ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 1998 г. N 3432-II ГД
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О СЕВЕРНОМ ОЛЕНЕВОДСТВЕ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять Федеральный закон "О северном оленеводстве".
2. Направить указанный Федеральный закон в Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СЕВЕРНОМ ОЛЕНЕВОДСТВЕ
Принят
Государственной Думой
23 декабря 1998 года
Статья 1. Цель настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы
эффективного и устойчивого развития северного оленеводства как
неотъемлемой части традиционного образа жизни и культуры коренных
малочисленных народов и этнических групп Севера Российской
Федерации (далее - Север).
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие
основные понятия:
северное оленеводство - разведение домашних северных оленей и
хозяйственное использование домашних и диких северных оленей;
оленье пастбище - земельное угодье, пригодное для
круглогодичного или сезонного выпаса домашних и диких северных
оленей;
оленье стадо - стадо, в котором регулируется сочетание
различных половозрастных групп северных оленей в целях их
расширенного воспроизводства, рационального использования кормовых
ресурсов, а также организуется и проводится зооветеринарная
работа;
оленевод - гражданин, занимающийся северным оленеводством, а
также использующий для своей жизнедеятельности различные
возобновляемые природные ресурсы;
оленеводческое хозяйство (сельскохозяйственная организация) -
хозяйство, в котором имеются оленьи пастбища и ведение которого
осуществляется оленеводом, семьей или юридическим лицом в целях
северного оленеводства.
Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с
северным оленеводством
Правовое регулирование северного оленеводства осуществляется в
соответствии с нормами международного права, международными
договорами Российской Федерации, Конституцией Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в
соответствии с ним другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 4. Государственное регулирование северного оленеводства
Основными принципами государственного регулирования северного
оленеводства являются:
государственная поддержка северного оленеводства, направленная
на создание и поддержание режима расширенного воспроизводства
домашних северных оленей, развитие системы заготовок, переработки
и реализации произведенной оленеводами или оленеводческими
хозяйствами продукции (далее - продукция северного оленеводства),
предоставление продукции северного оленеводства для
государственных нужд;
установление и поддержание щадящего режима природопользования,
обеспечивающего сохранность оленьих пастбищ, отличающихся
повышенной экологической уязвимостью;
предоставление государственных гарантий и компенсаций коренным
малочисленным народам и этническим группам Севера в целях
возмещения им повышенных затрат на ведение северного оленеводства.
Статья 5. Государственная поддержка северного оленеводства
Государственная поддержка северного оленеводства
осуществляется за счет средств федерального бюджета на
соответствующий год и предусматривает:
ежегодную дотацию на продукцию северного оленеводства,
реализуемую оленеводами или оленеводческими хозяйствами, в
размере, обеспечивающем возмещение средних сложившихся в данном
районе затрат на ее производство и рентабельность;
финансирование охраны оленьих пастбищ от пожаров, оленьих стад
от хищных животных;
финансирование землеустроительных и других работ, связанных с
изучением оленьих пастбищ, оценкой их экологического состояния и
воздействия на них хозяйственной и иной деятельности, а также с
разработкой землеустроительной документации, необходимой для
осуществления охраны и рационального использования оленьих
пастбищ;
возмещение стоимости комбинированных кормов для домашних
северных оленей в случае стихийных бедствий (гололеда, наста и
других), а также бескормицы;
компенсацию затрат оленеводов или оленеводческих хозяйств на
обязательное страхование домашних северных оленей.
Статья 6. Право собственности в области северного оленеводства
Домашние северные олени могут находиться в частной,
муниципальной, государственной собственности и иных формах
собственности.
Статья 7. Клеймение домашних северных оленей. Право на личное
(семейное) клеймо
Собственники домашних северных оленей имеют клейма, образцы
которых подлежат учету в органах местного самоуправления. При
продаже, обмене и дарении домашних северных оленей проводится
обязательная замена клейм прежних собственников на клейма новых
собственников. Данная норма не распространяется на продажу
домашних северных оленей в целях убоя.
Порядок, сроки и способы клеймения устанавливаются органами
местного самоуправления.
Статья 8. Сохранение и развитие северного оленеводства
В Российской Федерации содействие сохранению и развитию
северного оленеводства осуществляется посредством реализации
федеральных целевых программ в области северного оленеводства и
финансирования региональных внебюджетных фондов развития северного
оленеводства в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
В состав руководителей региональных внебюджетных фондов
развития северного оленеводства должны входить представители
коренных малочисленных народов и этнических групп Севера.
Порядок осуществления контроля за работой региональных
внебюджетных фондов развития северного оленеводства и установления
квот для представителей коренных малочисленных народов и
этнических групп Севера в указанных фондах регулируется
законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях создания благоприятных условий для развития северного
оленеводства, а также в целях определения порядка возмещения
убытков, нанесенных оленеводу или оленеводческому хозяйству
хозяйственной и иной деятельностью, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации с учетом мнения общественных
организаций коренных малочисленных народов и этнических групп
Севера устанавливают механизм участия коренных малочисленных
народов и этнических групп Севера в решении вопросов осуществления
хозяйственной и иной деятельности на территориях их традиционного
проживания и природопользования.
Статья 9. Государственные гарантии и компенсации оленеводам
или оленеводческим хозяйствам
Государственные гарантии и компенсации оленеводам или
оленеводческим хозяйствам устанавливаются Федеральным законом "Об
основах государственного регулирования социально - экономического
развития Севера Российской Федерации", Законом Российской
Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях", настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации.
Статья 10. Охрана здоровья оленеводов и членов их семей
В целях охраны здоровья оленеводов и членов их семей
специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти
и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
обеспечивают:
проведение контроля за охраной труда оленеводов, обучение
медицинских работников всех категорий оказанию помощи оленеводам и
членам их семей, повышение эффективности средств индивидуальной и
коллективной защиты оленеводов, в том числе посредством
использования традиционных одежды, материалов и снаряжения;
предоставление оленеводам и членам их семей гарантированной
медицинской помощи, лекарственных средств и изделий медицинского
назначения, обеспечение санаторно - курортного и
восстановительного лечения оленеводов и членов их семей в
соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан, другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации;
предоставление компенсаций оплаты проезда оленеводам и членам
их семей до лечебного учреждения и обратно авиационным транспортом
в целях медицинских обследований, лечения и протезирования;
ежегодные медицинские профилактические осмотры оленеводов и
членов их семей.
Статья 11. Государственная поддержка обязательного страхования
домашних северных оленей
Домашние северные олени, находящиеся у оленеводов или
оленеводческих хозяйств, подлежат обязательному страхованию с
учетом положений статьи 5 настоящего Федерального закона.
Статья 12. Подготовка кадров в области северного оленеводства
Подготовка кадров в области северного оленеводства
осуществляется федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования.
Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления обеспечивают обучение специалистов в
области северного оленеводства в образовательных учреждениях
среднего профессионального и высшего профессионального образования
также на договорной основе.
Статья 13. Правовой статус оленьих пастбищ
Оленьи пастбища могут находиться у оленеводов на праве
пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного)
пользования или срочного пользования, в том числе по договорам
аренды, у оленеводческих хозяйств - на праве постоянного
(бессрочного) пользования или срочного пользования, в том числе по
договорам аренды.
Статья 14. Порядок предоставления оленьих пастбищ
Оленьи пастбища предоставляются с правом комплексного
использования возобновляемых природных ресурсов оленеводам или
оленеводческим хозяйствам в соответствии с земельным
законодательством и лесным законодательством, а также в
соответствии с нормами, установленными органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации или органами местного
самоуправления, на основе оценочного баланса на конкретное оленье
пастбище.
Статья 15. Порядок предоставления оленьих пастбищ оленеводам -
работникам сельскохозяйственных организаций. Предоставление
дополнительных оленьих пастбищ
Орган, уполномоченный решать вопрос о предоставлении оленьих
пастбищ, в месячный срок принимает решение о размерах и
местоположении предоставляемых в натуре оленьих пастбищ. Выход из
сельскохозяйственной организации работника для ведения
оленеводческого хозяйства оформляется заявлением.
Допускается предоставление оленеводам или оленеводческим
хозяйствам дополнительных оленьих пастбищ из состава земель
запаса, а также из земель сельскохозяйственных организаций с
согласия собственников, владельцев, пользователей.
При предоставлении оленеводам или оленеводческим хозяйствам
дополнительных оленьих пастбищ используется принцип компактного
размещения ранее предоставленных и дополнительных оленьих пастбищ.
Статья 16. Предоставление оленьих пастбищ из земель запаса и
лесного фонда
Оленеводам или оленеводческим хозяйствам для ведения северного
оленеводства оленьи пастбища могут предоставляться из земель
запаса, в том числе из фонда перераспределения земель, или из
земель лесного фонда в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Порядок пользования землями лесного фонда для ведения
северного оленеводства определяется лесным законодательством
Российской Федерации.
При наличии нескольких претендентов на получение оленьих
пастбищ для ведения оленеводческого хозяйства на землях запаса или
землях лесного фонда выбор претендента, которому предоставляются
такие оленьи пастбища, проводится на конкурсной основе органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами
местного самоуправления по месту нахождения данных оленьих
пастбищ.
Статья 17. Изъятие оленьих пастбищ
При изъятии оленьих пастбищ для несельскохозяйственных нужд, а
также при ограничении прав землевладельцев, землепользователей и
арендаторов или ухудшении качества оленьих пастбищ в результате
деятельности организаций и граждан убытки владельцам,
пользователям и арендаторам подлежат возмещению в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
Изъятие оленьих пастбищ для несельскохозяйственных нужд может
осуществляться в исключительных случаях при наличии положительного
заключения государственной экологической экспертизы проектов
правовых актов, разрешающих такое изъятие, при условии
достаточности оленьих пастбищ для развития северного оленеводства.
Статья 18. Управление оленьими пастбищами. Государственная
оценка оленьих пастбищ. Землеустройство оленьих пастбищ
Управление оленьими пастбищами осуществляется на землях,
находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской
Федерации, на землях, находящихся в собственности субъектов
Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, на землях, находящихся в муниципальной
собственности, органами местного самоуправления.
Оленьи пастбища подлежат государственной оценке. Порядок
оценки оленьих пастбищ, формы соответствующей документации,
периодичность ее уточнения и обновления устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Землеустройство оленьих пастбищ проводится уполномоченным на
то федеральным органом исполнительной власти.
Статья 19. Охрана оленьих пастбищ
Экологические и иные требования охраны оленьих пастбищ
устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Мероприятия по регулированию поголовья диких северных оленей,
проводимые для предотвращения истощения оленьих пастбищ,
осуществляются в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 20. Контроль за рациональным использованием оленьих
пастбищ
Контроль за рациональным использованием оленьих пастбищ
осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в области северного оленеводства
Нарушение законодательства Российской Федерации в области
северного оленеводства влечет за собой ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
|