МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 15 января 1999 г. N ШС-6-18/38
О ВОЗМЕЩЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЮ УБЫТКОВ, ВОЗНИКШИХ
В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА, ПРИЗНАННОГО
ВПОСЛЕДСТВИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
Государственная налоговая служба Российской Федерации
направляет для сведения и использования в работе Постановление
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
13.10.98 N 5007/98, касающееся некоторых вопросов возмещения
предприятию убытков, возникших в связи с исполнением закона,
признанного впоследствии недействительным.
Доведите направляемое Постановление до нижестоящих
государственных налоговых инспекций.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 1998 г. N 5007/98
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.04.97
по делу N 2к/932-97.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего
протест, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Совтранссервис"
обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по
финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского
края и администрации Алтайского края о возврате из бюджета
1125628449 рублей, уплаченных в качестве целевого сбора на
строительство мостового перехода.
Решением от 24.04.97 иск удовлетворен.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации предлагается решение отменить, в иске отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Алтайское краевое
Законодательное Собрание приняло Закон от 30.12.94 "О целевом
сборе в 1995 году на строительство мостового перехода через реку
Обь".
Данным нормативным актом для хозяйствующих субъектов,
независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности
являющихся плательщиками налога на прибыль, а также
предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования
юридического лица, в том числе реализующих горюче - смазочные
материалы на стационарных и передвижных автозаправочных станциях,
установлен сбор в размере 10 процентов от цены реализации каждого
литра нефтепродуктов без налога на добавленную стоимость и
специального налога с отнесением этого сбора на стоимость
отпускаемых потребителям горюче - смазочных материалов.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского
краевого суда от 23.05.96 названный Закон признан недействительным
как принятый с превышением полномочий Законодательного Собрания.
Принимая решение об удовлетворении иска, Арбитражный суд
Алтайского края сослался на статью 11 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как на
основание для возврата уплаченного сбора. Однако указанная норма,
как и налоговое законодательство в целом, не устанавливает
имущественных последствий принятия незаконных правовых актов.
Кроме того, по мнению суда, уплата сбора повлияла на
финансовые результаты предприятия, поэтому в соответствии со
статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации истец был
вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.
Выводы суда не основаны на обстоятельствах дела и действующем
законодательстве.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской
Федерации необходимым условием ответственности государственного
органа в результате издания не соответствующего закону акта
является наличие причинной связи между недействительностью данного
акта и убытками.
Сам по себе факт перечисления в бюджет края спорной суммы не
является доказательством причинения убытков.
При решении вопроса о возврате ранее перечисленных сумм налога
следует учитывать установленный нормативным актом механизм
взимания налога и его правовую природу.
Как следует из упомянутого Закона, сумма сбора не влияла на
финансовый результат деятельности предприятия, а лишь увеличивала
продажную цену горюче - смазочных материалов. Уплаченные суммы
налоговых платежей возмещались истцу при оплате приобретенной
продукции.
Следовательно, никаких убытков в связи с надлежащим
исполнением Закона у истца возникнуть не могло.
Вывод суда о том, что уплата сбора повлияла на финансовый
результат предприятия, не основан на материалах дела. Истцом не
представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у
него убытков, возникших в связи с исполнением Закона, признанного
впоследствии недействительным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.04.97 по делу
N 2к/932-97 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Совтранссервис" в
иске к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике
администрации Алтайского края и администрации Алтайского края о
возврате из бюджета края 1125628449 рублей отказать.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|