ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 1998 г. N 3455-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ
МОНОПОЛИЙ В ТОПЛИВНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "Об
особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов
естественных монополий в топливно - энергетическом комплексе",
внесенный депутатом Государственной Думы В.И. Овченковым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по собственности,
приватизации и хозяйственной деятельности до 23 января 1999 года.
3. Комитету Государственной Думы по собственности,
приватизации и хозяйственной деятельности доработать указанный
законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на
рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатом
Государственной Думы
В.И. ОВЧЕНКОВЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ТОПЛИВНО -
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным
законом
1. В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности
(банкротстве)" настоящий Федеральный закон устанавливает
особенности признания несостоятельными (банкротами) и проведения
процедур банкротства субъектов естественных монополий в сферах
транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче
электрической и тепловой энергии, транспортировки нефти и
нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (далее - в
топливно - энергетическом комплексе).
2. Настоящий Федеральный закон применяется также при признании
несостоятельными (банкротами) и проведении процедур банкротства
электростанций и газодобывающих организаций, являющихся
юридическими лицами и не признаваемых субъектами естественной
монополии.
3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством)
субъектов естественных монополий в топливно - энергетическом
комплексе, не урегулированные настоящим Федеральным законом,
регулируются Федеральным законом "О несостоятельности
(банкротстве)".
Статья 2. Признаки банкротства
Лицо, являющееся субъектом естественной монополии в топливно -
энергетическом комплексе, считается неспособным удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие
обязательства и обязанности не исполнены им в течение шести
месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма
кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость
имущества должника, включая права требования.
В состав прав требования в том числе входят задолженность
потребителей его продукции и услуг, поставка топливно -
энергетических ресурсов которым не подлежит ограничению и (или)
прекращению в соответствии с нормативными правовыми актами
Правительства Российской Федерации, а также задолженность
потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней.
Статья 3. Арбитражные управляющие
1. Арбитражным управляющим может быть назначено физическое
лицо, соответствующее требованиям Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)" и имеющее опыт работы на
руководящих должностях в организациях - субъектах соответствующих
естественных монополий не менее трех лет.
2. Арбитражный управляющий должен иметь лицензию арбитражного
управляющего, а также аттестат, выдаваемый федеральным органом
исполнительной власти по регулированию естественных монополий в
топливно - энергетическом комплексе. Аттестат выдается по
согласованию с государственным органом по топливно -
энергетическому комплексу.
3. Положение об аттестации арбитражных управляющих
утверждается государственным органом по топливно - энергетическому
комплексу. До принятия указанного положения лица, получившие в
установленном порядке лицензию арбитражного управляющего, могут
зарегистрироваться в соответствующем арбитражном суде.
Статья 4. Проведение государственной политики по
предупреждению банкротств
Проведение государственной политики по предупреждению
банкротств субъектов естественных монополий в топливно -
энергетическом комплексе, а также обеспечение условий реализации
процедур банкротства в соответствии с настоящим Федеральным
законом осуществляет государственный орган по делам о банкротстве
и финансовому оздоровлению совместно с федеральным органом
исполнительной власти по регулированию естественных монополий в
топливно - энергетическом комплексе (далее - орган регулирования
естественных монополий).
Глава II. РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ
В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ
Статья 5. Подведомственность дел о банкротстве
Заявление о признании должника банкротом принимается
арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности
составляют не менее пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты
труда и указанные требования не погашены в течение шести месяцев.
Статья 6. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о
банкротстве
В арбитражном процессе по делу о банкротстве субъекта
естественной монополии наряду с лицами, указанными в статье 31
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)",
участвуют:
представитель органа по регулированию естественных монополий;
представитель государственного органа исполнительной власти по
топливно - энергетическому комплексу;
представитель органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, соответствующего муниципального образования.
Статья 7. Отказ в принятии заявления о признании должника
банкротом
Судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о
признании должника банкротом, если нарушено хотя бы одно из
условий, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
Статья 8. Отзыв должника на заявление о признании должника
банкротом
Помимо сведений, указанных в статье 45 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)", в отзыве должника - субъекта
естественной монополии должны содержаться сведения об исковых
заявлениях должника, предъявленных в суд, арбитражный суд о
признании недействительными актов федерального органа
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации об утверждении тарифов (цен) на электрическую
и тепловую энергию, газ, на перекачку нефти.
Статья 9. Срок рассмотрения дела о банкротстве
1. Дело о банкротстве рассматривается в срок, установленный
статьей 47 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)", кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей
статьи.
2. В случае подачи должником искового заявления в суд,
арбитражный суд о признании недействительным акта федерального
органа исполнительной власти, органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации об утверждении тарифов (цен) на
электрическую и тепловую энергию, газ, на перекачку нефти до
возбуждения дела о банкротстве, рассмотрение дела о банкротстве
приостанавливается до принятия решения по указанному исковому
заявлению.
Статья 10. Решение арбитражного суда об отказе в признании
должника банкротом
Решение арбитражного суда об отказе в признании должника
банкротом, кроме случаев, предусмотренных статьей 51 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)", принимается также в
случае признания судом, арбитражным судом недействительным акта
федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации об утверждении тарифов (цен)
на электрическую и тепловую энергию, газ, на перекачку нефти.
Глава III. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ
Статья 11. Срок внешнего управления
Внешнее управление вводится на срок не более восемнадцати
месяцев, который может быть продлен арбитражным судом по
ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего до пяти
лет.
Статья 12. Порядок представления кандидатуры внешнего
управляющего
1. Кандидатура внешнего управляющего может быть предложена
собранию кредиторов государственным органом по топливно -
энергетическому комплексу.
2. В случае непредставления арбитражному суду в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным законом, кандидатуры
арбитражного управляющего, арбитражный суд вправе назначить
арбитражного управляющего из числа сотрудников органа по
регулированию естественных монополий в топливно - энергетическом
комплексе или государственного органа по топливно -
энергетическому комплексу по представлению этих органов.
Статья 13. Права и обязанности внешнего управляющего
Помимо полномочий, предусмотренных статьей 74 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)", внешний управляющий
обязан не позднее одного месяца с момента своего назначения
разработать и согласовать с органом регулирования естественных
монополий план внешнего управления и представить его на
утверждение собранию кредиторов.
Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения
договоров должника на электро-, тепло- и газоснабжение
потребителей, поставки электрической и тепловой энергии, газа
которым не подлежат ограничению и прекращению в соответствии с
федеральными законами, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Статья 14. Распоряжение имуществом должника
Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника,
составляющее единый технологический комплекс, обеспечивающий
непрерывный процесс производства, транспортировки и распределения
электрической и тепловой энергии, газа. К указанному имуществу
относится недвижимое имущество производственного назначения и
запасы расходуемых сырья, топлива, материалов, обеспечивающих
бесперебойное функционирование субъекта естественной монополии.
Перечень видов имущества, входящего в единый технологический
комплекс, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Недействительность сделок должника
Сделка по отчуждению имущества должника, совершенная в
нарушение требований статьи 14 настоящего Федерального закона
внешним управляющим или должником после возбуждения дела о
банкротстве и (или) в течение шести месяцев, предшествовавших
подаче заявления о признании должника банкротом, является
недействительной.
Статья 16. Меры по восстановлению платежеспособности должника
Меры по восстановлению платежеспособности должника, указанные
в статье 85 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)", применяются со следующими особенностями:
продажа имущества должника, указанного в статье 14 настоящего
Федерального закона, не допускается;
продажа (уступка) прав требований должника может быть
осуществлена, в том числе по действующим договорам энергоснабжения
в части прав требований к потребителям по оплате отпущенной им
электрической, тепловой энергии, газа;
перепрофилирование или закрытие производства, связанного с
функционированием единого технологического комплекса субъекта
естественной монополии в топливно - энергетическом комплексе, не
допускается;
иные способы восстановления платежеспособности должника могут
применяться, если они не противоречат условиям безопасного
функционирования единого технологического комплекса субъекта
естественной монополии в топливно - энергетическом комплексе.
Глава IV. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Статья 17. Продажа имущества должника
1. Продажа имущества должника производится в порядке,
предусмотренном статьей 112 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)", с учетом особенностей,
установленных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Продажа имущества, составляющего единый технологический
комплекс (статья 14 настоящего Федерального закона), производится
только на условиях конкурса. Указанное имущество может быть
выставлено на торги исключительно единым лотом.
Обязательными условиями участия в конкурсе являются согласие
покупателя принять на себя обязательства по договорам электро-,
тепло- и газоснабжения потребителей, а также наличие лицензии на
осуществление деятельности по производству, передаче и
распределению электрической и тепловой энергии, газа.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Регулирование отношений, связанных с банкротством
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
2. Настоящий Федеральный закон применяется арбитражными судами
при рассмотрении дел о банкротстве после вступления его в силу
независимо от того, когда арбитражным судом было принято заявление
о признании должника банкротом.
3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ
МОНОПОЛИЙ В ТОПЛИВНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ"
Проект Федерального закона "Об особенностях несостоятельности
(банкротства) субъектов естественных монополий в топливно -
энергетическом комплексе" подготовлен в соответствии со
статьей 189 действующего Федерального закона от 8 января 1998 г.
N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающей, что
особенности проведения процедур банкротства в отношении субъектов
естественных монополий могут быть установлены федеральными
законами о естественных монополиях.
Представленный законопроект учитывает стратегическую важность
стабильности энергоснабжения для безопасности государства,
экономики и населения, а также особенности правового статуса
субъектов естественных монополий, деятельность которых
регулируется на основании Федерального закона "О естественных
монополиях". Это государственное регулирование цен на продукцию и
услуги субъектов естественных монополий, контроль над инвестициями
и крупными сделками, запрет на произвольное прекращение или
ограничение их деятельности в регулируемой сфере и т.д. В
топливно - энергетическом комплексе, кроме того, должны быть
учтены особенности процедуры государственного регулирования
тарифов на электрическую и тепловую энергию, установленные
Федеральным законом, а также существующий порядок оплаты
электроэнергии и газа, обеспечивающий фактическое кредитование
потребителей энергии энергоснабжающими организациями, в том числе
потребителей бюджетной сферы.
На основании изложенного проект Федерального закона "Об
особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов
естественных монополий в топливно - энергетическом комплексе"
вводит серьезные ограничения на применение действующего Закона "О
несостоятельности (банкротстве)", направленные на предотвращение
банкротства энерго- и газоснабжающих организаций. В соответствии с
этим изменены признаки несостоятельности и основания для принятия
к рассмотрению дела в арбитражном суде, сформулированы
дополнительные требования к арбитражным управляющим. При
сохранении законных прав кредиторов ограничены возможности продажи
имущества, составляющего технологический комплекс организаций -
субъектов естественных монополий, а для покупателя введены
требования, обеспечивающие стабильность энергоснабжения при
перемене собственника.
Законопроект предусматривает повышение участия государственных
органов, регулирующих деятельность субъектов естественных
монополий, в предупреждении банкротств субъектов естественных
монополий в топливно - энергетическом комплексе. Устанавливается,
что рассмотрение дела о банкротстве энергоснабжающей организации
может быть приостановлено арбитражным судом, если должник
оспаривает в судебном порядке решение государственного органа об
утверждении тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию,
газ.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных средств
из федерального бюджета.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ
МОНОПОЛИЙ В ТОПЛИВНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ"
Принятие и введение в действие указанного Федерального закона
не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ИЗМЕНЕНИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ТОПЛИВНО -
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ"
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая
1998 г. N 476 "О мерах по повышению эффективности процедуры
банкротства".
|