ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 1998 г. N 3448-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ ГРАЖДАНСКОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в часть первую Гражданского
кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введении в
действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы Зоркальцевым Виктором
Ильичом, Лукьяновым Анатолием Ивановичем, Мизулиной Еленой
Борисовной.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству и
судебно - правовой реформе до 1 февраля 1999 года.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству и
судебно - правовой реформе доработать указанный законопроект с
учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение
Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
ЗОРКАЛЬЦЕВЫМ В.И.,
ЛУКЬЯНОВЫМ А.И.,
МИЗУЛИНОЙ Е.Б.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ
ПЕРВУЮ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ
ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1. Внести в часть первую Гражданского кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 9, ст. 773; N 34,
ст. 4026) следующие изменения и дополнения:
1. В абзаце 3 части 2 статьи 48 слова "государственные и
муниципальные унитарные предприятия" заменить словами
"государственные, муниципальные, а также созданные религиозными
организациями унитарные предприятия".
2. Заголовок параграфа 4 главы 4 изложить в новой редакции:
"§ 4. Государственные, муниципальные, а также созданные
религиозными организациями унитарные предприятия".
3. В статье 113:
- абзац 3 части 1 дополнить словами "а также предприятия
религиозных организаций";
- часть 2 изложить в новой редакции:
"2. Имущество государственного, муниципального, а также
созданного религиозной организацией унитарного предприятия,
находится соответственно в государственной, муниципальной
собственности или собственности религиозной организации и
принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления.";
- часть 6 изложить в новой редакции:
"Правовое положение государственных, муниципальных, а также
созданных религиозными организациями унитарных предприятий
определяется настоящим Кодексом и федеральным законом об унитарных
предприятиях".
4. В статье 114:
- в части 1 слова "или органа местного самоуправления"
заменить словами "органа местного самоуправления или органа
управления религиозной организацией";
- в части 2 слова "или органом местного самоуправления"
заменить словами "органом местного самоуправления или органом
управления религиозной организацией";
- в части 4 слова "законом о государственных и муниципальных
унитарных предприятиях" заменить словами "федеральным законом об
унитарных предприятиях".
Статья 2. Внести в часть 5 статьи 6 Федерального закона "О
введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994,
N 32, ст. 3302) следующие изменения и дополнения:
- исключить слова "и религиозными";
- слова "или муниципальной собственности" заменить словами
"муниципальной собственности или собственности религиозных
организаций".
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ ГРАЖДАНСКОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Необходимость внесения поправок в гражданское законодательство
в части, касающейся собственности религиозных организаций, вызвана
двумя обстоятельствами:
1) существующей коллизией правовых норм, возникшей в связи с
принятием Федерального закона "О свободе совести и о религиозных
объединениях";
2) предстоящим ухудшением права собственности религиозных
организаций, которое последует после 01.07.99, то есть после
завершения преобразования предприятий, созданных религиозными
организациями, предусмотренного частью 5 статьи 6 Федерального
закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации".
До введения в действие нового ГК РФ все имущество предприятий,
созданных религиозными организациями, принадлежало последним на
праве собственности, что позволяло, в частности, направлять
прибыль этих предприятий на уставные цели религиозной организации.
Новый ГК РФ (ст. 48) установил, что к юридическим лицам, на
имущество которых их учредители имеют право собственности,
относятся лишь государственные и муниципальные унитарные
предприятия. Предприятия, созданные религиозными организациями, к
числу таких предприятий не относятся. Они должны быть
преобразованы до 01.07.99 в хозяйственные товарищества, общества,
кооперативы либо ликвидированы. По отношению к ним религиозные
организации будут иметь только обязательственные права, а не
права, вытекающие из права собственности.
Полагаем, что такие положения гражданского законодательства
необоснованно ущемляют право собственности религиозных
организаций, ставят их в неблагоприятные условия, по существу
уравнивая с коммерческими предприятиями, что может сказаться на
реализации уставных целей религиозных организаций.
Кроме того, 26.09.97 был принят Федеральный закон "О свободе
совести и о религиозных объединениях", в части второй статьи 21
которого прямо записано, что "религиозные организации обладают
правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими
за счет собственных средств, пожертвованное гражданами,
организациями или переданное религиозным организациям в
собственность государством либо приобретенное иными способами, не
противоречащими законодательству РФ".
Очевидно, что несоответствие между статьями 48 ГК РФ и 21
Федерального закона "О свободе совести и о религиозных
объединениях" может породить и породит ненужные недоразумения,
противоречия и связанные с этим социальные конфликты в процессе их
реализации.
Предлагаемый законопроект устраняет данную коллизию норм,
предлагая сохранить предприятия, созданные религиозными
организациями в собственности последних путем отнесения их к
категории "унитарных предприятий", предусмотренных ГК РФ.
Предлагаемое решение проблемы не поставит предприятия,
созданные религиозными организациями, в более выгодные условия по
отношению к другим предприятиям. Оно лишь позволит предприятиям
религиозных организаций сохранить их нынешний правовой статус,
статус предприятий, единственным учредителем которых является
религиозная организация, распоряжающаяся их имуществом как
собственник.
Предлагаемый законопроект позволит сохранить уникальные
религиозные предприятия, в том числе такие, как "Софрино",
работающие исключительно на нужды церкви.
Более того, данный законопроект может рассматриваться как
гарантия свободы совести, свободы вероисповедания в России, ибо их
составной частью является право человека иметь доступ и
пользоваться предметами религиозного культа, религиозной
литературой, производством которых и занимаются предприятия,
созданные религиозными организациями.
Данный законопроект не потребует каких-либо финансовых затрат,
ибо не уменьшает доходы и не увеличивает расходы государственного
бюджета. Этот законопроект лишь устраняет правовые противоречия,
не позволяет ухудшить существующее правовое положение религиозных
организаций, гарантирует конституционные права граждан.
Авторы законопроекта обращают внимание на то, что действующий
порядок реализации права собственности религиозными организациями
прекратит свое существование после 01.07.99. До этого момента
Государственная Дума может изменить гражданское законодательство,
не допустив тем самым ущемления права собственности религиозных
организаций и связанных с ним прав верующих.
|