ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 1998 г. N 3364-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТАРИФАХ
СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1999 ГОД"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1999 год", внесенный
депутатами Государственной Думы И.С. Аничкиным, А.П. Власовой,
В.Ф. Григорьевым, А.В. Ионовым, А.В. Кицем, Л.В. Коротковым,
В.В. Линником, В.Е. Паниным, В.Р. Пашуто, В.И. Шандыбиным,
О.А. Шенкаревым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
представляются в Комитет Государственной Думы по труду и
социальной политике до 16 декабря 1998 года.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной
политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
АНИЧКИНЫМ И.С., ВЛАСОВОЙ А.П.,
ГРИГОРЬЕВЫМ В.Ф., ИОНОВЫМ А.В.,
КОРОТКОВЫМ Л.В., ЛИННИКОМ В.В.,
ПАНИНЫМ В.Е., ПАШУТО В.Р.,
ШАНДЫБИНЫМ В.И., ШЕНКАРЕВЫМ О.А.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1999 ГОД
Статья 1. Установить на 1999 год тарифы страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации:
а) для работодателей - организаций - в размере 28 процентов,
для работодателей - организаций, занятых в производстве
сельскохозяйственной продукции, - в размере 20,6 процента от
выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу
работников по всем основаниям независимо от источников
финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско -
правового характера, предметом которых является выполнение работ и
оказание услуг, а также по авторским договорам;
б) для индивидуальных предпринимателей, в том числе
иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на
территории Российской Федерации, а также для частных детективов,
занимающихся частной практикой нотариусов, родовых, семейных общин
коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными
отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств - в
размере 20,6 процента от дохода от предпринимательской либо иной
деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную
систему налогообложения в размере 20,6 процента от доходов,
определяемых исходя из стоимости патента.
Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные
граждане, лица без гражданства, проживающие на территории
Российской Федерации, частные детективы, занимающиеся частной
практикой нотариусы, осуществляющие прием на работу по трудовому
договору или выплачивающие вознаграждения по договорам
гражданско - правового характера, предметом которых является
выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам,
уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации
в размере 28 процентов от выплат в денежной и (или) натуральной
форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям
независимо от источников финансирования.
Родовые, семейные общины коренных малочисленных народов
Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования,
крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие прием на
работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по
договорам гражданско - правового характера, предметом которых
является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским
договорам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд
Российской Федерации в размере 20,6 процентов от выплат в денежной
и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем
основаниям независимо от источников финансирования;
в) для адвокатов - в размере 20,6 процента от выплат,
начисленных в пользу адвокатов;
г) для граждан, осуществляющих прием на работу по трудовому
договору или выплачивающих вознаграждения по договорам
гражданско - правового характера, предметом которых является
выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским, - в
размере 28 процентов от выплат в денежной и (или) натуральной
форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям
независимо от источников финансирования;
д) для граждан (физических лиц), работающих по трудовым
договорам, а также получающих вознаграждения по договорам
гражданско - правового характера, предметом которых является
выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским
договорам, - в размере 1 процента от выплат, начисленных в пользу
указанных граждан (физических лиц) по всем основаниям независимо
от источников финансирования.
Статья 2. Установить на 1999 год тариф страховых взносов в
Фонд социального страхования Российской Федерации для
работодателей - организаций и граждан (физических лиц),
осуществляющих прием на работу по трудовому договору, в размере
5,4 процента по отношению к выплатам в денежной и (или)
натуральной форме, начисленным в пользу работников по всем
основаниям независимо от источников финансирования.
Статья 3. Установить на 1999 год тариф страховых взносов в
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации для
работодателей - организаций в размере 1,5 процента по отношению к
выплатам в денежной и (или) натуральной форме, начисленным в
пользу работников по всем основаниям независимо от источников
финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско -
правового характера, предметом которых является выполнение работ и
оказание услуг.
Статья 4. Установить на 1999 год тариф страховых взносов в
фонды обязательного медицинского страхования для работодателей -
организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на
работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по
договорам гражданско - правового характера, предметом которых
является выполнение работ и оказание услуг, - в размере
3,6 процента (из них 0,2 процента - в Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования) по отношению к выплатам в
денежной и (или) натуральной форме, начисленным в пользу
работников по всем основаниям независимо от источников
финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско -
правового характера, предметом которых является выполнение работ и
оказание услуг.
Статья 5. Плательщики страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования в
соответствии с настоящим Федеральным законом, перешедшие на уплату
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности", уплачивают страховые
взносы по ставкам и в порядке, установленным названным Федеральным
законом.
Статья 6. От уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования
освобождаются:
а) организации любых организационно - правовых форм в части
выплат начисленных по всем основаниям независимо от источников
финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско -
правового характера, предметом которых является выполнение работ и
оказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и
III группы и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
б) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные
граждане, лица без гражданства, проживающие на территории
Российской Федерации, частные детективы, занимающиеся частной
практикой нотариусы, являющиеся инвалидами I, II и III группы и
получающие пенсии по инвалидности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Предложить Президенту Российской Федерации и
поручить Правительству Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Статья 8. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1999 ГОД"
Проектом Федерального закона "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на
1999 год" устанавливаются размеры тарифов страховых взносов в
соответствующие государственные внебюджетные фонды на 1999 год, а
также определяются условия уплаты и освобождения от уплаты
страховых взносов.
В предлагаемом законопроекте в целом сохраняются тарифы и
условия уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонда занятости Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования, действовавшие в 1998 году,
однако предполагается также внесение некоторых изменений.
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
для индивидуальных предпринимателей, частных детективов,
занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов снижен с
28 до 20,6 процентов. Предусмотрена также отдельная норма, носящая
отсылочный характер, по уплате страховых взносов для организаций и
индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог в
соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О
едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности".
В состав базы для начисления страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации включены вознаграждения, выплачиваемые
гражданам по лицензионным договорам. Данное дополнение обусловлено
тем, что авторский и лицензионный договоры имеют по своей сути
одинаковую природу, связанную с трудовым вкладом автора или
изобретателя, однако вознаграждение по авторскому договору
включается в состав заработка для исчисления пенсии, так как с
него уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации, а вознаграждение по лицензионному договору не
включается, так как на него страховые взносы не начисляются.
В соответствии с предлагаемым законопроектом от уплаты
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования освобождаются организации любых
организационно - правовых форм в части выплат в пользу инвалидов
I, II и III групп, получающих пенсии по инвалидности в
соответствии с законодательством Российской Федерации, а также
индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане и
лица без гражданства, проживающие на территории Российской
Федерации, частные детективы, занимающиеся частной практикой
нотариусы, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие
пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Предоставление льгот только в отношении
инвалидов будет способствовать устранению ущемления прав здоровых
граждан, работающих у обычных работодателей (то есть у
работодателей, которые уплачивают страховые взносы в полном
объеме), по сравнению со здоровыми гражданами, работающими у
работодателей, которые в соответствии с действующим
законодательством в настоящий момент освобождены от уплаты
страховых взносов, то есть соответствовать конституционному
принципу равенства всех перед законом. Освобождение от уплаты
страховых взносов всех организаций, вне зависимости от иных
условий, в части выплат в пользу инвалидов, будет также
стимулировать работодателей к приему на работу инвалидов.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТАРИФАХ
СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1999 ГОД"
Законопроектом предусматривается сохранение размеров тарифов
страховых взносов по платежам в государственные социальные
внебюджетные фонды с учетом сложившейся потребности в средствах на
финансовое обеспечение обязательств в соответствии с действующим
законодательством.
По Пенсионному фонду Российской Федерации:
млрд. руб.
------------------------------------------------------T----------¬
¦I. База для начисления страховых взносов с учетом ¦ 908,5 ¦
¦ периодичности уплаты (работодатели - организации ¦ ¦
¦ и наемные работники) ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ Наемные работники ¦ 29,0% ¦
¦ (тариф страхового взноса 28% (работода- ¦ ¦
¦ тель) + 1%(наемные работники) ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ Итого поступления с учетом реального сбора ¦ 210,8 ¦
¦ ¦ ¦
¦II. База для начисления страховых взносов с учетом ¦ 42,8 ¦
¦ периодичности уплаты прочих плательщиков (органи-¦ ¦
¦ зации, занятые в с/х, индивидуальные предпринима-¦ ¦
¦ тели, родовые семейные общины, крестьянские (фер-¦ ¦
¦ мерские) хозяйства, адвокаты, нотариусы и т.д.) ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ Размер тарифа страховых взносов ¦ 20,6% ¦
¦ ¦ ¦
¦ Итого поступления с учетом реального сбора ¦ 7,05 ¦
¦ ¦ ¦
¦ Всего плановые доходы фонда ¦ 217,85 ¦
¦ ¦ ¦
¦ Справочно: обязательства по выплате государствен-¦ 220,0 ¦
¦ ных пенсий в 1999 году оцениваются в ¦ ¦
¦ сумме ¦ ¦
L-----------------------------------------------------+-----------
По Фонду социального страхования Российской Федерации
По проекту бюджета Фонда социального страхования Российской
Федерации на 1999 год предусмотрены доходы в сумме 48394,1 млн.
рублей, расходы - в сумме 47294,1 млн. рублей. При определении
сумм страховых взносов учтен тариф в размере 5,4% к фонду оплаты
труда.
-------------------------------------------------------T---------¬
¦ Наименование показателей ¦Расчетная¦
¦ ¦ сумма ¦
¦ ¦ (млн. ¦
¦ ¦ рублей) ¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ Основные доходы: ¦
+------------------------------------------------------T---------+
¦остаток средств на начало года ¦ 1688,0 ¦
¦страховые взносы ¦ 42845,8 ¦
¦прочие поступления ¦ 1560,0 ¦
¦средства федерального бюджета ¦ 1942,3 ¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ Основные расходы: ¦
+------------------------------------------------------T---------+
¦На выплату пособий - всего ¦ 33001,9 ¦
¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦
¦ по временной нетрудоспособности ¦ 24995,9 ¦
¦ по беременности и родам ¦ 2739,2 ¦
¦ по уходу за ребенком до достижения им возраста ¦ 2783,9 ¦
¦ 1,5 лет ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦На санаторно - курортное обслуживание работников и их ¦ 7480,5 ¦
¦детей ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦На оздоровление детей ¦ 2100,0 ¦
L------------------------------------------------------+----------
По Государственному фонду занятости Российской Федерации
Доходы Государственному фонду занятости Российской Федерации
на 1999 год, рассчитанные исходя из тарифа страховых взносов в
размере 1,5%, составляют 13521,1 млн. рублей.
Расходы направлены на реализацию мероприятий, предусмотренных
Федеральной целевой программой содействия занятости населения на
1998 - 2000 годы.
Одной из важнейших статей расхода является выполнение
программы материальной поддержки лиц, признанных безработными, на
что предусматривается направить 9642,5 млн. рублей, в том числе в
виде пособий по безработице 5000,0 млн. рублей.
Расходы на реализацию активной политики на рынке труда
планируются в сумме 1906,3 млн. рублей.
По фондам обязательного медицинского страхования
Расчет потребности необходимых средств на обязательное
медицинское страхование проведен согласно действующим программам
ОМС. Расчет доходной части проведен исходя из размера тарифа 3,6%.
Недостаток средств предлагается компенсировать за счет дотаций из
соответствующих бюджетов.
-------------------------------------------------------T---------¬
¦ Наименование показателей ¦Расчетная¦
¦ ¦ сумма ¦
¦ ¦ (млрд. ¦
¦ ¦ рублей) ¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦Потребность в средствах на обеспечение амбулаторно - ¦ 61,3 ¦
¦поликлинической и стационарной помощи ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Прогноз поступлений в 1999 году, исходя из тарифа 3,6%¦ 33,5 ¦
¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦страховые взносы ¦ 21,2 ¦
¦ ¦ ¦
¦платежи на ОМС неработающих граждан ¦ 6,9 ¦
¦(из местных бюджетов) ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦прочие поступления ¦ 5,4 ¦
¦ ¦ ¦
¦Недостаток средств ¦ 27,8 ¦
L------------------------------------------------------+----------
|