СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 1998 г. N 567-СФ
О ПОЛОЖЕНИИ В УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Обсудив положение в уголовно - исполнительной системе
Министерства юстиции Российской Федерации (далее - уголовно -
исполнительная система), Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации отмечает, что, несмотря на усилия,
предпринимаемые федеральными органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации по
стабилизации положения в уголовно - исполнительной системе,
обстановка, в которой вынуждены строить свою работу учреждения и
органы уголовно - исполнительной системы, остается крайне тяжелой.
В следственных изоляторах и исправительных учреждениях не
созданы условия содержания, отвечающие требованиям санитарно -
гигиенических норм и международным стандартам, ощущается острая
нехватка лекарств и продуктов питания, широко распространены
сердечно - сосудистые, инфекционные и венерические заболевания,
психические расстройства, увеличивается смертность. Только за два
последних года от болезней умерли около 16 тысяч человек,
зафиксированы случаи смерти от дистрофии. Характер эпидемии
приобрела заболеваемость туберкулезом. В настоящее время этим
опасным недугом страдают свыше 90 тысяч человек. При этом более
25 тысяч больных содержатся вместе со здоровыми. Показатель
заболеваемости туберкулезом в учреждениях уголовно -
исполнительной системы превысил в 1997 году аналогичный показатель
по стране в 54 раза, а показатель смертности - в 28 раз. Для
надлежащей организации лечения недостает диагностической
аппаратуры и лекарственных препаратов. На медицинское обслуживание
одного человека, содержащегося в местах лишения свободы,
отпускается в 2 раза меньше средств, чем в системе Министерства
здравоохранения Российской Федерации.
Ежегодно из мест лишения свободы освобождаются тысячи
неизлечившихся туберкулезных больных, которые в большинстве
случаев остаются вне поля зрения территориальных органов
здравоохранения. Этот фактор осложняет и без того напряженную
эпидемиологическую ситуацию в стране, представляет серьезную
угрозу национальной безопасности.
Основными причинами сложившейся обстановки являются крайне
неудовлетворительное и постоянно сокращающееся финансирование
уголовно - исполнительной системы, отсутствие должного исполнения
Министерством финансов Российской Федерации поручений
Правительства Российской Федерации по выделению средств для
стабилизации положения в следственных изоляторах и исправительных
учреждениях.
Если в 1996 году потребность уголовно - исполнительной системы
в финансах была удовлетворена на 66 процентов, то в 1997 году -
только на 34 процента. За одиннадцать месяцев 1998 года
фактическое финансирование из федерального бюджета составило
38 процентов от минимальных потребностей системы. Более того, в
июле - октябре 1998 года полностью прекратилось выделение
бюджетных ассигнований на содержание заключенных под стражу и
осужденных, что не позволило своевременно закупить продовольствие
и топливо на осенне - зимний период 1998/99 года.
Фактически проваленной оказалась Федеральная целевая программа
"Строительство и реконструкция следственных изоляторов и тюрем
Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также
строительство жилья для персонала указанных учреждений (на период
до 2000 года)", утвержденная Постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1231. Объем бюджетных
ассигнований, выделяемых на ее реализацию, за последние три года
уменьшился в 7 раз и составляет менее 3 процентов от
предусмотренного. В результате следственные изоляторы переполнены
почти в 1,5 раза от установленного лимита, около 100 тысяч
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не имеют
спальных мест.
Из-за отсутствия финансирования не исполняется Федеральная
целевая программа содействия трудовой занятости осужденных к
наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года,
утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от
13 августа 1996 г. N 970.
Нарушение требований законодательства при содержании
заключенных под стражу и осужденных в местах лишения свободы,
попрание их прав формируют негативное общественное мнение,
дискредитируют не только российскую уголовно - исполнительную
систему, но и само государство перед Советом Европы, другими
международными организациями, порождают недовольство указанных
лиц, провоцируя их на социальный взрыв, который может произойти в
любой момент.
Вместе с тем ухудшилось и без того трудное материальное
положение сотрудников уголовно - исполнительной системы.
Заработная плата им своевременно и в полном объеме не
выплачивается, а ее уровень в условиях финансового кризиса не
обеспечивает их социальной защищенности.
Считая, что положение в уголовно - исполнительной системе
вышло за рамки ведомственных проблем Министерства юстиции
Российской Федерации и возможностей органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Признать положение в следственных изоляторах и
исправительных учреждениях уголовно - исполнительной системы
критическим и требующим незамедлительного принятия мер по
соблюдению законодательства Российской Федерации в части
обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений и осужденных.
2. Отметить, что данные Российской Федерацией при вступлении в
Совет Европы обязательства по безотлагательному улучшению условий
содержания в местах лишения свободы не выполняются.
3. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на
непринятие действенных мер по исполнению Постановления Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 июня
1996 г. N 229-СФ "О положении в уголовно - исполнительной системе
Российской Федерации" и предложить:
разработать в 1999 году концепцию по дальнейшему
реформированию уголовно - исполнительной системы, основными
направлениями которой должны стать реорганизация деятельности мест
лишения свободы, совершенствование нормативно - правовой базы их
функционирования в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного
права и международными договорами Российской Федерации по защите
прав и свобод человека;
осуществить меры по полному погашению задолженности уголовно -
исполнительной системы перед поставщиками по состоянию на 1 января
1999 года;
изыскать дополнительные возможности для финансирования в
полном объеме Федеральной целевой программы "Строительство и
реконструкция следственных изоляторов и тюрем Министерства
внутренних дел Российской Федерации, а также строительство жилья
для персонала указанных учреждений (на период до 2000 года)",
продлив срок ее действия до 2005 года, и Федеральной целевой
программы содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в
виде лишения свободы на период до 2000 года;
разработать и утвердить в 1999 году федеральную целевую
программу реструктуризации и реформирования промышленного сектора
уголовно - исполнительной системы;
принять неотложные меры по оказанию специализированной
противотуберкулезной помощи учреждениям уголовно - исполнительной
системы с учетом мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой
программой "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на
1998 - 2004 годы", утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11 июня 1998 г. N 582. При этом включить в
качестве государственного заказчика Программы и Министерство
юстиции Российской Федерации;
рассмотреть в 1999 году вопрос о внесении соответствующих
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы" и в порядке законодательной инициативы внести его
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Рекомендовать законодательным (представительным) и
исполнительным органам государственной власти субъектов Российской
Федерации:
срочно разработать и принять региональные программы по
поддержке уголовно - исполнительной системы, в которых
предусмотреть размещение обязательных заказов на предприятиях ее
промышленного сектора;
освободить учреждения и предприятия уголовно - исполнительной
системы от налогов и платежей, зачисляемых в бюджеты субъектов
Российской Федерации и местные бюджеты.
5. Поручить Комитету Совета Федерации по конституционному
законодательству и судебно - правовым вопросам подготовить в
порядке законодательной инициативы и внести на рассмотрение Совета
Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих:
внесение изменений и дополнений в законодательные акты
Российской Федерации, касающиеся вопросов стабилизации положения в
уголовно - исполнительной системе;
ограничение применения меры пресечения в виде заключения под
стражу в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности
за преступления небольшой тяжести;
снятие ограничений в получении осужденными к лишению свободы
посылок, передач и бандеролей, а также в приобретении продуктов
питания и предметов первой необходимости.
6. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации:
предусмотреть при рассмотрении проекта Федерального закона "О
федеральном бюджете на 1999 год" выделение ассигнований,
обеспечивающих нормальную жизнедеятельность уголовно -
исполнительной системы с учетом передачи в ее ведение
дополнительных функций конвоирования, этапирования и медицинского
обеспечения заключенных под стражу и осужденных;
рассмотреть вопрос об объявлении амнистии для некоторых
категорий лиц, совершивших преступления небольшой и средней
тяжести.
7. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации
совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и
другими правоохранительными органами выработать согласованную
позицию о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской
Федерации в части возможной замены лишения свободы другими видами
наказаний и представить соответствующий проект федерального закона
в Правительство Российской Федерации для внесения его в порядке
законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации.
8. Предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации до
внесения соответствующих изменений и дополнений в уголовно -
процессуальное законодательство Российской Федерации усилить
прокурорский надзор за обоснованностью применения в отношении
подозреваемых и обвиняемых меры пресечения в виде заключения под
стражу, особенно в отношении несовершеннолетних, женщин и пожилых
людей. Чаще практиковать применение таких мер пресечения, как
подписка о невыезде, личное поручительство и залог.
9. Обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой
проанализировать в 1999 году соблюдение судами предусмотренных
уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации
сроков рассмотрения уголовных дел и вынести этот вопрос на
обсуждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
10. Направить настоящее Постановление Президенту Российской
Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд
Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации,
Генеральную прокуратуру Российской Федерации, законодательные
(представительные) и исполнительные органы государственной власти
субъектов Российской Федерации.
11. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Е.С.СТРОЕВ
|