ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ. ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА (без изм. и доп.)
6 января 1999 года N 7-ФЗ
-------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛАХ
Принят
Государственной Думой
9 декабря 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 1998 года
Народные художественные промыслы представляют собой
неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов
Российской Федерации.
Сохранение, возрождение и развитие народных художественных
промыслов является важной государственной задачей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области народных
художественных промыслов
Статья 3. Основные понятия
Статья 4. Основы государственной политики в области народных
художественных промыслов
Статья 5. Организации народных художественных промыслов
Статья 6. Мастер народного художественного промысла
Статья 7. Отнесение изделий к изделиям народных художественных
промыслов
Статья 8. Художественно - экспертные советы по народным
художественным промыслам
Статья 9. Места традиционного бытования народных художественных
промыслов
Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона
______________________________________________________________________________
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области
народных художественных промыслов на территории Российской
Федерации. Участниками указанных отношений являются граждане и
юридические лица любых организационно - правовых форм и форм
собственности.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области народных
художественных промыслов
Правовое регулирование отношений в области народных
художественных промыслов основывается на соответствующих
положениях Конституции Российской Федерации, Закона Российской
Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о
культуре", других законов Российской Федерации и осуществляется
настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения в области народных художественных промыслов,
касающиеся правовой охраны и использования объектов
интеллектуальной собственности, регулируются законодательством
Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие
основные понятия:
народный художественный промысел - одна из форм народного
творчества, деятельность по созданию художественных изделий
утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на
основе коллективного освоения и преемственного развития традиций
народного искусства в определенной местности в процессе
творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров
народных художественных промыслов;
место традиционного бытования народного художественного
промысла - территория, в пределах которой исторически сложился и
развивается в соответствии с самобытными традициями народный
художественный промысел, существует его социально - бытовая
инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы;
изделие народного художественного промысла - художественное
изделие утилитарного и (или) декоративного назначения,
изготовленное в соответствии с традициями данного промысла;
уникальное изделие народного художественного промысла -
единственное в своем роде, имеющее высокую художественную ценность
изделие народного художественного промысла;
типовой образец изделия народного художественного промысла -
образец, который выполнен в виде готового изделия, рисунка (схемы,
типовой композиции), макета (модели) и предназначен для
воспроизведения в установленном порядке, в том числе с применением
творческого варьирования;
мастер народного художественного промысла - физическое лицо,
которое изготавливает изделия определенного народного
художественного промысла в соответствии с его традициями;
творческое варьирование - одна из форм проявления народного
творчества, основной метод воспроизведения типового образца
изделия народного художественного промысла, который
предусматривает внесение изменений и дополнений в композиционное,
цветовое, орнаментальное, пластическое и иное художественное
решение изделия, не приводящих к снижению художественного уровня и
качества изготовления изделия народного художественного промысла в
сравнении с его типовым образцом.
Статья 4. Основы государственной политики в области народных
художественных промыслов
1. Органы государственной власти Российской Федерации
обеспечивают экономические, социальные и иные условия для
сохранения, возрождения и развития народных художественных
промыслов, в том числе:
принимают в соответствии с законодательством Российской
Федерации федеральные целевые программы сохранения, возрождения и
развития народных художественных промыслов;
способствуют осуществлению инвестиционных проектов в целях
сохранения, возрождения и развития народных художественных
промыслов;
устанавливают в соответствии с законодательством Российской
Федерации для организаций и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих свою деятельность в области народных художественных
промыслов, льготы по налогам и тарифам на продукцию и услуги
естественных монополий, а также порядок заготовки и приобретения
сырья и материалов, подлежащих учету и охране в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
осуществляют меры по поддержке народных художественных
промыслов посредством предоставления организациям народных
художественных промыслов бюджетных кредитов, а также субсидий и
субвенций из федерального бюджета, в том числе на финансирование
расходов на электрическую энергию и железнодорожные перевозки
изготовленной продукции;
содействуют обучению и подготовке работников для народных
художественных промыслов;
способствуют пропаганде искусства народных художественных
промыслов в Российской Федерации и за пределами Российской
Федерации, в том числе посредством организации выставок,
конкурсов, аукционов, специализированной торговли изделиями
народных художественных промыслов, развития международного обмена
и внешнеэкономической деятельности в данной области;
поддерживают деятельность некоммерческих организаций, в том
числе общественных организаций (объединений), в области народных
художественных промыслов;
принимают меры по сохранению народных художественных промыслов
и творческих работников народных художественных промыслов при
осуществлении процедур, направленных на предотвращение банкротства
организаций народных художественных промыслов, при реорганизации
или ликвидации указанных организаций;
устанавливают иные формы государственной поддержки народных
художественных промыслов.
2. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной
власти могут принимать решения об отказе в предоставлении
организациям, продукция которых отнесена к изделиям народных
художественных промыслов, субсидий и субвенций из федерального
бюджета, а также льгот по федеральным налогам в случаях
установления несоответствия этой продукции положениям статей 3 и 7
настоящего Федерального закона.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляют
дополнительные меры по поддержке народных художественных
промыслов, их сохранению, возрождению и развитию, в том числе
посредством установления налоговых и иных льгот.
4. Органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов
сохранения, возрождения и развития народных художественных
промыслов в соответствии с законодательством, в том числе
посредством установления льгот по местным налогам.
Статья 5. Организации народных художественных промыслов
1. Основной задачей деятельности организаций народных
художественных промыслов является сохранение, возрождение и
развитие традиций народных художественных промыслов.
2. К организациям народных художественных промыслов относятся
организации (юридические лица) любых организационно - правовых
форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых
изделия народных художественных промыслов, по данным федерального
государственного статистического наблюдения за предыдущий год,
составляют не менее 50 процентов.
Статья 6. Мастер народного художественного промысла
Мастер народного художественного промысла вправе осуществлять
свою деятельность на условиях трудового договора (контракта) или
гражданско - правового договора с юридическим лицом либо в
качестве индивидуального предпринимателя без образования
юридического лица.
Статья 7. Отнесение изделий к изделиям народных художественных
промыслов
1. Отнесение изделий к изделиям народных художественных
промыслов осуществляется на основе решений художественно -
экспертных советов по народным художественным промыслам,
принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых
образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов.
Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов
производств и групп изделий народных художественных промыслов,
который утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации.
2. Субъекты Российской Федерации с учетом положений настоящего
Федерального закона устанавливают порядок отнесения изделий,
изготовляемых на их территориях, к изделиям народных
художественных промыслов.
3. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть
отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно
применение творческого варьирования типовых образцов данных
изделий, в том числе:
строчевышитые изделия, изготовленные на вышивальных машинах -
автоматах или полуавтоматах - без сочетания с ручной вышивкой или
с вышивкой, выполненной на вышивальных машинах, которые позволяют
творчески выполнять и варьировать вышивку;
изделия из тканей, декорированные посредством фотопечати без
сочетания с ручными способами декорирования изделий;
изделия из тканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на
машинах без сочетания с ручным исполнением;
изделия из металла и ювелирные изделия, изготовленные
посредством штамповки и литья, за исключением литья по восковым
моделям, без последующей чеканки, гравировки, росписи, травления
или без применения других способов ручной декоративной обработки
металла;
керамические изделия, изготовленные посредством литья без
последующей росписи, лепки или без применения иных способов
ручного декорирования изделий;
изделия, изготовленные на вязальных машинах - автоматах без
сочетания с декоративной ручной вязкой, вышивкой или с иными
способами ручного декорирования изделий;
другие изделия, изготовленные механическим способом с
использованием мотивов народного искусства.
4. Решения, принимаемые по вопросам отнесения изделий к
изделиям народных художественных промыслов, могут быть обжалованы
в суд.
Статья 8. Художественно - экспертные советы по народным
художественным промыслам
1. Для осуществления деятельности по отнесению изготовляемых
изделий к изделиям народных художественных промыслов органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются
художественно - экспертные советы по народным художественным
промыслам.
2. Художественно - экспертные советы по народным художественным
промыслам осуществляют свою деятельность на основе типового
положения о художественно - экспертном совете по народным
художественным промыслам, которое утверждается в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Места традиционного бытования народных художественных
промыслов
1. Места традиционного бытования народных художественных
промыслов устанавливаются субъектами Российской Федерации.
2. Земли, на которых расположены места традиционного бытования
народных художественных промыслов, могут быть отнесены к землям
историко - культурного назначения в порядке, устанавливаемом
земельным законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
3. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом, а также разработать нормативные правовые акты,
обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
6 января 1999 года
N 7-ФЗ
|