Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 22.12.1998 N ГКПИ 98-646 О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЖАЛОБЕ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ НА ИНСТРУКТИВНЫЕ ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ И МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                  от 22 декабря 1998 г. N ГКПИ 98-646

       Верховный Суд РФ в лице:

       судьи Верховного Суда РФ - Федина А.И.
       при секретаре            - Поповой Ю.В.
       с участием прокурора     - Харланова А.В.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   жалобе  профсоюза  работников  народного образования и науки РФ на
   инструктивные письма Министерства труда и социального развития  РФ
   и Министерства общего и профессионального образования РФ,

                               установил:

       профсоюз работников народного образования и науки РФ обратился
   в интересах работников народного образования РФ в Верховный Суд РФ
   с  жалобой,  в  которой  поставил  вопрос  о признании незаконными
   инструктивных  писем  Министерства труда и социального развития РФ
   N 4574-ВЯ от 16 сентября 1997 г.  и N 5473-ВЯ от 3 ноября 1997 г.,
   направленных в Министерство общего и профессионального образования
   РФ по запросу последнего.
       В данных письмах дано разъяснение по применению  Постановлений
   Совета Министров РСФСР N 17 от 8 января 1991 г. и Правительства РФ
   N 785 от 14 октября 1992 г.  по вопросу об оплате труда работников
   учреждений образования.
       Кроме того,   профсоюз   просил   признать    незаконными    и
   соответствующие  письма  Министерства  общего  и профессионального
   образования РФ N 50 от 30 сентября 1997 г.  и N 66 от  25  декабря
   1997 г.,  которыми до сведения подведомственных этому министерству
   учреждений  и  организаций  доведены  указанные  выше  разъяснения
   Министерства труда и социального развития РФ.
       В обоснование  требования  профсоюз  сослался   на   то,   что
   Министерство  труда  и социального развития РФ дало разъяснение по
   применению Постановлений Совета Министров  РСФСР  и  Правительства
   РФ,   имеющее   нормативный   характер,  однако  не  оформило  эти
   нормативные правовые акты в  установленной  для  них  форме  и  не
   зарегистрировало  акты  в  Министерстве  юстиции  РФ,  а  также не
   опубликовало их в установленном порядке.
       Кроме того,  по мнению профсоюза,  обжалованные акты,  искажая
   смысл разъясняемых  правительственных  постановлений,  приводят  к
   нарушению   прав   и  законных  интересов  определенной  категории
   работников образования.
       Представители Министерства  труда  и социального развития РФ и
   Министерства общего и профессионального образования  РФ  возражали
   против удовлетворения жалобы,  сославшись на то,  что обжалованные
   письма по  своему  содержанию  не  являются нормативными актами и,
   следовательно,  могли быть направлены в организации  и  учреждения
   народного   образования   в   форме   писем   без  предварительной
   регистрации и опубликования.
       Заслушав объяснения   представителей   профсоюза    работников
   народного образования и науки РФ Осипцовой Ж.П.,  Панкратовой В.Н.
   и Авдеенко М.В.,  поддержавших жалобу,  объяснения  представителей
   Министерства  труда  и  социального  развития  РФ  Ильина  И.В.  и
   Савицкой    Т.М.,    представителя    Министерства    общего     и
   профессионального  образования  РФ  Мурванидзе  Г.И.,  возражавших
   против удовлетворения жалобы, исследовав письменные доказательства
   и   выслушав   заключение  прокурора  Генеральной  прокуратуры  РФ
   Харланова А.В.,  полагавшего жалобу обоснованной, Верховный Суд РФ
   находит, что жалоба профсоюза подлежит удовлетворению по следующим
   основаниям.
       Обжалованные заявителем    письма    Министерства    труда   и
   социального развития РФ содержат положение нормативного характера,
   поскольку  предписывают  определенные  правила,  влекущие правовые
   последствия.
       В частности,  в  этих письмах по запросу Министерства общего и
   профессионального образования РФ Министерство труда и  социального
   развития  РФ,  сравнивая содержание Постановления Совета Министров
   РСФСР N 17 от 8 января  1991  г.  "О  повышении  заработной  платы
   учителей  и  ряда других категорий работников учреждений народного
   образования" и Постановления Правительства РФ N 785 от 14  октября
   1992  г.  "О  дифференциации  в  уровнях  оплаты  труда работников
   бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки",  разъясняет, что
   предусмотренное   пунктом   5   примечаний  к  приложению  N  1  к
   Постановлению Совета Министров РСФСР N 17  от  8  января  1991  г.
   повышение   на   15%   ставок   заработной  платы  педагогических,
   инженерно - педагогических  работников  лицеев,  гимназий,  высших
   профессиональных училищ (технических лицеев),  колледжей, учебно -
   педагогических   комплексов   с   принятием   Правительством    РФ
   Постановления N 785 от 14 октября 1992 г. не действует.
       Такое разъяснение      по      применению       (неприменению)
   правительственных нормативных актов объективно затрагивает права и
   законные  интересы  неопределенного  круга  лиц  и  рассчитано  на
   неоднократное применение.
       Правом же  давать  разъяснения   по   применению   нормативных
   правовых  актов  в  области  труда,  занятости и социальной защиты
   населения,  подлежащие   обязательному   исполнению   федеральными
   органами исполнительной власти и другими органами и организациями,
   Министерство труда и социального развития РФ  наделено  пунктом  9
   Положения  о  Министерстве труда и социального развития Российской
   Федерации,  утвержденного Постановлением Правительства РФ N 480 от
   23 апреля 1997 г.
       При таком положении суд не может признать  обоснованным  довод
   представителей  заинтересованных лиц,  участвующих в деле,  о том,
   что  обжалованные  письма  не  содержат   положений   нормативного
   характера.
       При этом   суд   учитывает,   что   в   официальном    порядке
   Постановление  Совета  Министров РСФСР N 17 от 8 января 1991 г.  в
   части повышения ставок  заработной  платы  определенной  категории
   работников  на  15%  не признано утратившим силу ни Постановлением
   Правительства  РФ  N  785  от  14  октября  1992  г.,  ни  другими
   постановлениями.
       Поскольку в   приведенных   письмах   Министерства   труда   и
   социального развития РФ содержится правовое положение нормативного
   характера, это положение в силу п. 2 Правил подготовки нормативных
   правовых  актов  федеральных  органов  исполнительной  власти и их
   государственной    регистрации    (утвержденных     Постановлением
   Правительства  РФ  N  1009  от  13  августа 1997 г.) не могло быть
   издано в виде писем.
       В соответствии  же  с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23 мая
   1996 г.  N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу  актов
   Президента  РФ,  Правительства  РФ  и  нормативных  правовых актов
   федеральных органов исполнительной  власти"  нормативные  правовые
   акты  федеральных  органов  исполнительной  власти  кроме  актов и
   отдельных    положений,    содержащих    сведения,    составляющие
   государственную  тайну,  или сведения конфиденциального характера,
   не    прошедшие    государственную    регистрацию,     а     также
   зарегистрированные,  но не опубликованные в установленном порядке,
   не влекут правовых последствий,  как не вступившие в  силу,  и  не
   могут   служить   основанием   для  регулирования  соответствующих
   правоотношений,  применения санкций к гражданам, должностным лицам
   и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний;  на
   указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
       Материалы дела свидетельствуют о том, что оспоренное положение
   писем (носящее нормативно - правовой характер) не зарегистрировано
   в  Министерстве  юстиции  РФ  (и  не могло быть зарегистрировано в
   связи с несоблюдением формы издания акта), а также не опубликовано
   официально.
       Поэтому суд  считает,  что  обжалованные  письма  Министерства
   труда и социального развития РФ не могут быть признаны законными и
   действующими  в  какой  бы  то  ни  было  части,  как  принятые  с
   нарушением  пунктов  8  и  10 приведенного Указа Президента РФ,  а
   также ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.
       Так как   уже   по  изложенным  мотивам  инструктивные  письма
   Министерства труда  и  социального  развития  РФ  не  могут  влечь
   правовых   последствий  и  служить  основанием  для  регулирования
   соответствующих правоотношений и разрешения споров, суд не считает
   необходимым  проверять  доводы заявителя о несоответствии закону и
   правительственным  постановлениям  содержащееся  в  этих   письмах
   положение.
       При этом суд учитывает,  что при возможном решении  вопроса  о
   государственной  регистрации  содержащегося  в  письмах  положения
   нормативного   характера   (при   соблюдении   установленной   для
   нормативных  актов формы) Министерством юстиции РФ будет проведена
   соответствующая экспертиза  на  предмет  соответствия  обжалуемого
   положения требованиям закона по существу.
       Заявитель же,   в   случае   регистрации   нормативного   акта
   аналогичного   содержания   Министерством  юстиции  РФ,  не  лишен
   возможности оспорить такой нормативный акт по существу.
       Обжалованные заявителем    письма    Министерства   общего   и
   профессионального  образования  хотя  в  соответствии  с   п.   15
   разъяснений  о  применении  Правил подготовки нормативных правовых
   актов   федеральных   органов   исполнительной   власти    и    их
   государственной  регистрации  (утвержденных  Приказом Министерства
   юстиции  РФ  N  42  от  17  апреля  1998   г.)   и   не   подлежат
   государственной регистрации как акты,  которыми  обязательное  для
   исполнения  разъяснения  Министерства труда и социального развития
   РФ фактически доводится до сведения органов и организаций  системы
   народного  образования,  вместе с тем также не могут действовать в
   связи с  выводом  суда  о  незаконности  доведенного  до  сведения
   органов  и  организаций Минобразования РФ разъяснения Министерства
   труда и социального развития РФ.
       Поскольку обжалованное  разъяснение   Министерства   труда   и
   социального развития РФ (незаконное по изложенным выше основаниям)
   было  направлено  в  Министерство   общего   и   профессионального
   образования  РФ,  а  последним  -  в подведомственные ему органы и
   организации для применения,  суд считает необходимым возложить  на
   руководителей  данных министерств обязанность по отзыву оспоренных
   инструктивных писем из этих органов и организаций.
       Руководствуясь ст.  ст. 191 - 197, 231, 232 и 239.7 ГПК РСФСР,
   Верховный Суд РФ.

                                 решил:

       жалобу профсоюза  работников  народного  образования  и  науки
   Российской Федерации удовлетворить.
       Письма Министерства труда и  социального  развития  Российской
   Федерации N 4574-ВЯ от 16 сентября 1997 г. и N 5473-ВЯ от 3 ноября
   1997  г.  о  неприменении  надбавки  за   работу   в   учреждениях
   образования,  перечисленных в Постановлении Совета Министров РСФСР
   от 8 января 1991 г.  N 17 (лицеях,  гимназиях,  колледжах и др.) и
   письма  Министерства  общего   и   профессионального   образования
   Российской  Федерации от 30 сентября 1997 г.  N 50 и от 25 декабря
   1997 г.  N 66 по  этому  же  вопросу  признать  не  законными  (не
   действующими) и не подлежащими применению со дня их принятия.
       Обязать Министра   труда  и  социального  развития  Российской
   Федерации отозвать  из  Министерства  общего  и  профессионального
   образования РФ,  а Министра общего и профессионального образования
   Российской   Федерации   отозвать   из   подведомственных    этому
   министерству учреждений и организаций указанные письма.
       Решение Верховного Суда  Российской  Федерации  обжалованию  и
   опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

                                                Судья Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                            А.И.ФЕДИН




<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz