ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
ПРИКАЗ
от 23 декабря 1998 г. N 112
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ВЕДЕНИЯ
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПО НИМ В СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ
ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм., согл. Приказов Судебного Департамента при Верховном Суде РФ
от 05.06.2001 N 94, от 13.05.2002 N 56, от 05.05.2004 N 54)
В целях упорядочения работы с обращениями граждан и ведения
делопроизводства по ним в Судебном департаменте при Верховном Суде
Российской Федерации (далее - Судебный департамент) приказываю:
1. Ввести в действие Инструкцию о порядке рассмотрения
обращений граждан и ведения делопроизводства по ним в Судебном
департаменте при Верховном Суде Российской Федерации
(прилагается).
2. Начальникам главных управлений, управлений, самостоятельных
отделов Судебного департамента:
организовать изучение работниками подразделений Инструкции в
части, их касающейся;
обеспечить надлежащий учет, прохождение и рассмотрение
обращений граждан в соответствии с установленными настоящей
Инструкцией требованиями, осуществлять контроль за своевременным и
качественным рассмотрением поступающих писем, жалоб и заявлений
граждан.
3. Управлению делами (Миряшев С.В.) по итогам полугодия
совместно с другими структурными подразделениями Судебного
департамента анализировать и обобщать состояние работы по
обращениям граждан.
Обобщенную справку с соответствующими выводами и предложениями
по совершенствованию этой работы представлять по итогам года.
(п. 3 в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ
от 13.05.2002 N 56)
4. Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской
Федерации разработать и до 1 февраля 1999 года ввести в действие
Инструкцию о порядке рассмотрения в управлениях (отделах) жалоб,
предложений и заявлений граждан.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Генерального директора Кильмашкина Н.Ф.
(п. 5 в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ
от 13.05.2002 N 56)
Генеральный директор
В.С.ЧЕРНЯВСКИЙ
Приложение
к Приказу Генерального директора
Судебного департамента при Верховном
Суде Российской Федерации
от 23.12.98 N 112
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ВЕДЕНИЯ
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПО НИМ В СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ
ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказов Судебного Департамента при Верховном Суде РФ
от 05.06.2001 N 94, от 05.05.2004 N 54)
I. Общие положения
1.1. В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации
граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а
также направлять индивидуальные и коллективные обращения в
государственные органы.
Работа с обращениями (предложениями, заявлениями, жалобами)
граждан ведется в соответствии с действующим законодательством,
регламентирующим порядок работы с обращениями граждан <*>,
Федеральным законом от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном
департаменте при Верховном Суде Российской Федерации",
требованиями Инструкции по делопроизводству в аппарате Судебного
департамента при Верховном Суде Российской Федерации и настоящей
Инструкцией.
--------------------------------
<*> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968
года с изменениями и дополнениями от 4 марта 1980 года и от 2
февраля 1988 года.
1.2. Обращения граждан поступают в виде предложений, заявлений,
жалоб.
Предложения - обращения граждан, не связанные с нарушением их
прав, направленные на улучшение деятельности государственных
органов, совершенствование социально-экономических отношений и
государственного строительства.
Заявления - обращения в целях реализации прав и законных
интересов граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации
и иными законами Российской Федерации.
Жалобы - обращения с требованием о восстановлении прав и
законных интересов граждан, нарушенных действиями либо
бездействием государственных органов, предприятий различных форм
собственности, должностных лиц и общественных организаций.
1.3. Обращения, поступившие в Судебный департамент, подлежат
обязательному рассмотрению. Отказ в приеме обращений, рассмотрение
которых входит в компетенцию департамента, недопустим.
1.4. Не принимаются к рассмотрению обращения, содержащие
оскорбительные выражения, а также не поддающиеся чтению. Такие
обращения после регистрации возвращаются автору с указанием
мотивов.
Не рассматриваются анонимные обращения, то есть те, в которых
отсутствуют фамилия заявителя, его адрес и личная подпись.
1.5. Руководители главных управлений, управлений и
самостоятельных отделов Судебного департамента в пределах своих
полномочий обязаны:
своевременно, всесторонне и объективно рассматривать обращения,
принимать по ним основанные на законе решения, сообщать заявителям
о результатах рассмотрения их обращений;
систематически анализировать обращения граждан для выявления и
устранения причин, порождающих нарушение их прав, а также для
совершенствования работы системы Судебного департамента и судов.
(в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94)
1.6. Централизованный учет поступающих обращений граждан ведет
отдел обращений и приема граждан Управления делами Судебного
департамента.
(п. 1.6 в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде
РФ от 05.06.2001 N 94)
II. Порядок рассмотрения обращений граждан
2.1. Ответственность за организацию рассмотрения и разрешения
обращений, соблюдение сроков их рассмотрения, состояние
делопроизводства по ним в главных управлениях, управлениях и
самостоятельных отделах Судебного департамента возлагается на
руководителей структурных подразделений.
2.2. Обращения граждан, не требующие доклада руководству
Судебного департамента и вмешательства соответствующих структурных
подразделений департамента, рассматриваются отделом обращений и
приема граждан, который дает ответы или, в зависимости от
содержания обращений, направляет их в территориальные управления
(отделы) Судебного департамента, органы юстиции и суды, другие
учреждения и ведомства, о чем уведомляются заявители.
(в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94)
2.3. Прошедшие регистрацию предложения, заявления, жалобы
распределяются отделом обращений и приема граждан Управления
делами, в зависимости от их важности и значимости, на требующие
обязательного доклада Генеральному директору или его заместителю,
курирующему работу с обращениями граждан, и на передаваемые
непосредственно в структурные подразделения.
Обращения, предназначенные для Генерального директора,
докладываются Генеральному директору управляющим делами.
Предложения, заявления, жалобы для доклада заместителю
Генерального директора, курирующему работу с обращениями граждан,
и для рассмотрения руководителям структурных подразделений
передаются отделом обращений и приема граждан Управления делами.
(п. 2.3 в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде
РФ от 05.05.2004 N 54)
2.4. На рассмотрение руководства Судебного департамента
передается обращения, поступившие из высших органов
государственной власти Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации,
федеральных органов исполнительной власти и с грифом "лично".
Подлежат докладу жалобы на действия работников аппарата Судебного
департамента, руководителей управлений (отделов) Судебного
департамента в субъектах Российской Федерации, а также другие
материалы по вопросам, требующим решения руководства.
(п. 2.4 в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде
РФ от 05.05.2004 N 54)
2.5. Обращения, о результатах проверки содержания которых
необходимо информировать органы государственной власти, депутатов
Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, рассматриваются в сроки,
установленные для документов со штампом "Особый контроль".
Обращения граждан, направленные в управления (отделы) Судебного
департамента в регионах Российской Федерации и его учреждения, а
также в судебные органы и другие учреждения и организации для
разрешения с предложением сообщить о результатах рассмотрения
берутся отделом обращений и приема граждан на контроль. В этом
случае на обращении проставляется штамп "Контроль".
(в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94)
2.6. Поручения по обращениям, поступившим на имя Генерального
директора, передаются исполнителям в день наложения резолюции или
не позднее следующего дня. Если поручение дано нескольким
должностным лицам, то работу по его исполнению координирует лицо,
указанное в резолюции первым.
2.7. Решение о проверке обращений с выездом на место работников
соответствующих подразделений принимается Генеральным директором.
(в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94)
2.8. Запрещается направлять обращения граждан на рассмотрение
тем должностным лицам или организациям, действия которых
обжалуются в обращении.
2.9. Не допускается передавать обращения из одного структурного
подразделения в другое, минуя отдел обращений и приема граждан.
(в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94)
2.10. Обращение считается разрешенным, если рассмотрены все
поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры, дан
исчерпывающий ответ заявителю в письменной или устной форме (в
последнем случае ответ оформляется протокольной записью).
2.11. По каждому обращению должно быть принято одно из
следующих решений:
о принятии к своему производству или о нерассмотрении его
(анонимное);
о направлении по принадлежности в органы и учреждения Судебного
департамента в субъектах Российской Федерации либо в другие
министерства, ведомства, учреждения или организации, если вопросы,
поднятые в обращении, не входят в компетенцию департамента.
2.12. Для всех видов обращений, индивидуальных и коллективных,
поданных в письменной форме, устанавливаются единые предельные
сроки рассмотрения. Сроки исчисляются со дня регистрации
обращения.
2.13. Обращения граждан, принятые к производству в аппарате
Судебного департамента, разрешаются в течение одного месяца со дня
их регистрации, а обращения, не требующие дополнительного изучения
и проверки, - безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней.
Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются
в сокращенные сроки - в течение не более 15 дней со дня их
поступления в Судебный департамент.
Обращения, рассмотрение которых не входит в компетенцию
Судебного департамента, не позднее чем в пятидневный срок
направляются по принадлежности с извещением об этом заявителя.
(абзац введен Приказом Судебного Департамента при Верховном Суде
РФ от 05.06.2001 N 94)
В тех случаях, когда для разрешения предложений, заявлений и
жалоб необходимо проведение специальной проверки, истребование
дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их
разрешения могут быть в порядке исключения продлены руководителем
соответствующего структурного подразделения Судебного
департамента, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом
лицу, подавшему обращение.
2.14. Генеральным директором Судебного департамента или его
заместителями могут устанавливаться сокращенные сроки разрешения
обращений, если того требуют интересы дела.
(п. 2.14 в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде
РФ от 05.06.2001 N 94)
2.15. Конфиденциальные сведения, ставшие известными должностным
лицам при рассмотрении обращений граждан, не могут быть
использованы во вред им, если они могут повлечь ущемление чести и
достоинства граждан.
2.16. Работники подразделений аппарата Судебного департамента
при проведении комплексных и целевых проверок управлений
(отделов), учреждений Судебного департамента в субъектах
Российской Федерации, помимо выполнения своего основного задания,
проверяют состояние работы с обращениями граждан, оказывают
необходимую практическую помощь в разрешении предложений,
заявлений и жалоб.
(п. 2.16 в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде
РФ от 05.06.2001 N 94)
III. Делопроизводство по обращению граждан
3.1. Делопроизводство по предложениям, заявлениям, жалобам в
отделе обращений и приема граждан ведется отдельно от других видов
делопроизводства с соблюдением необходимых требований Инструкции
по делопроизводству в аппарате Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации, утвержденной Приказом
Судебного департамента от 30 августа 2001 г. N 125.
(в ред. Приказов Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94, от 05.05.2004 N 54)
3.2. Прием и первичная обработка обращений осуществляется
централизованно отделом делопроизводства Управления делами.
(в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94)
Обращения граждан, поступившие почтой, передаются отделом
делопроизводства в тот же день после проставления на них штампа с
указанием даты поступления, передаются в отдел обращений и приема
граждан.
(в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94)
3.3. Все поступившие обращения граждан должны быть
зарегистрированы в отделе обращений и приема граждан.
(в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94)
3.4. Предложения, заявления и жалобы граждан регистрируются в
день получения из отдела делопроизводства отделом обращений и
приема граждан в журнале учета письменных обращений (приложения 1
- 2). Одновременно на впервые поступившее обращение составляется
алфавитно-учетная карточка (приложение 3) по первой букве фамилии
заявителя (на коллективные обращения алфавитная карточка
заполняется по фамилии первого заявителя с пометкой
"коллективная"). На алфавитно-учетной карточке проставляется
регистрационный номер обращения, в котором первая цифра обозначает
порядковый номер по журналу учета письменных обращений, вторая -
порядковый номер алфавитно-учетной карточки, третья - год
поступления обращения.
(в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94)
3.5. После регистрации обращение в тот же день передается
специалисту отдела обращений и приема граждан или направляется в
другое подразделение Судебного департамента для исполнения.
(в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94)
3.6. Зарегистрированное обращение, поступившее из отдела
обращений и приема граждан в структурное подразделение аппарата
Судебного департамента, учитывается в журнале подразделения с
сохранением регистрационного номера и передается на исполнение
после резолюции руководителя структурного подразделения.
(в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94)
3.7. Обращения, переданные в структурные подразделения аппарата
Судебного департамента ошибочно, возвращаются в тот же день в
отдел обращений и приема граждан. Возникшие разногласия по вопросу
передачи обращения из одного подразделения в другое разрешаются
управляющим делами Судебного департамента.
(в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94)
3.8. Руководитель структурного подразделения Судебного
департамента после получения зарегистрированного обращения
определяет исполнителя и в письменном виде дает указание о порядке
разрешения обращения, при необходимости указывает срок разрешения
обращения.
3.9. При исполнении обращения в структурном подразделении
исполнитель готовит ответ за подписью начальника управления
(отдела) и визирует копию ответа. Если ответ ранее направлялся за
подписью этого лица, то повторный ответ подписывает вышестоящий
руководитель.
3.10. Если в обращении затрагиваются вопросы, подлежащие
разрешению в нескольких структурных подразделениях, начальник
отдела обращений и приема граждан готовит управляющему делами
предложения о движении обращения.
(в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94)
3.11. На коллективное обращение ответ с просьбой сообщить о
результатах его рассмотрения другим авторам направляется на
фамилию первого заявителя. В необходимых случаях по требованию
лиц, подписавших обращение, ответы направляются и остальным
адресатам.
3.12. На коллективное обращение работников учреждений,
организаций и предприятий ответ направляется их руководителю с
просьбой сообщить о результатах рассмотрения обратившимся
подчиненным работникам.
3.13. Дубликаты, повторные, а также дополнительные обращения
регистрируются под тем же номером, что и первоначально поступившие
обращения.
Дубликатами обращения считаются обращения одного и того же лица
по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и
поступившие в Судебный департамент, или обращения этого же лица с
одинаковым текстом.
Повторными считаются обращения, поступившие от одного и того же
лица по одному и тому же вопросу:
если заявитель не удовлетворен данным ему ответом по
первоначальному заявлению;
если со времени подачи первого обращения истек установленный
срок рассмотрения и ответ заявителю не дан.
Обращения одного и того же автора по одному и тому же вопросу,
поступившие до истечения срока рассмотрения, считаются первичными.
Не считаются повторными: обращения одного и того же автора, но
по разным вопросам, а также многократные - по одному и тому же
вопросу, по которому автору даны исчерпывающие ответы.
3.14. Повторные письма регистрируются так же, как первичные. На
письме в свободном от текста месте проставляется штамп "Повторно".
О повторности делается отметка в алфавитно-учетной карточке.
3.15. За подписью Генерального директора или его заместителей
готовятся ответы по обращениям "особого контроля" органам, взявшим
обращения на контроль. При этом на копии ответа проставляются визы
исполнителя и руководителя управления (отдела).
3.16. Решение об окончании рассмотрения обращения принимает
начальник управления (отдела).
3.17. Материалы исполненного обращения с ответом заявителю
передаются в отдел обращений и приема граждан, откуда через отдел
делопроизводства Управления делами ответ отправляется адресату, а
оставшиеся материалы формируются в отдельное производство.
(п. 3.17 в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде
РФ от 05.06.2001 N 94)
3.18. Законченные производством обращения хранятся в отделе
обращений и приема граждан в течение 5 лет. По истечении срока
хранения сдаются в центральный архив Судебного департамента.
(в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от
05.06.2001 N 94)
3.19. На каждом обращении после окончательного решения и
исполнения должна быть проставлена надпись "В дело" и личная
подпись должностного лица, принявшего это решение.
3.20. Предложения, заявления и жалобы граждан, копии ответов на
них и документы, связанные с разрешением обращений (в необходимых
случаях и конверты), формируются в отдельные производства. При
получении повторного предложения, заявления, жалобы или
поступлении дополнительных документов они размещаются также в
производстве. Неразрешенные обращения и неправильно оформленные
документы подшивать в дела запрещается.
(п. 3.20 в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде
РФ от 05.06.2001 N 94)
3.21. Нарушения установленного настоящей Инструкцией порядка
рассмотрения обращения граждан, неправомерный отказ в их приеме,
затягивание сроков рассмотрения обращений, их необъективное
разбирательство, принятие необоснованных, нарушающих
законодательство Российской Федерации решений, предоставление
недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни
гражданина влекут ответственность виновных должностных лиц,
допустивших эти нарушения в соответствии с Федеральным законом от
31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы в
Российской Федерации".
Приложение 1
(в ред. Приказа Судебного Департамента
при Верховном Суде РФ от 05.06.2001 N 94)
СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
_____________________________________________________
По номенклатуре дел на 1998 год
Индекс _____________ N ______
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН ОТДЕЛА ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМА ГРАЖДАН
УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ
Начат: "__" ________________ 1998 г.
Окончен: "__" ________________ 199_ г.
На листах
Приложение 2
----T-------T------T-----T------T--------T-----T-----------T----------T--------T---------T------------T------¬
¦ N ¦Дата ¦Номер ¦Кол -¦От ¦Наимено-¦Коли-¦В какой ¦Расписка в¦Расписка¦Номер по ¦ Отметка о ¦Приме-¦
¦п/п¦поступ-¦и дата¦во ¦кого ¦вание и ¦чест-¦отдел (ко- ¦получении ¦приняв- ¦алфавит- ¦ подшивке, ¦чание ¦
¦ ¦ления ¦посту-¦лис- ¦посту-¦краткое ¦во ¦му) передан¦документа ¦шего до-¦но-учет- ¦отправке или¦ ¦
¦ ¦доку- ¦пив- ¦тов ¦пило ¦содер- ¦лис- ¦или в каком¦ и дата ¦кумент ¦ной кар- ¦ уничтожении¦ ¦
¦ ¦мента в¦шего ¦ ¦обра- ¦жание ¦тов ¦отделе ¦ ¦обратно ¦точке и ¦ документа ¦ ¦
¦ ¦отдел ¦доку- ¦ ¦щение ¦докумен-¦ ¦(кем) ис- ¦ ¦и дата ¦дата от- +-----T------+ ¦
¦ ¦ ¦мента ¦ ¦ ¦та ¦ ¦полнен до- ¦ ¦ ¦вета ¦N де-¦ NN ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кумент ¦ ¦ ¦ ¦ла ¦листов¦ ¦
+---+-------+------+-----+------+--------+-----+-----------+----------+--------+---------+-----+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦
L---+-------+------+-----+------+--------+-----+-----------+----------+--------+---------+-----+------+-------
Приложение 3
----------------------------------------------------¬
¦ АЛФАВИТНО-УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА ¦
¦ ¦
¦ NN ¦
+---------------------------------------------------+
¦ Фамилия ¦
+---------------------------------------------------+
¦ Имя, отчество ¦
+---------------------------------------------------+
¦ Адрес ¦
+---------------------------------------------------+
¦ Краткое содержание ¦
+--------------------------T------------------------+
¦ Дата поступления ¦ Когда и куда направлен ¦
¦ ¦ ответ или обращение ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
L--------------------------+-------------------------
|