со
ст. ст. 3, 22 ФЗ РФ "О коллективных договорах и соглашениях".
Работодатель обязуется осуществлять индексацию заработной платы в
соответствии с изменением размера минимальной оплаты труда в
Российской Федерации. Порядок индексации определяется в
коллективном договоре, соглашении.
Абзацы 2; 3 - в Протоколе разногласий.
5.2. При определении размеров оплаты труда (тарифных ставок и
должностных окладов) работников рекомендуется применять сетку
тарифных коэффициентов (Приложение N 1). Формы, системы оплаты
труда и размеры тарифных ставок (должностных окладов)
устанавливаются работодателями самостоятельно по согласованию с
профсоюзами в зависимости от профессии, квалификации, сложности,
напряженности, условий труда и включаются в коллективные договоры.
5.3. Минимальные размеры часовых расчетных ставок,
километровых, порейсовых, погектарных и иных применяемых в
организациях расценок на выполнение летной работы в зависимости от
типа ВС и расценок на выполнение аэрофотосъемочных работ,
действующих для оплаты труда командира воздушного судна, а также
технического состава, занятого обслуживанием самолетов и
вертолетов на авиационных работах вне места постоянного
базирования (Приложение N 2), увеличиваются пропорционально росту
минимальной заработной платы. (+)
Конкретный порядок и размер индексации определяются в
коллективных договорах.
5.4. Для отдельных категорий работников по согласованию с
профсоюзными органами устанавливаются дополнительные
компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки (за условия
труда, за работу в ночное время, за класс квалификации, за
сложность выполняемых работ в зависимости от обслуживаемого
оборудования, за выполнение работ, связанных с обеспечением
безопасности полетов, за отклонение от нормальных условий труда,
за профессиональное мастерство, за работу с меньшей численностью,
за применение в работе иностранного языка и др.), но не ниже
размеров, установленных по ранее действовавшим постановлениям
Правительства Российской Федерации и нормативным актам, и уровней,
сложившихся в организации.
Размеры и условия компенсационных и стимулирующих выплат
определяются профессиональными тарифными соглашениями и (или)
коллективными договорами в организациях.
5.5. Сохраняются ранее установленные для работников размеры
вознаграждения за выслугу лет в ГА. Сроки и порядок выплаты
указанного вознаграждения определяются организацией самостоятельно
и отражаются в коллективном договоре.
5.6. Выплаты по районным коэффициентам и северным надбавкам,
установленные действующими нормативными актами, начисляются на
весь заработок.
5.7. Исчисление среднего заработка, сохраняемого за
работниками во всех случаях, кроме тех, когда законодательством РФ
установлен специальный порядок его подсчета, производится в
соответствии с Постановлением Министерства труда Российской
Федерации от 16 января 1998 г. N 1 с последующими изменениями и
дополнениями.
5.8. Условия и порядок гарантированной оплаты летному составу,
авиационно - техническому персоналу АТБ, занятому на техническом
обслуживании воздушных судов, выполняющих авиационные работы вне
места постоянного базирования, определяются коллективным договором
в зависимости от конкретных условий и объемов работ. (+)
5.9. Работодатели обеспечивают выплату заработной платы в
соответствии со сроками, определенными коллективными договорами, а
при их отсутствии - приказами руководителей организаций,
согласованными с соответствующими профсоюзными органами.
В случае задержки выплаты заработной платы в установленные
сроки по вине администрации организации работодатель возмещает
материальные потери работникам в порядке, установленном
законодательством РФ и (или) коллективным договором.
5.10. Оплата времени вынужденного простоя не по вине работника
производится в размерах не ниже установленных законодательством
РФ.
6. Условия и охрана труда
6.1. Надзор и контроль за состоянием охраны труда и
безопасности полетов в организациях воздушного транспорта со
стороны профсоюзных органов осуществляется инспекцией труда
профсоюзов.
О каждом несчастном случае с летальным исходом, произошедшем с
работником в организации, предоставляется соответствующая
информация в профсоюзные органы.
6.2. Работодатель и профсоюзная организация обеспечивают
выполнение требований, правил, норм и инструкций по охране труда.
Работодатель выделяет необходимые средства на улучшение условий и
охрану труда, при этом размеры средств определяются коллективным
договором.
6.3. Для работ во вредных условиях труда, а также для работ,
производимых в особых температурных условиях или связанных с
загрязнением, бесплатно выдаются спецодежда, спецобувь и другие
средства индивидуальной защиты согласно нормам, введенным Приказом
МГА от 22 октября 1982 г. N 11 с последующими дополнениями и
изменениями.
При необеспечении спецодеждой, спецобувью, средствами
индивидуальной защиты работник имеет право приостановить
выполнение производственного задания или должностных обязанностей,
если условия охраны труда обязывают его применять средства
индивидуальной защиты, до момента обеспечения ими работника.
Нормы выдачи спецодежды, спецобуви и других специальных
средств индивидуальной защиты рассматриваются как минимально
необходимые.
Отсутствие возможности обеспечения спецодеждой не влечет за
собой переноса срока ее носки.
Работник имеет право выкупать спецодежду по оценочной
стоимости после истечения срока ее носки, а при увольнении в связи
с уходом на пенсию - по цене, устанавливаемой на предприятии
самостоятельно в части, не противоречащей действующим нормативным
документам о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной
одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной
защиты.
6.4. Нормальная продолжительность рабочего времени работников
в организации не может превышать 40 часов в неделю.
Для работников, занятых на работах с вредными (особо
вредными), тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда и на работах,
дающих право на льготное пенсионное обеспечение, устанавливается
сокращенная продолжительность рабочего времени в соответствии с
законодательством РФ.
Нормы продолжительности рабочего времени и времени отдыха
отдельных категорий работников ГА, работа которых связана с
вредными условиями труда, с безопасностью полетов, с
непрерывностью перевозочного процесса и обслуживанием пассажиров,
регулируются соответствующими положениями, профессиональными
соглашениями и (или) коллективными договорами.
Для бортпроводников - женщин, выполняющих работу на борту ВС в
полете, устанавливается 36-часовая рабочая неделя.
(абзац введен Дополнением, зарегистрированным Минтрудом РФ
11.07.2000 N 4919-ВЯ)
6.5. Минимальный основной ежегодный оплачиваемый отпуск всем
авиаработникам - 24 рабочих дня. Все виды дополнительных отпусков
прибавляются к 24 рабочим дням.
Продолжительность и порядок предоставления дополнительных
отпусков определяются в коллективном договоре организации в
соответствии с законодательством РФ, ОТС и ПТС.
6.6. За работу во вредных, тяжелых и особых условиях труда
устанавливается доплата. Порядок оценки состояния условий труда и
расчет размера доплаты работнику производятся по методике,
определенной Приказом МГА от 16 марта 1987 г. N 71 с дополнениями
и изменениями. Размеры доплат по этой методике рассматриваются как
минимальные. Перечень конкретных работ и рабочих мест, для которых
устанавливаются доплаты, с указанием размеров доплат включаются в
коллективный договор.
В случае непроведения (по вине работодателя) замеров или
экспресс - оценок вредных производственных факторов на рабочих
местах с вредными (особо вредными), тяжелыми (особо тяжелыми) и
особыми условиями труда устанавливается доплата соответственно
12 и 24 процента от тарифной ставки (должностного оклада).
Для лиц, выполняющих работу на борту воздушного судна в
полете, устанавливается доплата за условия труда в размере не
менее 24 процентов от оплаты за полетное время и тарифной части
заработной платы в соответствии с Приказом МГА от 16 марта 1987 г.
N 71. (+)
Для специалистов по непосредственному УВД, входящих в список
N 1 (Перечень работ и профессий с особо вредными и особо тяжелыми
условиями труда), применяется доплата за условия труда не менее
24 процентов от должностного оклада за фактически отработанное
время по УВД. (+)
Водителям спецмашин (ветровых, тепловых, обдувочных),
оборудованных реактивной установкой, и рабочим, управляющим
работой этой установки, за условия труда устанавливается доплата в
размере не менее 24 процентов от тарифной ставки (оклада) за время
работы на этой установке.
Для инженерно - технического персонала ИАС, непосредственно
занятого на АХР, применяется доплата за условия труда в размере не
менее 24 процентов от должностного оклада (тарифной ставки) за
фактически отработанное на этих работах время. (+)
6.8. Работодатель организует проведение обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических
медицинских осмотров авиаработников в соответствии с Приказом МГА
от 18 июля 1990 г. N 169, а также выделяет средства на улучшение
медицинского обслуживания, укрепление здоровья авиаработников,
проведение культурно - оздоровительных мероприятий, при этом
конкретные размеры средств на указанные цели определяются
коллективным договором.
6.9. Сверхурочные работы возможны только в исключительных
случаях, предусмотренных законодательством РФ, по согласованию с
профсоюзным органом. Работодатель должен принимать своевременные
меры, направленные на ограничение указанных работ.
При этом к сверхурочным работам не могут привлекаться
работники, отработавшие перед этим ночную смену.
В исключительных случаях при неявке сменного работника
(занятого на вредных (особо вредных), тяжелых (особо тяжелых)
условиях труда) сверхурочные работы не должны превышать для
каждого работника двух часов в течение двух дней подряд, с оплатой
в двойном размере.
6.10. Работы, связанные с ликвидацией аварий и нарушением
правил техники безопасности и проводимые в условиях, когда
имеется угроза здоровью и жизни работников, должны проводиться на
основании предварительно оформленного специального договора между
работодателем и работником, предусматривающего условия выполнения
этих работ, страхование жизни и здоровья.
В коллективных договорах организаций предусматриваются условия
выполнения и оформление специального договора.
7. Социальная защита работников,
социальные гарантии, льготы и компенсации
7.1. Производится обязательное страхование жизни и здоровья
авиационного персонала в пределах имеющихся средств.
Страхование членов экипажа, технического персонала ИТС,
выполняющего служебные перелеты с экипажем в связи с характером
работы, а также работников, принимающих непосредственное участие в
аварийно - спасательных работах, производится в обязательном
порядке. Работники, выполняющие эпизодические служебные полеты,
страхуются на период выполнения конкретного полета. Страхование
членов экипажа и лиц, выполняющих работу на борту воздушного судна
в полете, производится в размере не менее 1000-кратной минимальной
оплаты труда, установленной в Российской Федерации. (+)
Условия заключения страхового договора и конкретные размеры
страхования оговариваются в коллективном договоре, оплата
страхования осуществляется за счет собственных средств
организации.
7.2. Работники, утратившие трудоспособность в результате
несчастного случая на производстве или профзаболевания, кроме
возмещения ущерба, предусмотренного законами, получают
единовременное пособие не менее одного годового заработка,
исчисляемого из среднемесячного заработка на момент последнего
повышения заработной платы.
В случае смерти или пропажи без вести при исполнении служебных
обязанностей наследникам, определенным гражданским
законодательством РФ, выплачивается до 10 годовых заработков
исходя из заработка за последний год работы (в соответствии с
трудовым законодательством - единовременное пособие в сумме
установленной (на день выплаты) минимальной оплаты труда за пять
лет, а остальная сумма - за счет собственных средств организации).
Вместо этого может осуществляться страхование своих работников на
условиях не хуже указанных. Размер и порядок выплаты пособий
определяются организацией самостоятельно в пределах имеющихся
средств и оговариваются в коллективных договорах.
Для лиц летного персонала, потерявших трудоспособность при
работе на ВС, снятых в настоящее время с эксплуатации, средний
заработок исчисляется в соответствии с порядком исчисления
среднего заработка для специалистов данной профессии ВС
соответствующего класса.
В случае захвата в заложники лиц авиационного персонала,
находящихся при исполнении служебных обязанностей, работодатель
принимает меры к их освобождению.
7.3. Сохраняются отраслевые льготы по предоставлению льготного
проезда работникам организаций ГА и членам их семей, установленные
Постановлениями Совета Министров СССР от 06.09.51 N 3316, от
25.06.71 N 434 и Приказом МГА СССР от 16.03.84 N 50. Порядок и
условия предоставления определяются коллективным договором.
Работодатель, по согласованию с профсоюзами, при наличии
средств может предоставлять работникам организации, а также
пенсионерам (бывшим работникам отрасли) дополнительные льготы по
проезду на воздушным транспорте.
7.4. По заявлению работника предоставляется дополнительный
отпуск в случаях:
- смерти членов семьи, близких родственников,
- свадьбы работника или его детей.
Условия и порядок предоставления этих отпусков определяются
коллективным договором.
7.5. Санаторной путевкой один раз в год бесплатно
обеспечиваются члены экипажа, диспетчерского состава,
непосредственно занятого УВД, работники ИТС и др., записанные в
полетное задание, по заключению ВЛЭК (при наличии диагноза) (+), а
остальные работники организаций - на льготных условиях по
заключению медицинского учреждения (при наличии диагноза).
7.6. Основные принципы взаимодействия работодателей с
профсоюзными органами при массовом высвобождении работников
определяются в соответствии с Положением об организации работы по
содействию занятости в условиях массового высвобождения,
утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99 с последующими
изменениями и дополнениями.
7.7. Участники Соглашения принимают участие в создании
отраслевой профессиональной пенсионной системы для работников
гражданской авиации в порядке, предусмотренном законодательством
РФ.
7.8. При временном отстранении от полетов членов экипажей ВС,
работников службы движения от непосредственного управления
воздушным движением по медицинским показаниям (состоянию здоровья)
за ними сохраняется средний заработок до решения вопроса о допуске
к работе или списания с летной работы (управления воздушным
движением) по заключению ВЛЭК (ЦВЛЭК). (+)
7.9. В случае необходимости прохождения работниками
реабилитации по заключению ВЛЭК, ВТЭК, ВКК организация оплачивает
при наличии финансовых средств проведение данной реабилитации.
Работодатель компенсирует при наличии финансовых средств своим
работникам расходы на пролет или проезд (туда и обратно) в случае
заболевания, при котором необходимо проведение операции, лечение и
медицинское обследование вне постоянного места жительства, а также
все расходы, связанные с лечением и приобретением лекарств, - в
случае болезни или производственной травмы. Условия оплаты и
компенсации закрепляются в коллективном договоре.
7.10. При увольнении с предприятия или освобождении от летной
работы по состоянию здоровья (по заключению ЦВЛЭК) лиц летного
состава экипажа, бортпроводников, бортоператоров транспортных
самолетов и других специалистов по перечню МГА и специалиста
службы движения, непосредственно осуществляющего УВД, - от работы
по УВД им выплачивается единовременное пособие, размер которого и
(или) порядок расчета устанавливаются в коллективном договоре. (+)
8. Обязательства участников Соглашения
8.1. Оказывать работникам и работодателям всестороннее
содействие в заключении коллективных договоров в организациях ГА.
В целях досудебного урегулирования возможных социально -
трудовых конфликтов в организациях ГА создать постоянно
действующие отраслевые и региональные тарифные комиссии в составе
работодателей, профсоюзов и других заинтересованных лиц. Порядок
их деятельности определяется ими самостоятельно. Согласованные
решения комиссий являются обязательными для сторон конфликта.
8.2. Не выдвигать в период действия Соглашения новых
требований, расширяющих условия данного Соглашения, за исключением
вновь открывшихся обстоятельств (изменения в законодательстве и
нормативно - правовой базе РФ).
8.3. Обязательства центральных профсоюзных органов отрасли и
профсоюзных органов в организациях:
8.3.1. Оказывать работодателям помощь в реализации задач,
определенных учредительными документами организаций, а также в
укреплении трудовой и производственной дисциплины.
8.3.2. Осуществлять контроль за соблюдением в организациях
законодательства РФ о труде и охране труда. Как представителям
работников, участвовать в соответствии с законодательством РФ в
управлении организацией ГА.
8.3.3. Соблюдать установленный законодательством РФ порядок
рассмотрения коллективных трудовых споров (конфликтов) и принимать
все возможные меры, направленные на стабилизацию трудовых
отношений в отрасли и в организациях.
8.3.4. Организовывать и проводить оздоровительные мероприятия,
социально - культурную и иную работу среди работников, участвующих
в настоящем Соглашении, и членов их семей за счет средств
работодателя и Фонда социального страхования Российской Федерации.
8.3.5. При систематическом нарушении сроков выдачи заработной
платы принимать решения об обращении в федеральные органы
исполнительной власти с заявлением о выполнении Постановления
Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 214 или
применении ст. 13 Федерального закона Российской Федерации "О
государственном регулировании развития авиации" от 17 октября
1997 г.
8.4. Обязательства совета МАРАП и работодателей:
8.4.1. Проводить социально ориентированную политику,
обеспечивать эффективный механизм регулирования социально -
трудовых и связанных с ними экономических отношений в отрасли.
8.4.2. Вести переговоры с профсоюзами и их представителями с
учетом количества объединяемых ими членов профсоюза и заключать
соглашения, коллективные договоры на согласованных сторонами
условиях.
8.4.3. Ликвидировать полностью сумму просроченной
задолженности по заработной плате работникам организаций ГА в
течение 1999 года.
8.4.4. Привлечение иностранных рабочих на работу в организации
ГА осуществлять по согласованию с соответствующими профсоюзными
органами.
8.4.5. Создавать в целях укрепления социального партнерства
все необходимые условия для осуществления профсоюзами своих прав,
а также обеспечивать гарантии их деятельности.
8.4.6. Предоставлять в соответствии с законодательством РФ,
настоящим Соглашением и коллективными договорами соответствующим
профсоюзным органам бесплатно достоверную и полную информацию по
любому вопросу, связанному с использованием труда и социальным
положением работников, в согласованные сроки. По письменному
заявлению профоргана информация предоставляется в письменном виде.
Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую
тайну, установлен Постановлением Правительства РФ от 05.12.91.
Сведения, соответствующим порядком определенные как коммерческая
тайна, предоставляются профсоюзам в соответствии со ст. 7 ФЗ РФ
"О коллективных договорах и соглашениях".
8.4.7. После подписания настоящего Соглашения приступить к
переговорам с отраслевыми профсоюзами о заключении
профессиональных тарифных соглашений в порядке, предусмотренном
Организационными основами тарифных соглашений в гражданской
авиации Российской Федерации в редакции от 11 декабря 1998 г.
9. Контроль за выполнением Соглашения
9.1. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется
участниками Соглашения в соответствии с действующим
законодательством РФ с учетом положений настоящего Соглашения, а
также соответствующими органами по труду.
9.2. Контрольные функции по выполнению Соглашения осуществляют
также выборные профсоюзные органы и работодатель, которые вправе
обратиться по существу вопроса в отраслевую комиссию.
9.3. Работодатели совместно с профсоюзными органами раз в
квартал направляют в отраслевую комиссию сведения о ходе
выполнения Соглашения.
9.4. Отраслевая комиссия один раз в полугодие рассматривает
итоги выполнения Соглашения, заслушивает на своих заседаниях
отчеты, сообщения руководителей организаций ГА, осуществляет
проверку с выездом в организации ГА при возникновении коллективных
трудовых споров по условиям ОТС.
10. Ответственность участников Соглашения
10.1. Участники, подписавшие Соглашение, несут ответственность
за невыполнение Соглашения в части, их касающейся, в соответствии
с законодательством РФ.
10.2. Привлечение к ответственности не освобождает виновное
лицо от исполнения своих обязательств по Соглашению или
коллективному договору в полном объеме.
11. О гарантиях профсоюзной деятельности
11.1. Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы,
действующие в организации, вправе бесплатно и беспрепятственно
получать от работодателей информацию по социально - трудовым
вопросам.
Для осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ
о труде и законодательства РФ о профсоюзах, правил охраны труда, а
также за выполнением работодателями условий коллективных договоров
и соглашений члены соответствующих выборных профсоюзных органов, а
также другие правомочные представители профсоюзов, включая
профсоюзных инспекторов труда, независимо от форм собственности и
подчиненности, имеют право:
- беспрепятственно посещать и осматривать цеха, отделы, службы
и другие места работы в организации;
- требовать от администрации организации имеющиеся у нее
соответствующие документы и сведения, а также самостоятельно
проверять расчеты по заработной плате.
11.2. Решения, связанные с установлением новых или изменением
норм труда, систем и размеров оплаты труда, форм материального
поощрения, режима работы и отдыха, принимаются по согласованию с
соответствующими профсоюзными органами организации в соответствии
с действующим законодательством РФ.
Ликвидация структурных подразделений, изменение структуры
организации, влекущие за собой сокращение рабочих мест и
численности работников, осуществляются при участии профсоюзных
организаций. В ликвидации организации ГА имеют право участвовать
профсоюзы организации как представители трудового коллектива,
наделенные им соответствующими полномочиями.
11.3. За работниками, избранными в состав профсоюзных органов
и не освобожденными от производственной работы, сохраняется
средняя заработная плата на период участия в мероприятиях,
проводимых профсоюзами. Порядок предоставления в течение рабочей
недели одного дня при необходимости осуществления профсоюзной
деятельности в организации определяется коллективным договором.
Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной
работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов
съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия
в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и
порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях
определяются законодательством РФ и фиксируются в коллективном
договоре.
Лица, участвующие в переговорах о заключении Соглашения,
освобождаются от основной работы с сохранением за ними среднего
заработка на период переговоров, но не более чем на три месяца в
год. Все затраты компенсируются в порядке, установленном
законодательством РФ.
11.4. Центральные и территориальные (региональные) профсоюзные
органы могут направлять своего представителя в качестве
наблюдателя или члена комиссии для участия в комиссии по
расследованию авиационных происшествий по согласованию с
компетентными органами ФАС России (территориальными и
межрегиональными территориальными управлениями ФАС России).
11.5. Работникам, освобожденным от производственной работы
вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах,
предоставляется (после окончания их выборных полномочий)
обязательное трудоустройство в той же организации в должностях не
ниже соответствующих до их избрания. При невозможности
предоставления соответствующей работы в организации или ликвидации
организации за ним сохраняется средняя заработная плата на период
трудоустройства на срок 6 месяцев, а в случае учебы или
переквалификации - на срок до одного года.
Время работы на выборных и штатных должностях в отраслевых
профсоюзных органах всех уровней засчитывается в стаж всех льгот,
предусмотренных для работников ГА законодательством РФ и настоящим
Соглашением или коллективным договором.
Кроме того, они обладают такими же социально - трудовыми
правами и льготами, как другие работники организации.
11.6. Издание приказов, распоряжений и иных локальных
нормативных актов по вопросам системы трудовых договоров
(контрактов), оплаты труда, времени труда и отдыха, норм труда и
сдельных расценок, гарантий и компенсаций, трудовой дисциплины,
охраны труда, труда женщин и молодежи, особенностей регулирования
режима труда отдельных работников организации ГА должно
происходить по согласованию (учетом мнения) с соответствующим
профсоюзом. Профсоюзу должен быть дан мотивированный ответ при
несогласии с его мнением.
11.7. Работодатели предоставляют отраслевым профсоюзам России
в бесплатное пользование необходимые для их деятельности
оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи
для выполнения уставных задач и контроля за выполнением настоящего
Соглашения и коллективных договоров.
Работодатель обеспечивает пролет работников выборных
профсоюзных органов в организациях ГА для осуществления контроля
за ходом выполнения настоящего Соглашения, а также участия в
работе вышестоящих профсоюзных органов или в работе по их
поручению, для участия в деятельности международных организаций.
11.8. Работодатели
11.8.1. На основании письменных заявлений членов профсоюзов
производят удержания членских профсоюзных взносов из их заработной
платы, а также бесплатно ежемесячно перечисляют их на счета
соответствующих профсоюзов в течении 5 дней со дня выплаты
заработной платы (включая аванс) с закреплением этого порядка в
коллективных договорах.
11.8.2. Перечисляют профсоюзам денежные средства на
социально - культурную и иную работу в организации. Размеры
средств устанавливаются в коллективном договоре, но не менее 0,15%
размера от фонда оплаты труда.
11.9. Работодатели и их представители признают ОПАР, ПРИАС ГА
России, ПЛС России и АЛС-ФСПЛС России, КПАД полноправными
представителями работников ГА по всем условиям Соглашения и
обязуются не использовать наличие (появление) иных
представительных органов работников для воспрепятствования
законной деятельности профсоюзов.
11.10. Профсоюзы вправе иметь своих представителей в
коллегиальных органах управления организацией.
12. Гарантии управленческой деятельности
12.1. С руководителем организации ГА заключается контракт в
порядке, установленном законодательством РФ.
12.2. При заключении контракта с руководителем организации
предусмотрено производить обязательное страхование его жизни и
здоровья за счет собственных средств организации ГА. Конкретная
сумма страхования оговаривается в контракте.
12.3. Система оплаты труда руководителя организации
определяется контрактом в соответствии с действующим
законодательством РФ.
На унитарных, казенных предприятиях, а также в организациях, в
имуществе которых доля государства составляет более 50 процентов
уставного капитала, условия оплаты труда руководителя организации
определяются порядком, предусмотренным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210 "Об
условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий
при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)", а также
Типовым контрактом, утвержденным ФАС России.
13. Порядок внесения в Соглашение изменений и дополнений
13.1. Внесение в Соглашение изменений и дополнений
производится в порядке, предусмотренном Организационными основами
тарифных соглашений в гражданской авиации Российской Федерации в
редакции от 11 декабря 1998 г.
14. Разрешение коллективных трудовых споров (конфликтов)
14.1. Коллективные трудовые споры в организациях ГА, возникшие
в результате невыполнения обязательств, вытекающих из настоящего
Соглашения, разрешаются согласно действующему законодательству РФ.
15. Порядок и условия присоединения к Соглашению
15.1. Работодатели и представители работников, не
участвовавшие в заключении данного Соглашения, могут
присоединиться к нему после уведомления отраслевой комиссии.
15.2. В организациях, на которые распространяется действие
настоящего Соглашения, работодатели по письменному заявлению
работников, не уполномочивших участников - профсоюзы, обязаны
ежемесячно перечислять на счета профсоюзных организаций
предприятий денежные средства из заработной платы указанных
работников на условиях и в порядке, установленных коллективным
договором.
15.3. Соглашение открыто для присоединения к нему всех
работодателей, работников и их представителей. О присоединении к
Соглашению сообщается в отраслевую комиссию.
Настоящее Соглашение с Приложениями N 1 - 5 и протоколом
разногласий подписано 25 декабря 1998 года в Москве в
8 экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую
силу.
Представители работников:
Председатель ОПАР
Б.А.КРЕМНЕВ
Председатель ЦС ПРИАС ГА России
В.Д.КУРОЧКИН
Президент ПЛС России
С.М.ПЛЕВАКО
Представители работодателей:
Президент МАРАП
Н.И.СЕМЕНОВ
Федеральная авиационная служба России (ФАС России) участвует в
формировании государственной политики в области развития трудовых
отношений на основе социального партнерства и предотвращения
трудовых конфликтов и организует ее реализацию.
Директор Федеральной
авиационной службы России
Г.Н.ЗАЙЦЕВ
Настоящее Соглашение зарегистрировано. Регистрационный
N 1909-ММ.
Заместитель Министра
труда и социального развития
Российской Федерации
М.В.МОСКВИНА
25 марта 1999 года
Приложение N 1
к Отраслевому тарифному
соглашению на 1999 - 2000 годы
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА КОЭФФИЦИЕНТОВ
-------------T----T----T----T-----T-----T-----T-----T-----T------¬
¦Разряды по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оплате труда¦ I ¦ II ¦ III¦ IV ¦ V ¦ VI ¦ VII ¦ VIII¦ IX ¦
+------------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Коэффициенты¦1,0 ¦ 1,3¦1,69¦ 1,91¦ 2,16¦ 2,44¦ 2,76¦ 3,12¦ 3,53 ¦
+------------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Разряды по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оплате труда¦ X ¦ XI ¦ XII¦ XIII¦ XIV ¦ XV ¦ XVI ¦XVII ¦ XVIII¦
+------------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Коэффициенты¦3,99¦4,51¦ 5,1¦ 5,76¦ 6,51¦ 7,36¦ 8,17¦ 9,07¦ 10,07¦
L------------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+-------
Примечание. Минимальный должностной оклад (оклад) или часовая
тарифная ставка работника определяется умножением коэффициента,
соответствующего ему разряда, на минимальный должностной оклад
(оклад) или часовую тарифную ставку I разряда, установленные
Отраслевым тарифным соглашением.
Приложение N 2 (+)
к Отраслевому тарифному
соглашению на 1999 - 2000 годы
МИНИМАЛЬНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ЧАСОВЫЕ СТАВКИ КОМАНДИРА ВС
ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ (КРОМЕ АЭРОФОТОСЪЕМОЧНОЙ)
ПО ТИПАМ ВС И ГРУППАМ РАБОТ
Командиру воздушного судна и командиру (пилоту, летчику) -
инструктору устанавливаются следующие минимальные расчетные
часовые ставки:
----------------T------------------------------------------------¬
¦Тип воздушного ¦ Минимальные расчетные часовые ставки ¦
¦ судна ¦ По группам работ (в рублях) ¦
+---------------+-----T------T------T--------T--------T----------+
¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ V ¦ VI ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦А-310, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Боинг-767 ¦21,3 ¦ 23,4 ¦ 28,0 ¦ 30,1 ¦ 32,2 ¦ - ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ил-86, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ил-96-300 ¦15,2 ¦ 16,7 ¦ 20,0 ¦ 21,5 ¦ 23,0 ¦ - ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ил-76 Т, ТД, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦АН-124, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Боинг-757 ¦10,7 ¦ 11,8 ¦ 13,0 ¦ 14,8 ¦ 16,3 ¦ - ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ил-62, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ту-204 ¦ 9,3 ¦ 10,4 ¦ 11,5 ¦ 13,0 ¦ 14,4 ¦ - ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ту-154, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Боинг-737, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Фалькон ¦ 8,9 ¦ 9,6 ¦ 10,8 ¦ 11,8 ¦ 13,0 ¦ - ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ту-134 ¦ 7,8 ¦ 8,5 ¦ 9,6 ¦ 11,1 ¦ 11,8 ¦ - ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ан-12, Ил-18, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ан-74 ¦ 6,3 ¦ 7,0 ¦ 7,8 ¦ 9,3 ¦ 10,4 ¦ 13,0 ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Як-42, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦БАе-125 ¦ 8,1 ¦ 8,9 ¦ 10,0 ¦ 11,5 ¦ 12,2 ¦ 12,2 ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ан-24, Ан-30, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ан-26, Як-40, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ан-32 ¦ 5,2 ¦ 6,3 ¦ 7,4 ¦ 8,5 ¦ 9,6 ¦ 10,7 ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ан-28, Л-410 ¦ 4,8 ¦ 5,6 ¦ 6,7 ¦ 7,4 ¦ 8,5 ¦ 9,3 ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ан-2, Ан-2м ¦ 3,7 ¦ 4,4 ¦ 5,9 ¦ 6,3 ¦ 7,0 ¦ 7,4 ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Як-18 ¦ 3,3 ¦ 4,1 ¦ 4,8 ¦ 5,6 ¦ 6,3 ¦ 7,4 ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ми-26 Т ¦ 9,3 ¦ 10,4 ¦ 11,8 ¦ 13,3 ¦ 14,4 ¦ - ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ми-10 ¦ 8,1 ¦ 9,3 ¦ 10,0 ¦ 11,1 ¦ 12,2 ¦ 14,1 ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ми-6 ¦ 8,1 ¦ 8,9 ¦ 10,0 ¦ 10,7 ¦ 12,2 ¦ 14,1 ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ка-32 ¦ 6,7 ¦ 7,4 ¦ 8,1 ¦ 8,9 ¦ 9,6 ¦ 11,1 ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ми-8 ¦ 6,3 ¦ 7,0 ¦ 7,8 ¦ 8,5 ¦ 9,6 ¦ 11,1 ¦
+---------------+-----+------+------+--------+--------+----------+
¦Ми-2, Ка-26 ¦ 5,9 ¦ 6,3 ¦ 7,0 ¦ 7,8 ¦ 8,1 ¦ 9,3 ¦
L---------------+-----+------+------+--------+--------+-----------
Примечания. 1. Величина расчетных часов ставок дана по
состоянию на 25.05.98.
2. Минимальные расценки для оплаты труда КВС за выполнение
аэрофотосъемочных работ рассчитываются в зависимости от
установленных групп и масштабов работ.
Приложение N 3
к Отраслевому тарифному
соглашению на 1999 - 2000 годы
Отраслевое тарифное соглашение гражданской авиации России на
1999 - 2000 гг. распространяется на работников бюджетной сферы
гражданской авиации в полном объеме. При этом оплата труда
работников бюджетной сферы производится на основе Единой тарифной
сетки, установленной Постановлением Правительства Российской
Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 с последующими дополнениями
и изменениями, а также Указа Президента Российской Федерации от
7 июня 1996 г. N 833.
При наличии внебюджетных средств администрация совместно с
профсоюзами вправе увеличивать заработную плату работникам
учреждений.
Председатель ОПАР
Б.А.КРЕМНЕВ
Председатель ЦС ПРИАС ГА России
В.Д.КУРОЧКИН
Президент ПЛС России
С.М.ПЛЕВАКО
Директор Федеральной
авиационной службы России
Г.Н.ЗАЙЦЕВ
|