СОВМЕСТНАЯ ПРОГРАММА
ДЕЙСТВИЙ НА 1999 - 2000 ГОДЫ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИЕЙ И КОРОЛЕВСТВОМ БЕЛЬГИЯ
(Брюссель, 9 декабря 1998 года)
Признавая, что вступление в силу Договора о согласии и
сотрудничестве между Российской Федерацией и Королевством Бельгия,
подписанного 8 декабря 1993 г., выводит их отношения на
качественно более высокий уровень и открывает путь к новым
возможностям сотрудничества,
вновь выражая политическую волю активизировать их отношения во
всех областях,
принимая во внимание, что в федеративной Бельгии в компетенцию
регионов входят, полностью или частично, такие сферы, как
обустройство территории, окружающая среда и политика в области
водных ресурсов, поддержка села и охрана природы, жилищная,
сельскохозяйственная политика, экономика, энергетическая политика,
взаимоотношения с нижестоящими инстанциями, политика в области
занятости, здравоохранения, общественные работы, транспорт,
научные исследования и технологическое развитие, а также
поддержание международных связей в указанных областях; что в
компетенцию сообществ входят, полностью или частично, такие сферы,
как культура (в том числе изящные искусства, культурное наследие,
средства массовой информации, спорт и туризм), образование,
социальные вопросы, научные исследования и проблема использования
языков в определенных случаях, а также поддержание международных
связей в указанных областях; что вопросы двустороннего
сотрудничества в перечисленных областях будут обсуждаться
непосредственно соответствующими инстанциями,
подтверждая свое намерение развивать весь комплекс связей,
имея в виду предпринять в 1999 - 2000 годах совместные и
согласованные шаги для реализации Договора о согласии и
сотрудничестве,
стремясь придать политическому диалогу более регулярный и
интенсивный характер,
желая углубить их отношения в социальной, экономической,
финансовой и торговой областях, а также придать динамику имеющимся
структурам сотрудничества в этих сферах,
подчеркивая, что настоящая Программа действий будет
осуществляться с учетом международных обязательств обеих Сторон,
Стороны условились о нижеследующем:
I. Интенсивный политический диалог (статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6,
7, 8, 10, 13 Договора о согласии и сотрудничестве).
1. Политический диалог будет развиваться в следующих формах:
1.1. Встречи между Сторонами будут проводиться, по мере
необходимости, на самом высоком политическом уровне.
1.2. Будут проводиться переговоры между министрами
иностранных дел не реже одного раза в год в ходе взаимных
визитов и в рамках совместного участия в работе международных
совещаний.
В ходе переговоров, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2,
будут подводиться итоги реализации настоящей Совместной
программы действий.
1.3. Будут проводиться регулярные, не реже одного раза в
год, консультации на уровне заместителей министров и
генерального секретаря, генеральных директоров, руководителей
департаментов министерств иностранных дел.
1.4. Будут развиваться рабочие контакты на уровне глав
делегаций двух стран в международных организациях и на
международных форумах.
1.5. Будет продолжен обмен информацией через посольства о
важных вопросах внутренней и внешней политики.
1.6. Будет оказываться содействие регулярным
межпарламентским обменам.
2. Содержание политического диалога.
2.1. Все внешнеполитические темы могут включаться в
повестку дня, в том числе:
a) В многосторонней области:
- все вопросы, относящиеся к компетенции Организации
Объединенных Наций,
- отношения России с Европейским Союзом,
Западноевропейским союзом, Организацией
Североатлантического договора,
- деятельность Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе,
- архитектура европейской безопасности,
- сотрудничество в отношении деятельности Всемирной
торговой организации, Организации экономического
сотрудничества и развития и других международных
экономических и финансовых организаций.
b) В области межрегионального сотрудничества:
- отношения со странами Центральной и Восточной
Европы,
- Балканы,
- СНГ,
- Ближний Восток,
- Африка,
- Азия.
c) Проблемная тематика:
- вопросы нераспространения,
- вопросы разоружения,
- охрана окружающей среды,
- любые другие вопросы, представляющие взаимный
интерес.
2.2. Двустороннее сотрудничество в сфере обороны.
Стороны подтверждают свое намерение продолжить военные
контакты, которые становятся важным фактором укрепления
доверия.
Стороны изучат возможность сотрудничества в сфере
оснащения, обслуживания и разработки военной техники, а также
организуют военные обмены и заходы кораблей.
Бельгийская сторона предлагает принять российскую
делегацию и организовать для нее серию докладов, посвященных
проблемам реструктуризации армии и управления военным
персоналом с учетом бельгийского опыта в этих областях.
2.3. Сотрудничество в правоохранительной сфере.
Стороны отмечают свое намерение продолжать и развивать
сотрудничество по линии министерств юстиции и внутренних дел,
в частности, в следующих областях:
a) Стороны завершат подготовку к скорейшему подписанию
Соглашения о сотрудничестве правоохранительных органов.
b) Особое внимание при этом будет уделено установлению
эффективного взаимодействия между российскими и
бельгийскими компетентными службами в области борьбы с
организованной преступностью, включая незаконное
производство и оборот наркотиков, торговлю людьми, в том
числе сводничество и сексуальную эксплуатацию детей, а
также легализацию незаконных доходов с учетом национальных
законодательств Сторон.
c) Стороны будут поощрять обмен опытом между их
высокими юридическими инстанциями.
d) Правовая помощь по гражданским делам:
- Стороны изучат необходимость проведения переговоров
по заключению Конвенции в области правовой помощи по
гражданским делам в дополнение к соответствующим
международным конвенциям.
- Бельгийская Сторона изучит возможности оказания
содействия российскому Арбитражному суду, в частности, в
области урегулирования торговых споров в условиях рыночной
экономики.
e) В области правовой помощи по уголовным делам
Стороны подчеркивают важность ратификации конвенций Совета
Европы в области экстрадиции и взаимной правовой помощи.
2.4. Стороны подтверждают свое намерение активизировать
двустороннее сотрудничество, в частности, за счет обновления
правовой базы двусторонних отношений.
2.5. Стороны выражают обоюдное намерение работать
совместно над решением вопроса архивов с целью нахождения
взаимоприемлемого решения с учетом национального
законодательства обеих Сторон.
II. Отношения в социальной, экономической, финансовой и
торговой областях (статьи 9, 11, 12 Договора о согласии и
сотрудничестве).
Особое внимание будет уделено углублению связей в социальной,
экономической, торговой и финансовой областях.
1. Заседания Смешанной комиссии по экономическому, научному и
техническому сотрудничеству будут проходить под
сопредседательством членов правительств Сторон, курирующих
экономические вопросы. Комиссия будет усовершенствована, а
механизм ее работы станет более гибким в интересах повышения ее
эффективности. В повестку дня заседаний Комиссии будут вноситься
темы, направленные на расширение сотрудничества в социальной,
торговой, экономической, промышленной и инвестиционной областях.
2. Стороны будут способствовать развитию двусторонних торговых
связей за счет организации специальных мероприятий, выставок и
поездок, в частности делегации, которую возглавит в 1999 году Его
Королевское Высочество принц Филипп.
3. В целях создания благоприятного климата деловой и
инвестиционной деятельности Стороны:
3.1. Продолжат консультации по вопросу заключения нового
Соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций.
3.2. Отмечают важность скорейшей ратификации Соглашения об
избежании двойного налогообложения.
3.3. Изучают возможность подписания финансового протокола
о государственных гарантиях средне- и долгосрочных торговых
проектов.
3.4. Подтверждают намерение организовать в Москве "круглый
стол" с участием российских и бельгийских предпринимателей в
присутствии представителей властей обеих стран.
3.5. Будут содействовать созданию совместных предприятий.
3.6. Будут поддерживать развитие связей между ассоциациями
предпринимателей.
4. Стороны также отмечают свой интерес к развитию
сотрудничества в следующих областях:
4.1. Социальные вопросы:
a) Занятость и трудовая сфера.
Стороны продолжат переговоры с целью подписания
Совместной декларации о сотрудничестве в трудовой сфере, в
частности в том, что касается занятости и безработицы,
создания рабочих мест, безопасности и гигиены труда,
охраны здоровья трудящихся, трудового законодательства,
коллективных трудовых отношений.
Стороны будут поощрять обмен специалистами,
дополнительное обучение и повышение квалификации в форме
стажировок персонала по линии министерств труда, участие
специалистов в научных конференциях, обмен опытом в сфере
деятельности рынка труда и обеспечения условий труда,
обмены представителями работодателей и трудящихся.
Стороны разработают годовые или многолетние рабочие
программы.
b) Здравоохранение.
Сотрудничество между Сторонами в области
здравоохранения и медицинских наук будет осуществляться по
следующим направлениям:
- взаимное признание, анализ и контроль медикаментов;
- взаимосвязь между окружающей средой и здоровьем;
- качество лечения и организация услуг;
- обучение и обмены медицинским и обслуживающим
персоналом;
- проблемы престарелых.
Вопросы, относящиеся к компетенции регионов и
сообществ, будут с ними согласовываться.
Это сотрудничество может осуществляться путем обмена
специалистами, прямых связей между исследовательскими
учреждениями, обмена информацией и публикациями в
указанных областях, участия в местных и / или
международных мероприятиях.
Стороны напоминают, что в январе 1998 года между
министерствами здравоохранения была определена рабочая
программа на 1998 - 1999 годы. В настоящее время в рамках
этой программы осуществляются два проекта, а именно:
создание информационной базы данных по эпидемиологии для
Ленинградской области в результате сотрудничества с
провинцией Антверпен, а также проведение Недели
медицинских препаратов.
4.2. Конкретные вопросы:
Учитывая приобретенный опыт, Стороны будут стремиться к
оптимизации сотрудничества в таких областях, как сельское
хозяйство, транспорт, таможня, энергетика, охрана окружающей
среды, наука, технология и космос.
a) Сельское хозяйство.
Стороны будут содействовать сотрудничеству в области
сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях.
Они также облегчат доступ сельскохозяйственных и
продовольственных продуктов на рынки обеих стран и будут
поощрять инвестиции, направленные на развитие сельского
хозяйства. Они будут действовать совместно с регионами с
целью повышения привлекательности сельскохозяйственных
продуктов на рынках обеих стран.
b) Транспорт и таможня.
В целях развития транспорта и связи Бельгийская
Сторона как можно скорее ратифицирует двустороннее
Соглашение о воздушном сообщении. Будет изучена
возможность увеличения объема авиаперевозок между двумя
странами.
Стороны будут принимать меры, способствующие
облегчению грузопотоков и улучшению режима их прохождения,
в частности за счет таможенного взаимодействия. В этих
целях Стороны рассмотрят возможность заключения
двустороннего Соглашения о взаимной административной
помощи в таможенных делах с целью решения вопросов,
возникающих в международной торговле, применения различной
регламентации и улучшения борьбы с нарушениями таможенных
правил.
c) Энергетика.
В области энергетики особое внимание будет уделяться
мирному использованию атомной энергии, мерам безопасности,
а также подготовке подписания меморандума между
Министерством Российской Федерации по атомной энергии и
бельгийским министерством, в ведении которого находятся
вопросы энергетики, о сотрудничестве в области мирного
использования атомной энергии.
d) Окружающая среда.
Стороны приложат усилия для продолжения имеющегося
сотрудничества и изучения возможностей его развития в
будущем.
e) Научное и технологическое сотрудничество.
Приоритетным направлением будет реализация Протокола о
сотрудничестве, утвержденного российско-бельгийской
группой по научно-техническому сотрудничеству в Брюсселе
24 октября 1997 г., при координирующей роли федеральных
органов Бельгии по делам науки, техники и культуры и
российского Министерства науки и технологий. Этот Протокол
предусматривает предоставление стипендий российским ученым
и специалистам, проведение совместных научных исследований
и реализацию общих проектов в таких областях, как
археология, наука о Земле, охрана окружающей среды,
биология, медицинская информатика, сельское хозяйство,
включая проекты, осуществляемые в рамках соглашения между
учреждениями Сибирского отделения Российской академии наук
и федеральными научными учреждениями бельгийского
государства.
Сотрудничество в области науки и технологии,
находящееся в компетенции регионов и сообществ, будет
также развиваться в рамках рабочей программы, заключенной
между Фламандским сообществом и Россией, а также в рамках
рабочей программы, заключенной между Французским
сообществом и Россией (глава 3 настоящей Программы
действий).
f) Сотрудничество в области космоса.
Стороны изучат возможность активизации сотрудничества
в области исследования и использования космического
пространства в мирных целях. Бельгийская Сторона будет
рассматривать этот пункт как на федеральном уровне, так и
на уровне регионов и сообществ.
III. Программы обменов (статьи 9, 11, 12 Договора о согласии и
сотрудничестве).
1. Культурные, педагогические и научные обмены, относящиеся к
компетенции бельгийских сообществ, обсуждаются исключительно в
рамках постоянных смешанных комиссий, в которые входят
представители Российской Федерации, с одной стороны, и каждого из
бельгийских сообществ - с другой.
В связи с этим 15 октября 1998 г. в Москве были подписаны две
рабочие программы: одна - между Французским сообществом и Россией,
другая - между Фламандским сообществом и Россией в рамках
реализации Соглашения о культурном сотрудничестве, подписанного
25 октября 1956 г. между СССР и Королевством Бельгия.
2. Программа сотрудничества в области культуры, образования и
науки между Французским сообществом Бельгии и Российской
Федерацией на 1999 - 2000 годы включает, в частности, следующие
сферы сотрудничества:
- обмены между университетскими и научными учреждениями;
- предоставление стипендий по специализации и на исследования,
а также летних стипендий;
- обмены в области образования и обучения;
- обмены в области культуры: музыка и сценическое искусство,
кино, книги и литература, стажировки для деятелей культуры,
культурное наследие, музейное дело и изящные искусства, поддержка
мероприятий, посвященных празднованию двухсотлетнего юбилея
Пушкина, фольклор;
- молодежное сотрудничество.
3. Программа сотрудничества в области культуры, образования и
науки между Фламандским сообществом и Российской Федерацией на
1999 - 2000 годы, в частности, включает:
- наука, изобретательство и образование: обмен информацией,
обмены преподавателями, предоставление стипендий на исследования,
стипендий по специализации, стипендий на изучение языка, проекты в
рамках соглашения в области образования между российским
Министерством общего и профессионального образования и
Департаментом образования Министерства Фламандского сообщества;
- культура: обмен информацией, обмены экспертами, обмены
деятелями культуры в области живописи, скульптуры, танца,
организация выставок, перевод на русский язык произведений на
нидерландском языке, стажировки во Фландрии для российских
переводчиков, сотрудничество в области кино, фольклора, архивов и
центров документации;
- молодежное сотрудничество;
- сотрудничество в области здравоохранения и спорта.
В области образования 10 июня 1997 г. между Министерством
общего и профессионального образования Российской Федерации и
Департаментом образования Фламандского сообщества было подписано
двустороннее Соглашение (на 1997 - 2000 гг.).
Россия была также названа приоритетной страной в рамках
Решения Фламандского Правительства от 11 сентября 1996 г. о
процедуре и условиях финансовой поддержки проектов международного
сотрудничества в области высшего образования, что позволило
ежегодно финансировать значительное число российско-бельгийских
проектов сотрудничества между университетами.
4. Стороны будут поощрять движение породнения городов и
провинций.
5. Стороны изучат возможности создания благоприятных условий
для строительства в Брюсселе храма русской православной церкви.
Роль координатора в выполнении настоящей Программы с
Российской Стороны возлагается на Министерство иностранных дел.
Для Бельгийской Стороны роль координатора возлагается на
Министерство иностранных дел в том, что относится к федеральному
уровню, и на компетентные инстанции субъектов федерации в том, что
касается уровня регионов и сообществ.
(Подписи)
|