ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 1998 г. N НФ/8835
ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ
СТ. 17 И 18 ЗАКОНА "О КОНКУРЕНЦИИ ..."
В связи с вопросами, поступающими в ГАК России, и в
соответствии с правом давать разъяснения по вопросам применения
антимонопольного законодательства, предоставленным Законом
Российской Федерации "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" (далее -
Закон), ГАК России дает разъяснения по применению ст. 17 и 18
Закона в порядке оказания методической помощи.
1. О применении п. 4 ст. 17 Закона
Под образованием хозяйственного общества понимается первичное
его учреждение. Учредители коммерческой организации уведомляют
антимонопольный орган в 15-дневный срок со дня ее государственной
регистрации. Указанная норма Закона распространяется и на случаи
создания коммерческой организации одним учредителем, если
балансовая стоимость его активов удовлетворяет требованиям п. 4
ст. 17 Закона.
2. О ходатайствах группы лиц по ст. 18 Закона
Для того, чтобы лица (юридические, физические), относящиеся к
группе лиц в соответствии с требованиями ст. 4 Закона и получившие
согласие антимонопольного органа на приобретение более 20% акций
(долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного
общества, могли передавать (продавать) акции (доли) этого
хозяйственного общества в пределах имеющегося пакета без
дополнительного согласования с антимонопольным органом, в
заключении антимонопольного органа должна содержаться следующая
запись:
"ГАК России (территориальное управление) принимает решение об
удовлетворении настоящего ходатайства, при котором (указываются
конкретные юридические, физические лица) получат право совместно и
каждый в отдельности осуществлять права голоса (указывается лицо,
акции (доли) которого приобретаются) в пределах пакета, равного
(указывается совокупный размер пакета акций (долей), заявленный в
ходатайстве) процентов от общего числа голосующих акций".
Ходатайство группы лиц должно быть сформулировано аналогичным
образом.
3. О рассмотрении сделок, совершенных без предварительного
согласия антимонопольных органов
В случае, если антимонопольный орган выявляет факт нарушения п.
1 ст. 18 Закона в части неполучения предварительного согласия на
совершение сделок (действий), поименованных в этой статье, либо
лицо, допустившее подобное нарушение, добровольно обратится в
антимонопольный орган с соответствующим уведомлением (заявлением),
антимонопольный орган должен возбудить дело по признакам нарушения
п. 1 ст. 18 Закона. Результатом рассмотрения дела должны быть:
- вывод о том, приводит ли данная сделка (действие) к
антиконкурентным последствиям;
- в случаях, если сделка (действие) привела к антиконкурентным
последствиям, необходимо выставить участникам сделки (действия)
требования по восстановлению необходимых условий конкуренции;
- наложение административного взыскания в виде предупреждения
или штрафа за нарушение процедуры, установленной п. 1 ст. 18
Закона.
В таких случаях отношение антимонопольного органа к этой сделке
(действию) оформляется в порядке, установленном Правилами
рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства,
утвержденными Приказом ГКАП России от 25.07.96 N 91:
- определением - в случае, если рассмотренная сделка (действие)
не приводит к антиконкурентным последствиям;
- предписанием - в случае, если рассмотренная сделка (действие)
приводит к антиконкурентным последствиям и антимонопольный орган
выставляет лицу, нарушившему п. 1 ст. 18 Закона, требования по
восстановлению необходимых условий конкуренции.
Антимонопольный орган должен рассматривать все случаи нарушения
п. 1 ст. 18 Закона с учетом требований п. 9 этой статьи.
При этом во избежание пропуска сроков привлечения к
ответственности, установленных ст. 23 и ст. 24 Закона,
административное производство по делу о нарушении процедуры,
установленной п. 1 ст. 18 Закона, должно начаться незамедлительно
с момента установления признаков такого нарушения.
Председатель
ликвидационной комиссии
Н.Е.ФОНАРЕВА
|