ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 1998 г. No. 213/98
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.98 по делу
No. А56-9225/97 и постановление Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа от 27.04.98 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Ленинградский областной фонд обязательного медицинского
страхования обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области с иском о взыскании с администрации
муниципального образования "Кировский район Ленинградской области"
2049807474 рублей недоимки и 57394609 рублей пеней за просрочку
уплаты страховых взносов в фонд обязательного медицинского
страхования за первый квартал 1997 года.
Решением от 17.07.97 исковые требования удовлетворены в части
взыскания с ответчика недоимки. В части взыскания пеней в иске
отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.09.97 решение
оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановлением от 17.11.97 указанные судебные акты отменил и
направил дело на новое рассмотрение.
Решением от 03.02.98 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области исковые требования удовлетворены в части
взыскания недоимки. В части взыскания пеней в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановлением от 27.04.98 решение отменил, в удовлетворении иска
отказал.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается названные судебные акты
отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Принимая постановление, суд кассационной инстанции исходил из
того, что медицинское страхование неработающих граждан - функция
органов государственной власти и управления, а не администрации
муниципального образования, не являющейся страхователем для
неработающего населения.
Между тем в соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ
законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан"
в компетенцию органов местного самоуправления входит формирование
собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и
осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" местная администрация
является страхователем для неработающих граждан.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации
"О медицинском страховании граждан" платежи на обязательное
медицинское страхование неработающего населения осуществляют
Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы
государственного управления автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
местная администрация за счет средств, предусматриваемых в
соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие
годы с учетом индексации цен.
Статьей 2 закона Ленинградской области от 13.03.97 No. 6-оз
"Об установлении размера страхового взноса на оплату медицинской
помощи в рамках обязательного медицинского страхования
неработающего населения Ленинградской области в 1997 году"
предусмотрена обязанность глав муниципальных образований -
страхователей неработающего населения обеспечивать не позднее 25
числа каждого месяца перечисление в Ленинградский областной фонд
обязательного медицинского страхования страховых взносов за
неработающее население в размере не менее одной трети квартальной
суммы средств, предусмотренных на указанные цели в местных
бюджетах, с учетом индексации.
Таким образом, вывод суда кассационной инстанции о том, что
администрация муниципального образования "Кировский район
Ленинградской области" не является плательщиком страховых взносов
на обязательное медицинское страхование за неработающее население,
является неправомерным, поэтому постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.04.98 подлежит
отмене.
Вместе с тем решение от 03.02.98 Арбитражного суда города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области также нельзя признать
обоснованным.
В деле имеется распоряжение губернатора Ленинградской области
от 29.09.97 No. 369-рг о выделении администрациям муниципальных
образований целевой бюджетной ссуды для погашения задолженности
Ленинградскому областному фонду обязательного медицинского
страхования за 1997 год. Однако этот документ судом не обсуждался
и оценки ему не дано.
Таким образом, решение и постановление приняты по неполно
выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области от 03.02.98 по делу No. А56-9225/97 и
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного
округа от 27.04.98 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
|