ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 18.12.1998 Г. N 6
Председательствовал: Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации В.А.Густов
Присутствовали:
члены Правительственной комиссии по - Е.В.Басин, В.В.Авдеев,
реформированию жилищно-коммунального В.А.Аверченко, В.Н.Ампилогов,
хозяйства в Российской Федерации И.В.Бычковский, А.Д.Василевский,
А.Г.Голов, В.Н.Горин, А.В.Киц,
Н.Б.Косарева, Ю.В.Котляров,
А.Г.Кузнецов, А.А.Латкин,
Б.И.Минц, В.И.Овченков,
З.Н.Ойкина, Л.Н.Чернышов,
П.Б.Шелищ, М.М.Шогенов
заместители руководителей, - Н.Д.Бойко, А.А.Дронов, И.И.Дуда,
ответственные работники федеральных А.Н.Голомолзин, Н.Н.Жуков,
органов исполнительной власти Д.А.Зимин, Ю.В.Коковихин,
А.Д.Кочегаров, В.М.Локтионов,
С.А.Михайлов, И.А.Новожилов,
М.Н.Сидоров, А.И.Терещенко,
С.М.Тихонов, Л.К.Чемерицкий,
Н.Д.Яшин
заместители руководителей, - М.С.Гавунас, Г.К.Касюк,
ответственные работники органов А.Н.Лихачев, В.А.Попов,
исполнительной власти субъектов Г.Ф.Терехов
Российской Федерации, местного
самоуправления
ответственные работники Аппарата - А.А.Прокопьев, С.В.Бугаев,
Правительства Российской Федерации А.Ф.Гореленко, А.А.Лесников,
В.В.Шилов
Представители научно-исследовательских и общественных организаций,
фондов, средств массовой информации
I. О проекте Концепции ценовой и тарифной политики
в жилищно-коммунальном хозяйстве
(Чернышов, Басин, Ойкина, Овченков, Голов, Киц, Горин, Котляров,
Коковихин, Прокопьев, Василевский, Лихачев, Густов)
1. Принять к сведению информацию Госстроя России о проекте
Концепции ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном
хозяйстве Российской Федерации, отметить ее своевременность и
необходимость для определения единого отраслевого подхода
ценообразования на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях.
Считать важным направлением дальнейшего реформирования
ценовой и тарифной политики соблюдение баланса интересов
производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг на
основе учета уровня развития регионов, связанных с
природно-климатическими и социально-экономическими особенностями
территорий, реальной платежеспособности населения, состояния
основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства и
процессов их реструктуризации и демонополизации.
Госстрою России в месячный срок доработать проект Концепции
с учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании
Комиссии, согласовать с МАП России, Минэкономики России и
другими заинтересованными федеральными и региональными органами
исполнительной власти, и представить в январе 1999 года на
утверждение Комиссии.
Определить перечень документов по нормативно-правовому
обеспечению ценового регулирования в жилищно-коммунальном
хозяйстве на федеральном уровне, а также рекомендаций,
регламентирующих деятельность органов исполнительной власти на
региональном и муниципальном уровнях, подлежащих разработке в
1999 году, и утвердить его в установленном порядке.
2. Госстрою России в двухмесячный срок проработать в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
предложения об отмене налога на добавленную стоимость для
предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления на основе
разработанной Концепции:
в 1999 году завершить проведение необходимых преобразований
в сфере управления, финансирования и ценообразования,
направленных на обеспечение более эффективного функционирования
жилищно-коммунального хозяйства;
разграничить полномочия в сфере установления цен и тарифов
на услуги ЖКХ, шире использовать методы регулирования, не
допуская значительных (в десятки раз) расхождений в уровне цен
на одноименные виды услуг на закрепленной территории;
продолжить формирование собственных правовых и
нормативно-методических баз по вопросам ценообразования в
жилищно-коммунальном хозяйстве.
II. О выводе на федеральный (общероссийский) оптовый
рынок электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) предприятий
коммунальной энергетики на примере ПЭГУП "Псковоблэнерго"
(Авдеев, Бойко, Голомолзин, Овченков, Попов, Шогенов,
Касюк, Гавунас, Василевский, Ойкина, Густов)
1. Принять к сведению информацию Госстроя России, ФЭК
России и МАП России о выводе на федеральный (общероссийский)
оптовый рынок электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ)
предприятий коммунальной энергетики на примере ПЭГУП
"Псковоблэнерго" и подготовки необходимых обоснований и расчетов
по выводу ГУП "Ставрополькоммунэлектро".
Отметить, что в соответствии с Федеральным законом "О
государственном регулировании тарифов на электрическую и
тепловую энергию" (ст.1), коммунальные энергетические
предприятия являются энергоснабжающими организациями.
Положениями ряда ранее вышедших постановлений Правительства
Российской Федерации организациям коммунальной энергетики
устанавливается статус потребителя, что ограничивает права
предприятий, устраняет их с оптового рынка электроэнергии и
ставит в неравные условия по отношению к предприятиям РАО "ЕЭС
России". Органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления даны установки на ликвидацию
коммунальных энергопредприятий и передачу их функций энергосбыта
АО-энерго.
Вместе с тем, в регионах, где произошла передача функций
сбыта, как правило, происходит повышение тарифов на
энергоресурсы, резко снижается собираемость платежей, городским
электросетям перечисляется от 30 до 7% от договорных сумм, что
приводит к росту в них задолженности по зарплате,
несвоевременной выплате налогов в местный бюджет, ухудшается
надежность электроснабжения и управляемость энергосистемой. В
конечном итоге страдает потребитель - население.
Одной из мер создания равных с АО-энерго условий для
коммунальных энергопредприятий является вывод их на (ФОРЭМ). Это
позволит значительно снизить их затраты (по предварительным
расчетам они снизятся в ПЭГУП "Псковоблэнерго" на 14%, а в ГУП
"Ставрополькоммунэлектро" - на 18%), уменьшить стоимость
электроэнергии, что увеличит удельный вес платежей населения до
уровней, предусмотренных Концепцией реформирования
жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
В то же время, вывод на ФОРЭМ коммунальных предприятий
сдерживается нерешенностью ряда вопросов, включая несовершенство
нормативно-правовой базы, системы учета электрической мощности,
невысоким уровнем диспетчеризации, наличием кредиторской и
дебиторской задолженности за полученную и отпущенную
электроэнергию и другие.
2. ФЭК России:
оформить вывод на ФОРЭМ ПЭГУП "Псковоблэнерго" в 1 квартале
1999 года в порядке эксперимента и подготовить необходимые
обоснования и расчеты по выводу на ФОРЭМ ГУП
"Ставрополькоммунэлектро", определить для данных предприятий
порядок расчетов за поставленную с ФОРЭМ электроэнергию и
мощность по среднему тарифу;
при утверждении тарифов на электроэнергию, отпускаемую с
ФОРЭМ предприятиям коммунальной энергетики, учитывать структуру
потребления и тарифов по группам конечных потребителей,
присоединенных к их электрическим сетям;
внести в 1 квартале 1999 года в утвержденный от 06.01.97
Порядок вывода на федеральный (общероссийский) оптовый рынок
электрической энергии (мощности) дополнения и уточнения с учетом
особенностей предприятий коммунальной энергетики.
3. Региональным энергетическим комиссиям Псковской области
и Ставропольского края с участием ФЭК России:
оказывать содействие предприятиям ПЭГУП "Псковоблэнерго" и
ГУП "Ставрополькоммунэлектро" в защите экономически
обоснованного (в том числе среднего) тарифа и абонентной платы
при их выводе на ФОРЭМ;
при расчете тарифов на электроэнергию устанавливать
применяемый АО-энерго уровень рентабельности, обеспечивающий
самоокупаемость и развитие предприятия.
4. Госстрою России совместно ФЭК России и МАП России:
внести в 1 квартале 1999 года в установленном порядке в
Правительство Российской Федерации предложения об исключении из
постановлений Правительства Российской Федерации: от 04.02.97 г.
N 121, от 21.08.97 г. N 988, от 27.06.97 г. N 603 и от 24.07.97
г. N 927 положений о ликвидации "организаций-перепродавцов" и
передачи АО-энерго функций коммунальных энергетических
предприятий по энергосбыту;
проанализировать в течение 1999 года работу ПЭГУП
"Псковоблэнерго" и ГУП "Ставрополькоммунэлектро" в качестве
субъектов ФОРЭМ с целью подготовки условий для вывода (начиная с
2000 года) на федеральный (общероссийский) оптовый рынок
электроэнергии коммунальных энергетических предприятий в других
регионах Российской Федерации;
отработать экономический и организационно-технический
механизмы функционирования коммунальных предприятий-абонентов
ФОРЭМ и разработать соответствующие рекомендации для субъектов
Российской Федерации, которые готовы к выводу предприятий
коммунальной энергетики на ФОРЭМ;
провести в первом полугодии 1999 года анализ изменений в
состоянии платежей (в том числе и населения) за поставляемую
электроэнергию в тех субъектах Российской Федерации (Приморский
и Хабаровский края, Курская и Кировская области и др.), где
функции коммунальных энергетических предприятий по сбыту
электроэнергии переданы региональным АО-энерго и о результатах
проинформировать Правительство Российской Федерации.
5. Рекомендовать администрациям Псковской области и
Ставропольского края оказать поддержку в ликвидации дебиторской
задолженности ПЭГУП "Псковоблэнерго" и ГУП
"Ставрополькоммунэлектро", а также их задолженности перед
АО-энерго, в оснащении приборами учета электроэнергии и мощности
и системами диспетчеризации.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления:
приостановить передачу функций энергосбыта от коммунальных
энергетических предприятий организациям системы РАО "ЕЭС
России", а также не предпринимать других преобразований в
коммунальной энергетике, ведущих к усилению монополизации в этой
сфере, повышению тарифов для потребителей, подрывающих бюджеты
городов и финансовое состояние коммунальных организаций,
ухудшению надежности энергоснабжения населения и другим
негативным последствиям;
принять необходимые меры по повышению статуса коммунальных
энергетических предприятий и стабилизации их финансового
состояния.
III. О работе Комиссии в 1998 году и плане работы на 1999 год
(Густов, Чернышов, Шелищ, Басин, Киц, Ойкина)
1. Принять к сведению информацию об итогах работы
Правительственной комиссии по реформированию
жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации в 1998
году.
2. Одобрить в основном представленный на рассмотрение
проект плана работы Комиссии на 1999 год.
3. Госстрою России до 15 января 1999 г. доработать в
соответствии с высказанными замечаниями и предложениями проект
плана работы Комиссии на 1999 год и представить его на
утверждение в установленном порядке.
С учетом состоявшегося обсуждения на заседании Комиссии
поручить Госстрою России внести в Правительство Российской
Федерации предложения по изменению состава Комиссии, а также
регламента ее работы - считать целесообразным проводить
заседания Комиссии по мере необходимости, но не реже одного раза
в квартал.
4. Рекомендовать руководителям федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления,
научно-исследовательских и общественных организаций,
ответственным за подготовку вопросов по плану работы Комиссии,
обеспечить своевременное представление в секретариат Комиссии
необходимых для рассмотрения материалов и согласованных решений
в срок не позднее, чем за 20 дней до даты их рассмотрения, а
также в установленные сроки информации о выполнении принятых
решений Комиссии.
Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации В.Густов
|