ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 1998 г. N 3380-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБОРОТЕ ВЗРЫВЧАТЫХ
МАТЕРИАЛОВ ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "Об
обороте взрывчатых материалов промышленного назначения", внесенный
Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по промышленности,
строительству, транспорту и энергетике до 16 января 1999 года.
3. Комитету Государственной Думы по промышленности,
строительству, транспорту и энергетике доработать указанный
законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на
рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБОРОТЕ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу и
принципы регулирования отношений, возникающих при обороте
взрывчатых материалов промышленного назначения на территории
Российской Федерации, направлен на обеспечение безопасности при
использовании энергии взрыва в мирных целях, защиту здоровья и
жизни людей, собственности и предупреждение преступных
посягательств на общественную безопасность при обороте взрывчатых
материалов промышленного назначения.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и определения
В целях настоящего Федерального закона используются следующие
основные понятия и определения:
безопасность при обороте взрывчатых материалов промышленного
назначения - состояние защищенности личности, общества и
государства от нарушений установленного порядка оборота взрывчатых
материалов промышленного назначения;
взрывное дело - деятельность, связанная с использованием
взрывчатых материалов промышленного назначения в интересах
субъектов хозяйственной деятельности;
взрывчатые материалы промышленного назначения (далее -
взрывчатые материалы) - общее наименование предназначенных для
использования (применения) в промышленных целях взрывчатых
веществ, в том числе порохов, средств инициирования, включая
изделия, передающие инициирующий импульс (средства инициирования),
а также пиротехнических средств и изделий на их основе
(пиротехнические изделия);
обращение со взрывчатыми материалами - действия людей
непосредственно со взрывчатыми материалами в связи с их оборотом;
оборот взрывчатых материалов - деятельность, включающая
разработку, испытание, изготовление, упаковку, перевозку, хранение
взрывчатых материалов, подготовку к применению, использование,
учет, приобретение взрывчатых материалов, а также их уничтожение,
торговлю, изъятие, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз
за ее пределы, включая транзит через территорию Российской
Федерации;
организация с особыми уставными задачами - юридическое лицо,
специально учрежденное для выполнения взрывных работ, на которое
законодательством Российской Федерации возложено выполнение
специальных задач стратегического значения;
подготовка взрывчатых материалов к применению - растаривание
взрывчатых веществ и подготовка их к использованию, в том числе к
загрузке в зарядно - транспортные средства, приведение средств
инициирования и пиротехнических изделий в состояние, пригодное для
использования;
упаковка взрывчатых материалов - средство или комплекс
средств, предназначенных для защиты взрывчатых материалов от
повреждений и загрязнений, исключения их попадания в окружающую
среду, а также обеспечивающих регламентированные условия хранения,
перевозки, использования и возможность их учета;
утилизация боеприпасов и другой военной техники - переработка
боеприпасов и других изделий военного назначения во взрывчатые
материалы промышленного назначения;
утрата взрывчатых материалов - общее наименование случаев
хищений, разбрасываний и потерь взрывчатых материалов.
Статья 2. Предмет регулирования и сфера действия
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы
регулирования на территории Российской Федерации оборота
взрывчатых материалов в целях:
а) обеспечения использования энергии взрыва в интересах
субъектов хозяйственной деятельности;
б) обеспечения безопасности персонала, работающего со
взрывчатыми материалами, населения, а также защиты имущества и
окружающей человека природной среды;
в) предупреждения преступных посягательств на общественную
безопасность;
г) разграничения прав и обязанностей федеральных органов
исполнительной власти и субъектов хозяйственной деятельности;
д) установления ответственности за нарушение законодательства
Российской Федерации в области оборота взрывчатых материалов.
2. Действие Закона распространяется:
а) на все взрывчатые материалы промышленного назначения;
б) на участвующих в обороте взрывчатых материалов юридических
лиц, независимо от их организационно - правовой формы, и
физических лиц;
в) на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
в пределах своих полномочий деятельность, связанную с оборотом
взрывчатых материалов, а также государственный надзор и контроль
за ним.
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется
на Федеральную службу безопасности Российской Федерации в
соответствии с Федеральным законом "Об органах Федеральной службы
безопасности Российской Федерации".
Статья 3. Нормативное регулирование оборота взрывчатых
материалов
Нормативное регулирование оборота взрывчатых материалов
осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и
иными правовыми актами Российской Федерации, а также федеральными
нормами и правилами в этой области деятельности.
Статья 4. Виды деятельности со взрывчатыми материалами
Виды деятельности со взрывчатыми материалами определяются
технологическими процессами производства работ с использованием
энергии взрыва для решения научных, технических и хозяйственных
задач.
Осуществление указанных видов деятельности регламентируется
федеральными нормами и правилами в области оборота взрывчатых
материалов.
Статья 5. Государственный кадастр взрывчатых материалов
1. Государственный кадастр взрывчатых материалов (далее -
Кадастр) является официальным сборником, содержащим
систематизированные сведения о разрешенных к применению на
территории Российской Федерации в промышленных целях взрывчатых
веществах, средствах инициирования и пиротехнических изделиях, их
сертификации, видах упаковки и условиях безопасного применения.
2. Кадастр утверждается и ведется федеральным органом
исполнительной власти, специально уполномоченным в области
промышленной безопасности; он переиздается не реже одного раза
каждые три года. Необходимые дополнения и изменения вносятся в
Кадастр в месячный срок после получения информации о сертификации
взрывчатых материалов.
3. В Кадастр не включаются сведения о взрывчатых материалах,
проходящих промышленные испытания.
Статья 6. Ограничения, устанавливаемые на оборот взрывчатых
материалов
На территории Российской Федерации запрещаются:
а) разработка, испытание, изготовление, приобретение,
торговля, перевозка, хранение, подготовка к применению,
использование взрывчатых материалов, обучение персонала,
связанного с их оборотом, и экспертиза по вопросам взрывного дела
организациям, не имеющим соответствующих разрешений, выданных
федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то
Правительством Российской Федерации;
б) применение для взрывных работ в промышленных целях веществ
и изделий, не внесенных в Кадастр;
в) оборот взрывчатых материалов при отсутствии у субъекта
хозяйственной деятельности руководящего должностного лица,
персонально ответственного за обеспечение выполнения требований
федеральных норм и правил в области оборота взрывчатых материалов,
а также достаточного количества персонала, соответствующего
положениям статьи 13 настоящего Федерального закона;
г) хранение взрывчатых материалов на объектах, не принятых в
эксплуатацию, а также не отвечающих требованиям безопасности,
установленным федеральными нормами и правилами в области оборота
взрывчатых материалов;
д) оборот взрывчатых материалов без осуществления мер,
предупреждающих возможность несанкционированных взрывов, острых
или хронических отравлений, а также отдаленных вредных последствий
токсического воздействия на организм человека и объекты живой
природы;
е) оборот взрывчатых материалов без отражения их движения в
предназначенных для этой цели государственных формах учета и
отчетности;
ж) пересылка взрывчатых материалов почтой, перевозка по
железной дороге мелкими отправками, ручной кладью, багажом или
грузобагажом.
Статья 7. Международные договоры
Если международным договором, в котором участвует Российская
Федерация, установлены иные правила, регулирующие оборот
взрывчатых материалов, чем те, которые содержатся в настоящем
Федеральном законе, то на территории Российской Федерации
применяются правила, предусмотренные международным договором.
Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОБОРОТА ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ
Статья 8. Основы государственного регулирования оборота
взрывчатых материалов
1. Государственное регулирование оборота взрывчатых материалов
включает в себя:
а) формирование федеральных норм и правил в области оборота
взрывчатых материалов;
б) лицензирование соответствующих видов деятельности;
в) стандартизацию и обязательную сертификацию взрывчатых
материалов;
г) страхование риска ответственности, связанного с оборотом
взрывчатых материалов;
д) регламентацию допуска граждан к деятельности, связанной с
оборотом взрывчатых материалов;
е) осуществление государственного надзора и контроля за
оборотом взрывчатых материалов;
ж) регламентацию условий обеспечения сохранности взрывчатых
материалов в целях предотвращения их несанкционированного
применения.
2. Порядок государственного регулирования оборота взрывчатых
материалов определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Федеральные нормы и правила в области оборота
взрывчатых материалов
Федеральные нормы и правила в области оборота взрывчатых
материалов промышленного назначения (далее - нормы и правила)
устанавливают требования к обороту предназначенных для
использования в промышленных целях взрывчатых веществ, средств
инициирования и пиротехнических изделий, выполнение которых
обязательно при осуществлении любого вида деятельности в этой
области. Перечень норм и правил, а также изменения в этот Перечень
и дополнения к нему утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Нормы и правила в области оборота взрывчатых материалов
разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Указанные нормы и правила должны учитывать рекомендации
международных организаций в области оборота взрывчатых материалов,
в работе которых принимает участие Российская Федерация.
После введения в действие нормы и правила являются
обязательными для исполнения всеми лицами, участвующими в обороте
взрывчатых веществ, средств инициирования и пиротехнических
изделий, предназначенных для использования в промышленных целях.
Статья 10. Лицензирование деятельности, связанной с оборотом
взрывчатых материалов
1. Лицензированию подлежат связанные с оборотом взрывчатых
материалов следующие виды деятельности:
а) проектирование производств и объектов, на которых
осуществляются разработка, испытание, изготовление, упаковка,
хранение, подготовка взрывчатых материалов к применению, их
уничтожение, а также использование взрывчатых материалов;
б) разработка и испытание взрывчатых материалов, средств их
упаковки, оборудования и приборов взрывного дела;
в) изготовление (производство) взрывчатых материалов;
г) торговля взрывчатыми материалами;
д) изготовление и ремонт оборудования и приборов взрывного
дела;
е) эксплуатация складов взрывчатых материалов, пунктов
погрузки - разгрузки предназначенных для использования в
промышленных целях взрывчатых веществ, средств инициирования и
пиротехнических изделий, объектов подготовки взрывчатых веществ к
применению;
ж) изготовление и ремонт специальных железнодорожного
подвижного состава и контейнеров, используемых для перевозки
взрывчатых материалов;
з) эксплуатация железнодорожного подвижного состава и
специальных контейнеров для перевозки взрывчатых материалов;
и) перевозка взрывчатых материалов, кроме перевозок,
выполняемых в технологических целях при наличии лицензий на
применение взрывчатых материалов и транспортных средств и
соответствующих разрешений органов внутренних дел;
к) применение (использование) взрывчатых материалов;
л) экспертиза по вопросам взрывного дела;
м) подготовка персонала, осуществляющего руководство
разработкой, испытанием, изготовлением, упаковкой, перевозкой,
хранением, подготовкой взрывчатых материалов к применению, их
использованием, уничтожением и торговлей, а также выполняющего
такие работы;
н) утилизация боеприпасов и другой военной техники.
2. Лицензии выдаются только юридическим лицам, учрежденным для
ведения деятельности по обороту взрывчатых материалов в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
3. Несоблюдение владельцем лицензии условий лицензирования
может повлечь за собой приостановление или прекращение действия
лицензии по решению выдавшего ее органа.
Статья 11. Стандартизация и сертификация взрывчатых материалов
1. Стандартизация и сертификация взрывчатых материалов
осуществляются в целях реализации задач, предусмотренных настоящим
Федеральным законом, Законом Российской Федерации "О
стандартизации" и Законом Российской Федерации "О сертификации
продукции и услуг".
2. При разработке федеральных и иных программ, связанных с
оборотом взрывчатых материалов или совершенствованием взрывного
дела, должно предусматриваться нормативное обеспечение качества
предназначенных для использования в промышленных целях взрывчатых
веществ, средств инициирования и пиротехнических изделий, а также
безопасности связанных с их оборотом хозяйственных объектов и
населения.
3. Сертификация взрывчатых материалов является обязательной и
должна выполняться аккредитованными организациями. Сертификации
подлежат все взрывчатые материалы, изготовляемые в Российской
Федерации и ввозимые для использования на ее территории.
Статья 12. Страхование риска ответственности, связанного с
оборотом взрывчатых материалов
Ответственность юридического лица, осуществляющего
деятельность, связанную с оборотом взрывчатых материалов, за
причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц,
подлежит обязательному государственному страхованию на условиях,
установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Персонал, осуществляющий оборот взрывчатых
материалов
1. К работам по обороту взрывчатых материалов допускаются
лица, получившие соответствующие удостоверения и разрешения в
порядке, установленном органами внутренних дел и федеральным
органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области
промышленной безопасности.
2. Удостоверения и разрешения руководителям и исполнителям
работ, связанных с оборотом взрывчатых материалов, выдаются
гражданам:
а) не моложе 18 лет;
б) не имеющим заболеваний, физических, психических недостатков
и других медицинских противопоказаний, препятствующих допуску к
работам, связанным с оборотом взрывчатых материалов, установленных
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
Правительством Российской Федерации;
в) не имеющим судимость за совершение умышленного
преступления;
г) не совершавшим административное правонарушение, посягающее
на порядок управления;
д) зарегистрированным по месту жительства (пребывания);
е) прошедшим специальную подготовку и аттестацию.
3. Федеральный орган исполнительной власти, специально
уполномоченный в области промышленной безопасности, устанавливает
требования к специальной профессиональной подготовке руководителей
и исполнителей работ, связанных с оборотом взрывчатых материалов,
и проверяет их соответствие таким требованиям.
Статья 14. Государственный надзор и контроль за оборотом
взрывчатых материалов
Государственные надзор и контроль за оборотом взрывчатых
материалов на территории Российской Федерации осуществляются
уполномоченными на то Правительством Российской Федерации
федеральными органами исполнительной власти.
Указанные федеральные органы несут ответственность за
состояние государственного надзора и контроля за оборотом
взрывчатых материалов.
Руководители субъектов хозяйственной деятельности, участвующих
в обороте взрывчатых материалов, обязаны предоставлять необходимые
документы, информацию, а также оказывать помощь представителям
органов государственного надзора и контроля при выполнении ими
функций, установленных в положениях об этих органах.
Раздел III. ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
СВЯЗАННОЙ С ОБОРОТОМ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ
Статья 15. Разработка и испытания взрывчатых материалов
1. Разработка и предшествующие постановке на производство
испытания взрывчатых материалов могут выполняться только
юридическими лицами, имеющими лицензии на этот вид деятельности.
2. При разработке и испытаниях взрывчатых веществ, средств
инициирования и пиротехнических изделий, предназначенных для
использования в промышленных целях, устанавливаются технические
требования к ним и к их упаковке, подлежащие закреплению в
соответствующих государственных стандартах, а также федеральных
нормах и правилах по безопасности при обороте взрывчатых
материалов.
3. Порядок разработки и испытаний взрывчатых материалов
определяется федеральным органом исполнительной власти, специально
уполномоченным в области промышленной безопасности.
Статья 16. Производство взрывчатых материалов
1. Постановка на производство взрывчатых материалов должна
осуществляться в порядке, установленном уполномоченными
Правительством Российской Федерации федеральными органами
исполнительной власти.
2. Взрывчатые материалы могут изготавливаться производителями
для собственных нужд в необходимых количествах, для продажи другим
юридическим лицам только в пределах, предусмотренных балансами
производства и потребления, утвержденными уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти, и для поставок в другие государства, - в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Изготовители взрывчатых материалов обязаны обеспечить
соответствие свойств продукции требованиям государственных
стандартов, а также федеральных норм и правил в области оборота
взрывчатых материалов.
Каждое отдельное применяемое изделие из взрывчатых материалов
должно иметь свой номер, а также установленные федеральными
нормами и правилами упаковку и маркировку.
Статья 17. Приобретение, передача и продажа взрывчатых
материалов
1. Право на приобретение взрывчатых материалов имеют
получившие соответствующие разрешения следующие юридические лица:
а) организации, занимающиеся разработкой, испытанием,
хранением, производством и торговлей взрывчатыми материалами;
б) организации, выполняющие взрывные работы и работы со
взрывчатыми материалами для собственных нужд или в форме подряда;
в) специальные научные, учебные заведения и курсы,
использующие взрывчатые материалы в научно - исследовательских,
учебных и демонстрационных целях, если это предусмотрено их
уставами;
г) спортивные, культурные и охотничьи организации (только на
пиротехнические составы, пороха и изделия, их содержащие, а также
на соответствующие средства инициирования).
2. Юридическое лицо имеет право приобрести взрывчатые
материалы после получения соответствующего разрешения в порядке,
установленном органами внутренних дел и федеральным органом
исполнительной власти, специально уполномоченным в области
промышленной безопасности.
3. Юридическое лицо - владелец взрывчатых материалов вправе
продать их или передать другому юридическому лицу с соблюдением
требований, установленных настоящей статьей и статьей 18
настоящего Федерального закона.
4. Порядок торговли взрывчатыми материалами в Российской
Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Обязанности юридических лиц, осуществляющих
торговлю взрывчатыми материалами
1. Юридические лица, осуществляющие торговлю взрывчатыми
материалами, обязаны:
а) иметь сертификаты на продаваемые взрывчатые материалы;
б) продавать взрывчатые вещества, средства инициирования или
пиротехнические изделия, предназначенные для использования в
промышленных целях, только при предъявлении разрешений на
приобретение таких взрывчатых материалов, выданных органами
внутренних дел;
в) вести учет приобретаемых и продаваемых взрывчатых
материалов, а также обеспечивать хранение учетной документации в
течение 10 лет;
г) направлять сведения о проданных взрывчатых материалах и их
покупателях в органы внутренних дел;
д) обеспечивать сохранность взрывчатых материалов,
безопасность их хранения и перевозки.
2. Каждая партия взрывчатых материалов должна передаваться
покупателю с эксплуатационной документацией и сертификатом
соответствия.
Статья 19. Хранение взрывчатых материалов
1. Хранение взрывчатых материалов осуществляется юридическими
лицами, имеющими соответствующие разрешения, выданные органами
внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти,
специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
Право на получение таких разрешений имеют юридические лица,
осуществляющие разработку, испытание, изготовление, перевозку,
использование, торговлю взрывчатыми веществами, средствами
инициирования и пиротехническими изделиями, предназначенными для
использования в промышленных целях.
2. Взрывчатые материалы должны храниться в условиях,
обеспечивающих их сохранность и безопасность хранения, исключающих
доступ посторонних лиц. Условия хранения устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти, специально
уполномоченным в области промышленной безопасности. При этом
склады взрывчатых материалов, а также площадки для их хранения на
земной поверхности должны охраняться вооруженной охраной
круглосуточно.
Статья 20. Перевозка взрывчатых материалов
Перевозка взрывчатых материалов осуществляется в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации и правилами
перевозки опасных грузов, действующими на соответствующих видах
транспорта.
Статья 21. Использование взрывчатых материалов
1. Владельцы взрывчатых материалов обязаны обеспечивать их
использование исключительно в целях, указанных при приобретении,
торговле, передаче, изъятии, ввозе, вывозе и транзите через
территорию Российской Федерации.
2. Порядок использования взрывчатых материалов определяется
федеральным органом исполнительной власти, специально
уполномоченным в области промышленной безопасности.
3. Федеральный орган исполнительной власти, специально
уполномоченный в области промышленной безопасности, осуществляет
государственный надзор за безопасным использованием взрывчатых
материалов.
4. Запрещается использовать взрывчатые материалы в случаях,
если это может привести к их утрате, аварии, отравлениям персонала
или населения, травматизму, к созданию чрезвычайной ситуации.
5. Организации с особыми уставными задачами вправе применять
взрывчатые материалы в условиях чрезвычайных ситуаций, а также
осуществлять другие виды их оборота в соответствии с положением,
утвержденным федеральным органом исполнительной власти, специально
уполномоченным в области промышленной безопасности.
Статья 22. Уничтожение взрывчатых материалов
Уничтожение взрывчатых материалов вправе выполнять юридические
лица, имеющие соответствующие разрешения федерального органа
исполнительной власти, специально уполномоченного в области
промышленной безопасности.
При уничтожении взрывчатых материалов должен обеспечиваться их
учет согласно требованиям статьи 23 настоящего Федерального
закона.
Статья 23. Учет взрывчатых материалов
Учет взрывчатых материалов при их обороте осуществляется
федеральным органом исполнительной власти, специально
уполномоченным в области промышленной безопасности, в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 24. Ввоз взрывчатых материалов в Российскую Федерацию и
их вывоз
Ввоз взрывчатых материалов в Российскую Федерацию и вывоз их
из Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Статья 25. Транзит взрывчатых материалов
Транзит взрывчатых материалов через территорию Российской
Федерации осуществляется в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации и проводится в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации. При этом во
всех случаях перевозка взрывчатых материалов может выполняться
только согласно правилам, действующим на соответствующих видах
транспорта. Осуществляющее транзит взрывчатых материалов
юридическое лицо обязано иметь разрешение органов внутренних дел.
Статья 26. Аварии, травматизм и утраты взрывчатых материалов
при их обороте
1. Случаи аварий, травматизма и утрат взрывчатых материалов
при их обороте подлежат техническому расследованию в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти,
специально уполномоченным в области промышленной безопасности. О
каждом таком случае руководитель субъекта хозяйственной
деятельности обязан незамедлительно информировать соответствующие
надзорные и контрольные органы для проведения расследования в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти, специально
уполномоченный в области промышленной безопасности, вправе
принимать решения об организации специальных комиссий по
техническому расследованию случаев аварий, травматизма и утрат
взрывчатых материалов при их обороте и назначать председателей
таких комиссий.
3. Специальная комиссия по техническому расследованию может
привлекать к расследованию экспертов и специалистов.
Финансирование расходов на техническое расследование причин
аварий, острых и хронических отравлений лиц, контактирующих со
взрывчатыми материалами, травматизма и утрат взрывчатых материалов
обеспечивается организацией, осуществлявшей соответствующий вид
оборота взрывчатых материалов.
4. Материалы технического расследования при наличии в
совершенных деяниях признаков административного правонарушения или
преступления подлежат направлению в правоохранительные органы для
решения вопроса об ответственности виновных лиц.
5. Случаи аварий, острых и хронических отравлений лиц,
контактирующих со взрывчатыми материалами, травматизма и утрат
взрывчатых материалов должны учитываться в формах федеральной
статистической отчетности.
Раздел IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ОБОРОТА ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ
Статья 27. Ответственность должностных лиц и граждан
Нарушение должностными лицами федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, работниками субъектов хозяйственной
деятельности и гражданами законодательства Российской Федерации в
области оборота взрывчатых материалов влекут за собой
дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Изъятие взрывчатых материалов
1. Изъятие взрывчатых материалов может производиться в
случаях:
а) отсутствия у владельца соответствующих лицензий или иных
разрешений, в том числе при прекращении их действия;
б) нарушения юридическим лицом установленного порядка оборота
взрывчатых материалов до принятия в судебном порядке
окончательного решения;
в) выявления фактов недостачи или излишков взрывчатых веществ,
средств инициирования либо пиротехнических изделий,
предназначенных для использования в промышленных целях;
г) в других случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
2. Порядок изъятия взрывчатых материалов устанавливается
Правительством Российской Федерации.
3. Изъятые взрывчатые материалы, технически пригодные для
использования, подлежат реализации через юридических лиц, имеющих
лицензии на торговлю взрывчатыми материалами промышленного
назначения.
Статья 29. Порядок разрешения споров
1. Решения и действия федеральных органов исполнительной
власти и их территориальных органов по вопросам, связанным с
оборотом взрывчатых материалов, могут быть обжалованы в суде.
Подача жалобы не приостанавливает выполнение решений и действий
федеральных органов исполнительной власти.
2. Споры, возникающие в связи с применением настоящего
Федерального закона, разрешаются судом или арбитражным судом в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Статья 30. Порядок вступления в силу настоящего Федерального
закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБОРОТЕ ВЗРЫВЧАТЫХ
МАТЕРИАЛОВ ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Проект Федерального закона "Об обороте взрывчатых материалов
промышленного назначения" разработан Госгортехнадзором России
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти в соответствии с заданием Федеральной целевой программы по
усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997 годы, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая
1996 г. N 600, и одобрен на заседании Правительства Российской
Федерации 16 июля 1998 г. (протокол N 28, раздел XIII).
Необходимость разработки законопроекта обусловлена опасностью
взрывчатых материалов промышленного назначения и отсутствием
правовой базы в сфере общественных отношений и деятельности,
связанных с их оборотом.
В Российской Федерации работы со взрывчатыми материалами
промышленного назначения выполняют около 5 тыс. организаций,
которые ежегодно реализуют в рамках хозяйственной деятельности
более 500 тыс. тонн взрывчатых материалов, 40 млн. штук
детонаторов и 138 млн. метров детонирующих и огнепроводных шнуров.
В обороте взрывчатых материалов промышленного назначения участвует
около 400 тыс. человек. В организациях, подконтрольных
Госгортехнадзору России, ежегодно регистрируется от 50 до
90 случаев утрат взрывчатых материалов в количестве до 10 тонн и
расследуется от 5 до 12 случаев аварий при взрывных работах.
В основу законопроекта положено принятие норм правового
регулирования отношений в области оборота взрывчатых материалов
промышленного назначения, включая установление правовых норм
государственного регулирования и осуществления отдельных видов
деятельности, определения ответственности за правонарушения и
порядка разрешения споров в этой области.
Законопроект нацелен на создание правовых основ и принципов
регулирования отношений, возникающих при обороте взрывчатых
материалов промышленного назначения, направлен на обеспечение
безопасности при использовании энергии взрыва в мирных целях, на
защиту здоровья и жизни людей, защиту собственности и
предупреждение преступных посягательств на общественную
безопасность при обороте взрывчатых материалов.
Принятие законопроекта позволит регламентировать все виды
деятельности, влияющие на безопасность оборота взрывчатых
материалов промышленного назначения.
Законопроект содержит пять разделов, включающих 30 статей и
раскрывающих следующие положения:
предмет правого регулирования и ограничения в области оборота
взрывчатых материалов промышленного назначения для обеспечения
безопасности этого оборота;
основы государственного регулирования деятельности, связанной
с оборотом взрывчатых материалов промышленного назначения;
порядок организации и осуществления разработки, испытаний,
производства, приобретения, передачи, продажи, хранения,
перевозки, использования, уничтожения, учета взрывчатых материалов
промышленного назначения;
порядок расследования случаев аварий, травматизма и утрат
взрывчатых веществ при обороте взрывчатых материалов промышленного
назначения;
полномочия и ответственность федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор и
контроль за оборотом взрывчатых материалов промышленного
назначения;
нормы по регулированию отношений по изъятию взрывчатых
материалов и порядок разрешения споров по вопросам, связанным с
оборотом взрывчатых материалов промышленного назначения.
Проблемы, связанные с оборотом взрывчатых материалов
промышленного назначения, не входят в сферу действия Федерального
закона "О промышленной безопасности опасных производственных
объектов" и Закона Российской Федерации "Об оружии".
Принятие проекта Федерального закона "Об обороте взрывчатых
материалов промышленного назначения" явится первым правовым актом
в сфере отношений, связанных с хозяйственным оборотом взрывчатых
материалов, укрепит систему действующего законодательства по
вопросам обеспечения безопасности при обращении с взрывчатыми
веществами.
Для реализации законопроекта необходимо разработать и принять
пакет нормативных документов согласно Приложению.
На реализацию законопроекта не потребуется выделения
дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Реализация положений законопроекта позволит существенно
сократить число случаев утрат и количество похищенных,
разбросанных и потерянных взрывчатых веществ, средств
инициирования и пиротехнических изделий, ограничить возможность
использования их не по назначению, в том числе в преступных целях,
а также создать условия для сокращения числа аварий и несчастных
случаев, связанных с оборотом взрывчатых материалов.
Принятие проекта Федерального закона "Об обороте взрывчатых
материалов промышленного назначения" сформирует необходимые
организационно - правовые условия для обеспечения безопасного
использования энергии взрыва в мирных целях, укрепления
промышленной безопасности, а также соблюдения прав человека и
моральных норм.
Приложение
к Пояснительной записке
к проекту Федерального закона
"Об обороте взрывчатых материалов
промышленного назначения"
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБОРОТЕ ВЗРЫВЧАТЫХ
МАТЕРИАЛОВ ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
1. Об утверждении Положения о государственном регулировании
оборота взрывчатых материалов промышленного назначения.
2. Об утверждении Перечня федеральных норм и правил в области
оборота взрывчатых материалов промышленного назначения и порядка
их разработки и утверждения.
3. О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных
осуществлять государственный надзор и контроль за оборотом
взрывчатых материалов промышленного назначения и устанавливать
медицинские противопоказания, препятствующие допуску граждан к
работам, связанным с оборотом взрывчатых материалов.
4. Об утверждении Положения о порядке производства взрывчатых
материалов промышленного назначения для поставок в другие
государства.
5. Об утверждении Положения о порядке торговли взрывчатыми
материалами в Российской Федерации.
6. Об утверждении Положения об учете взрывчатых материалов
промышленного назначения.
7. Об утверждении Положения о порядке ввоза в Российскую
Федерацию и вывоза из нее взрывчатых материалов промышленного
назначения.
8. Об утверждении Положения о транзите через территорию
Российской Федерации взрывчатых материалов промышленного
назначения.
9. Об утверждении Положения об изъятии взрывчатых материалов
промышленного назначения.
|