ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 1998 г. N 3368-II ГД
О ФИНАНСИРОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ
ПРОГРАММЫ РОССИИ
Несмотря на важное значение космических средств в обеспечении
обороноспособности и национальной безопасности, развитии
экономики, науки и международного сотрудничества, космическая
деятельность не получает реальной государственной поддержки,
соответствующей ее значимости. В соответствии с Законом Российской
Федерации "О космической деятельности" финансирование космической
деятельности должно осуществляться в объеме до 1 процента валового
внутреннего продукта, однако в действительности ассигнования на
указанную деятельность из федерального бюджета составили 0,13 -
0,18 процента валового внутреннего продукта.
Хроническое недофинансирование Федеральной космической
программы России и Программы вооружения космическими средствами
привело к возникновению угрожающей ситуации в сфере обеспечения
надежной обороноспособности Российской Федерации, осуществления
национальной космической деятельности и выполнения международных
обязательств Российской Федерации в области исследования и
использования космического пространства.
Так, задолженность федерального бюджета предприятиям и
организациям ракетно - космической промышленности за выполненные в
1997 году работы по Федеральной космической программе России
составила 1,7 млрд. рублей.
Крайне тяжелое положение с финансированием Федеральной
космической программы России сохраняется и в 1998 году. По
состоянию на 1 ноября 1998 года на реализацию этой Программы
выделено только 31,5 процента предусмотренных Федеральным законом
"О федеральном бюджете на 1998 год" средств. Таким образом, общая
сумма задолженности федерального бюджета предприятиям и
организациям ракетно - космической промышленности за выполненные
работы по Федеральной космической программе России составит на
1 января 1999 года свыше 3 млрд. рублей. Положение усугубляется
тем, что задолженность Министерства обороны Российской Федерации
по Программе вооружения космическими средствами также превысила
3 млрд. рублей. Все это фактически ставит предприятия и
организации ракетно - космической промышленности на грань
банкротства.
Такое состояние дел с финансированием космической деятельности
неуклонно ведет к свертыванию этой деятельности по основным
направлениям, утвержденным одобренной Правительством Российской
Федерации Концепцией национальной космической политики Российской
Федерации:
по космической связи, телевещанию, дистанционному зондированию
Земли;
по фундаментальным космическим исследованиям, в том числе по
международной программе астрофизических исследований "Спектр", для
которой зарубежные партнеры уже поставили научную аппаратуру на
сумму свыше 300 млн. долларов США;
по пилотируемым космическим объектам, в том числе станции
"Мир" и международной космической станции.
Вследствие падения объемов серийного производства ракет -
носителей и космических аппаратов восстановление орбитальной
группировки космических аппаратов социально - экономического и
научного назначения в ближайшие 1,5 - 2 года окажется невозможным.
Это приведет к:
невозможности решения космическими средствами задач в
интересах Министерства природных ресурсов Российской Федерации,
Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства транспорта
Российской Федерации, Государственного комитета Российской
Федерации по охране окружающей среды, Федеральной службы геодезии
и картографии России, Федеральной службы России по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального
агентства правительственной связи и информации при Президенте
Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской
Федерации и других потребителей;
невозможности проводки судов по Северному морскому пути;
срыву работ по картографированию, использованию природных
ресурсов и охране природы, созданию и ведению кадастров природных
ресурсов, увеличению сроков проведения земельной реформы с 2 - 3
до 15 - 20 лет;
росту на 5- 10 процентов убытков в хозяйственной деятельности
от снижения качества прогнозов погоды;
переходу потребителей к использованию преимущественно
иностранных спутниковых систем связи, замещению отечественных
космических аппаратов иностранными, разрушению отечественного
государственного космического телекоммуникационного потенциала без
перспективы его восстановления в будущем;
прекращению функционирования ведомственных сетей связи,
построенных с использованием космического сегмента;
срыву международных соглашений по совместным научным
астрофизическим проектам и предъявлению претензий со стороны
зарубежных партнеров к Российской Федерации за понесенные убытки;
росту социальной напряженности, особенно в районах
градообразующих предприятий.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Предложить Правительству Российской Федерации:
1) в приоритетном порядке обеспечить реализацию мер по
расширению государственной и общественной поддержки космической
деятельности в интересах обороноспособности, социально -
экономического развития, науки и международного сотрудничества
Российской Федерации, обеспечив в 1999 - 2000 годах финансирование
космической деятельности (Федеральной космической программы России
и Программы вооружения космическими средствами) в объеме 0,35 -
0,4 процента валового внутреннего продукта;
2) в IV квартале 1998 года определить источники, порядок и
сроки погашения задолженности федерального бюджета за выполненные
в 1997 году, но неоплаченные работы по Федеральной космической
программе России и предусмотреть выделение Российскому
космическому агентству в 1998 году средств в объеме 1,2 млрд.
рублей для выполнения первоочередных работ по этой Программе и
международных обязательств Российской Федерации в области космоса;
3) рассмотреть в декабре 1998 года вопрос о предоставлении
акционерному обществу открытого типа "Ракетно - космическая
корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" под гарантии
Правительства Российской Федерации права распоряжения ресурсами
орбитальной станции "Мир" для привлечения зарубежных инвестиций в
объемах, обеспечивающих ее эксплуатацию в течение максимально
продолжительного времени;
4) при формировании федерального бюджета на 1999 год
предусмотреть:
финансирование Федеральной космической программы России в
минимально необходимом объеме 4,8 млрд. рублей (в ценах первого
полугодия 1998 года), в том числе финансирование создания
российского сегмента международной космической станции в объеме
1,7 млрд. рублей;
выделение Российскому космическому агентству денежных средств
на капитальное строительство для выполнения работ по реконструкции
и техническому перевооружению находящихся в его ведении объектов
космической инфраструктуры (стартовых и технических комплексов,
заправочных станций, центров и пунктов управления полетами
космических аппаратов и других) в объеме 344,76 млн. рублей;
финансирование работ Российского космического агентства в
объеме 16,3 млн. рублей по разделу "Международная деятельность" в
интересах обеспечения участия представителей Российской Федерации
в работе международных организаций по исследованию и использованию
космического пространства, в том числе по пилотируемой станции
"Мир" и международной космической станции;
выделение дополнительных средств на поддержание и эксплуатацию
объектов космодрома Байконур, передаваемых Российскому
космическому агентству Министерством обороны Российской Федерации,
в объеме 226,64 млн. рублей (в ценах первого полугодия 1998 года);
статью по взаимозачетам;
выделение средств в объемах, необходимых для обеспечения
космической деятельности в интересах обороноспособности и
национальной безопасности, в том числе 4,0 млрд. рублей в
соответствии с решением Совета обороны Российской Федерации от
4 февраля 1998 года и 910,0 млн. рублей на поддержание орбитальной
группировки и обеспечение целевого использования глобальной
навигационной космической системы "ГЛОНАСС".
2. Опубликовать настоящее Постановление в "Российской газете".
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
|