Решение коллегии Министерства общего
и профессионального образования Российской Федерации
от 23 декабря 1998 г. N 14/1
Заслушав и обсудив сообщение начальника отдела гуманитарного
образования Управления образовательных программ и стандартов
высшего и среднего профессионального образования В. В. Серикова по
данному вопросу, коллегия отмечает, что интеграция науки и
образования в Государственном университете гуманитарных наук
привела к созданию нового типа высшего учебного заведения,
обеспечила повышение качества социально-гуманитарного образования
на основе использования в учебном процессе достижений современной
науки.
Государственный университет гуманитарных наук - первое в
стране образовательное учреждение университетского типа, созданное
на базе ряда ведущих социально-гуманитарных институтов Российской
академии наук (философии, социологии, экономико-математического,
мировой экономики и международных отношений, всеобщей истории,
государства и права, психологии).
Интеграция академического сектора науки и образования в
университете позволяет осуществлять образовательный процесс на
высоком научном уровне. В содержание образования включаются
новейшие научные знания с использованием прогрессивных
педагогических технологий и при участии творцов этих знаний -
отбираемых в каждом академическом институте самых подготовленных к
преподавательской работе крупных отечественных ученых.
Студенты университета имеют уникальную возможность участвовать
в научной работе институтов РАН - в реализации научных программ и
проектов, конференциях и симпозиумах. Темы своих курсовых работ и
рефератов они увязывают с актуальной проблематикой научных
семинаров академических институтов, исследований, проводимых в
рамках грантов, в том числе грантов Российского гуманитарного
научного фонда. Ряд занятий проводится непосредственно в центрах
российской науки и культуры (музеях Востока, изобразительного
искусства им. А. С. Пушкина, ВТО), учебная и производственная
практика - в рамках экспедиционных проектов и зарубежных
стажировок.
Университет сыграл исключительно важную роль в определении
нового содержания гуманитарного и социально-экономического
образования во всей системе высшей и средней профессиональной
школы России, разработке государственных образовательных
стандартов в части требований к содержанию и уровню подготовки
выпускников вузов по гуманитарным и социально-экономическим
дисциплинам, в создании примерных программ и нового поколения
учебной и справочно-информационной литературы, организации системы
переподготовки и повышения квалификации преподавателей бывших
кафедр общественных наук, в оказании научно-методической помощи
учебным заведениям во многих регионах страны.
Тенденция к расширению в течение последних лет поля
интеграционных процессов в университете в сфере как довузовского,
вузовского дополнительного профессионального образования
(переподготовка и повышение квалификации кадров), так и в области
послевузовского образования (аспирантура) требует решения новых
задач.
К ним относятся: участие в разработке и реализации концепции
непрерывного гуманитарного образования, создании нового поколения
образовательных стандартов, примерных учебных планов и
образовательных программ, комплектов учебных пособий продвинутого
уровня; превращение университета в научно-образовательный
комплекс, объединяющий образовательные учреждения различных
уровней: школа - вуз - аспирантура - дополнительная
профессиональная подготовка; организация подготовки и
переподготовки кадров для стран СНГ, расширение международных
связей с другими зарубежными странами.
В целях дальнейшего развития интеграции науки и образования в
университете, в системе социально-гуманитарного образования в
целом КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
1. Одобрить деятельность Государственного университета
гуманитарных наук (ГУГН), направленную на интеграцию науки и
высшего образования.
2. Считать целесообразным создать в 1999 году на базе ГУГН
федеральную экспериментальную площадку для выработки новых
подходов к развитию интеграции фундаментальной науки и
гуманитарного образования в образовательных учреждениях.
Предложить ГУГН (Чубарьяну А. 0.) совместно с Управлением
образовательных программ и стандартов высшего и среднего
профессионального образования (Шестаковым Г. К.) разработать и
представить до 20 января 1999 г. в Минобразование России и РАН для
согласования и утверждения комплексную программу деятельности,
направленную на развитие ГУГН как научно-образовательного
учреждения нового типа, интегрируюшего образование с академическим
и университетским секторами науки.
3. Ректору ГУГН А. О. Чубарьяну сосредоточить усилия
профессорско-преподавательского состава университета прежде всего
на подготовке магистров, владеющих навыками межкультурной
коммуникации и современной методологией научных исследований;
переподготовке и повышении квалификации преподавателей
гуманитарных и социальных наук (в том числе из стран СНГ);
подготовке аспирантов и докторантов по наиболее востребованным
направлениям социально-гуманитарного знания.
4. Рекомендовать университету продолжить работу по дальнейшему
обновлению содержания гуманитарного и социально-экономического
образования, которое должно быть положено в основу нового
поколения государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования.
5. Предложить университету включиться в реализацию федеральной
целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего
образования и фундаментальной науки на 1997 2000 гг.".
6. Рекомендовать ведущим университетским центрам страны и
институтам РАН развивать практику интеграции академического и
вузовского секторов науки для совместного решения научных проблем,
обеспечения фундаментализации образования и повышения качества
подготовки специалистов.
7. Контроль за выполнением данного, решения возложить на
первого заместителя Министра В. Д. Шадрикова.
Председатель коллегии В. ФИЛИППОВ
|