ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской
Федерации отклоняю Федеральный закон "О неотложных мерах по
государственной поддержке начального профессионального
образования" (далее именуется Федеральный закон).
Федеральный закон не содержит достаточно продуманной концепции
правового регулирования развития и государственной поддержки
начального профессионального образования. Отдельные положения
Федерального закона не соответствуют Конституции Российской
Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным
законодательным актам.
Многие статьи Федерального закона повторяют нормы финансового,
бюджетного, трудового законодательства Российской Федерации, а
также нормы иных законодательных актов. Основные проблемы,
регулируемые Федеральным законом, уже решены или могут быть решены
иными законодательными актами Российской Федерации, такими, как
Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О
поставках продукции для федеральных государственных нужд", Закон
Российской Федерации "Об образовании".
Из преамбулы Федерального закона неясно, какой смысл
вкладывается в понятие "система начального профессионального
образования": понимается ли под этим система органов управления
начальным профессиональным образованием и учреждений начального
профессионального образования, или деятельность, осуществляемая в
сфере начального профессионального образования, или то и другое в
совокупности. В соответствии со статьей 9 Закона Российской
Федерации "Об образовании" начальное профессиональное образование
относится к профессиональным образовательным программам.
В соответствии со статьей 114 Конституции Российской
Федерации, а также статьей 17 Федерального конституционного закона
"О Правительстве Российской Федерации" проведение в Российской
Федерации единой государственной политики в области образования
обеспечивает Правительство Российской Федерации.
Деятельность образовательных учреждений осуществляется в
соответствии с их уставами, поэтому возлагать на Правительство
Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации функции по обеспечению деятельности этих
учреждений представляется некорректным.
Установление Федеральным законом полномочий субъектов
Российской Федерации (например, пункт 4 статьи 1 Федерального
закона) является вмешательством в их компетенцию, что нарушает
положения статьи 73 Конституции Российской Федерации.
Представляется, что в ряде статей Федерального закона
(пункты 1, 2 и 4 статьи 1, пункт 1 статьи 2, пункт 3 статьи 3,
пункт 3 статьи 5) понятием "Правительство Российской Федерации"
подменяется понятие "федеральные органы исполнительной власти".
Положения пункта 3 статьи 1, а также статей 4 и 5 Федерального
закона не могут быть предметом его регулирования, поскольку
являются предметом бюджетного законодательства Российской
Федерации. Что касается объемов финансирования из средств
федерального бюджета, то в соответствии со статьей 1 Федерального
закона "О поставках продукции для федеральных государственных
нужд" объемы финансирования федеральных государственных нужд
предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на
планируемый период. Кроме того, в соответствии с пунктом 3
статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" федеральные
нормативы финансирования образовательных учреждений должны
ежегодно устанавливаться соответствующим федеральным законом,
принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной год. Положение пункта 1 статьи 5 Федерального
закона, устанавливающее порядок финансирования учреждений
начального профессионального образования органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, противоречит статье 73
Конституции Российской Федерации, поскольку вторгается в
компетенцию субъектов Российской Федерации.
Ряд положений Федерального закона противоречит нормам
Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности,
статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации не
предусматривается создание учреждения двумя или более
собственниками. Положение пункта 3 статьи 2 Федерального закона не
согласуется с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской
Федерации, в соответствии с которым условия и порядок выхода
учредителей (участников) из состава юридического лица определяются
в учредительном договоре.
Положение пункта 2 статьи 1 Федерального закона о создании
учебных мест в количестве, необходимом для всех желающих,
декларативно. В соответствии со статьей 42 Закона Российской
Федерации "Об образовании" Правительству Российской Федерации
предоставлено право устанавливать объемы приема обучающихся на
обучение за счет средств федерального бюджета.
Положение пункта 1 статьи 2 Федерального закона противоречит
статье 13 Закона Российской Федерации "Об образовании". При
передаче образовательного учреждения начального профессионального
образования необходимо учитывать не мнение трудового коллектива
этого учреждения или решение его общего собрания (конференции), а
устав образовательного учреждения, в котором обязательно
указывается порядок его реорганизации и ликвидации.
Положения статьи 6 Федерального закона являются предметом
трудового законодательства Российской Федерации. В соответствии со
статьей 13 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и
соглашениях" в коллективный договор включаются взаимные
обязательства работодателя и работников, в том числе по форме,
системе и размерам оплаты труда, денежным вознаграждениям,
пособиям, компенсациям и доплатам.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления вправе предоставлять учреждениям
начального профессионального образования льготы по оплате
коммунальных услуг, электрической и тепловой энергии. Однако этим
правом субъекты Российской Федерации и органы местного
самоуправления обладают в соответствии со статьями 73 и 132
Конституции Российской Федерации и статьями 29 и 31 Закона
Российской Федерации "Об образовании".
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
|