ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 1998 г. N 3352-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О МАРКИРОВАНИИ
ТОВАРОВ, ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,
КОНТРОЛЬНО - УЧЕТНЫХ ПРИБОРОВ И ДОКУМЕНТОВ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
маркировании товаров, товаросопроводительной документации,
контрольно - учетных приборов и документов", внесенный депутатами
Государственной Думы А.Г. Пузановским, В.А. Баюновым,
В.П. Никитиным, М.С. Сурковым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по экономической
политике до 15 января 1999 года.
3. Комитету Государственной Думы по экономической политике
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
ПУЗАНОВСКИМ А.Г.,
БАЮНОВЫМ В.А.,
НИКИТИНЫМ В.П.,
СУРКОВЫМ М.С.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О МАРКИРОВАНИИ ТОВАРОВ,
ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, КОНТРОЛЬНО -
УЧЕТНЫХ ПРИБОРОВ И ДОКУМЕНТОВ
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы
деятельности в области применения знаков, являющихся
государственной формой учета и защиты маркированных ими товаров и
товаросопроводительной документации, контрольно - учетных
приборов, по показаниям которых производятся денежные расчеты, и
документов.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные
понятия:
знаки - изготовленные по специальной технологии и применяемые
в установленном порядке защищенные знаки и марки, являющиеся
государственной формой учета и защиты маркированных ими товаров и
товаросопроводительной документации, контрольно - учетных
приборов, по показаниям которых производятся денежные расчеты, и
документов, и подтверждающие их соответствие установленным
требованиям;
изделия - производимые на территории Российской Федерации и
импортируемые товары, находящиеся на хранении и реализуемые оптом
или в розницу на потребительском рынке Российской Федерации,
товаросопроводительная документация, контрольно - учетные приборы,
по показаниям которых производятся денежные расчеты и документы;
субъекты применения знаков:
- организации - производители, импортеры, торговые организации
индивидуальные предприниматели при маркировании товаров и
товаросопроводительной документации;
- получатели документов и организации, осуществляющие их
выдачу, при маркировании документов;
- генеральные поставщики и центры технического обслуживания
контрольно - кассовых машин, организации, осуществляющие сбыт
электрической энергии, газа, воды, пользователи весоизмерительных
и иных приборов учета, по показаниям которых производятся денежные
расчеты при маркировании контрольно - учетных приборов;
применение знаков - маркирование изделий знаками и оказание в
связи с этим соответствующих услуг.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о применении
знаков
Законодательство Российской Федерации о применении знаков
основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском
кодексе Российской Федерации, Законах Российской Федерации "О
защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "О
стандартизации", "Об обеспечении единства измерений" и состоит из
настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона распространяется на
деятельность в области производства, приобретения, применения и
реализации знаков для маркирования ими изделий и сферу организации
системы их защиты, государственного учета и контроля.
Правовые нормы, регулирующие порядок применения знаков для
маркирования изделий, содержащиеся в иных законах, должны
соответствовать настоящему Федеральному закону.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на
порядок применения товарных знаков, знаков обслуживания и
наименования мест происхождения товаров.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о применении
знаков и нормы международного права
Если международным договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Федеральном
законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАКОВ
Статья 5. Сфера применения знаков
Производимые на территории Российской Федерации, импортируемые
и реализуемые на территории Российской Федерации изделия подлежат
маркированию знаками.
Номенклатура изделий, подлежащих маркированию знаками,
утверждается Правительством Российской Федерации или
уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Реализация и использование на территории Российской Федерации
изделий, подлежащих обязательному маркированию, без наличия
соответствующих знаков, запрещается.
Порядок маркирования изделий знаками и правила реализации
маркированных изделий устанавливается федеральным органом
исполнительной власти, к компетенции которого относится
организация применения соответствующих знаков.
Статья 6. Участники отношений в сфере применения знаков
Участниками отношений в сфере применения знаков являются
субъекты применения знаков и федеральные органы исполнительной
власти, к компетенции которых относится организация применения
этих знаков.
Статья 7. Обязанности субъектов применения знаков
Субъекты применения знаков на изделиях обязаны:
- обеспечить маркирование изделий соответствующими знаками в
порядке, установленном настоящим Федеральным законом и
нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, к
компетенции которых относится организация применения этих знаков;
- реализовывать изделия только при наличии на них знаков,
выданных уполномоченным на то федеральным органом исполнительной
власти, к компетенции которого относится организация применения
этих знаков;
- предоставлять должностным лицам контролирующих органов
маркированные изделия, свидетельствующие о наличии на них знаков;
- не препятствовать осуществлению своих полномочий
должностными лицами, осуществляющими контроль за правилами
реализации изделий, маркированных знаками.
Статья 8. Лицензирование производства, приобретения,
распространения и реализации знаков
Деятельность, связанная с производством, приобретением,
применением и реализацией знаков, подлежит лицензированию в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Выдача и аннулирование лицензий на право применения знаков
осуществляется органом исполнительной власти, к компетенции
которого относится проведение обязательной сертификации средств
защиты информации по требованиям безопасности информации.
Глава 3. ВИДЫ ЗНАКОВ
Статья 9. Виды знаков
Настоящий Федеральный закон устанавливает следующие виды
знаков:
- знак соответствия;
- марка розничной продажи;
- марка акцизного сбора (специальная марка);
- учетно - идентификационный знак.
Применение знаков, предусмотренных настоящим Федеральным
законом, исключает применение иных знаков аналогичного характера.
Статья 10. Знак соответствия
Зарегистрированный в установленном порядке и изготовленный по
специальной технологии знак, которым по правилам, установленным в
данной системе сертификации, подтверждается соответствие
маркированных им товаров установленным требованиям.
Знак соответствия является формой доведения до потребителя и
других заинтересованных сторон информации о проведенной
сертификации маркированного им товара.
Субъектами применения знака соответствия являются
организации - производители, импортеры, торговые организации и
индивидуальные предприниматели.
Перечень товаров, подлежащих обязательному маркированию знаком
соответствия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Марка розничной продажи
Зарегистрированная в установленном порядке и изготовленная по
специальной технологии марка, содержащая информацию об учете
маркированных ею товаров и обеспечивающая контроль за их оборотом.
Применение марки розничной продажи осуществляется в целях
обеспечения контроля за учетом движения товаров, подтверждения
законности их приобретения и производства, оборота подакцизных
товаров на потребительском рынке и обеспечения налогового учета и
контроля.
Субъектами применения марки розничной продажи являются
торговые организации и индивидуальные предприниматели.
Перечень товаров, подлежащих обязательному маркированию маркой
розничной продажи, устанавливается Правительством Российской
Федерации.
Статья 12. Марка акцизного сбора (специальная марка)
Зарегистрированная в установленном порядке и изготовленная по
специальной технологии марка, которой подтверждается легальность
импортируемых и реализуемых на территории Российской Федерации
подакцизных товаров.
Реализация импортируемых товаров и товаров, произведенных в
Российской Федерации, немаркированных маркой акцизного сбора
(специальной маркой), запрещается.
Субъектами применения марки акцизного сбора (специальной
марки) на ввозимых подакцизных товарах являются импортеры.
Субъектами применения специальной марки на отечественных
подакцизных товарах являются российские организации -
производители.
Перечень товаров, подлежащих обязательному маркированию маркой
акцизного сбора (специальной маркой), устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Учетно - идентификационные знаки
Устанавливаются два вида учетно - идентификационных знаков:
учетно - идентификационная марка и защитно - идентификационный
знак.
Учетно - идентификационная марка - зарегистрированная в
установленном порядке и изготовленная по специальной технологии
марка, посредством применения которой осуществляются учет,
идентификация и защита правоустанавливающих, исполнительных,
нотариальных и иных документов.
Субъектами применения учетно - идентификационной марки
являются получатели документов и организации, осуществляющие их
выдачу.
Перечень документов, подлежащих обязательному маркированию
учетно - идентификационной маркой, устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Защитно - идентификационный знак - зарегистрированный в
установленном порядке и изготовленный по специальной технологии
знак, предотвращающий несанкционированное вмешательство в работу
контрольно - учетных приборов, по показаниям которых производятся
денежные расчеты.
Субъектами применения знака являются генеральные поставщики и
центры технического обслуживания контрольно - кассовых машин,
организации, осуществляющие сбыт электрической энергии, газа,
воды, пользователи весоизмерительных и иных приборов учета, по
показаниям которых производятся денежные расчеты.
Перечень контрольно - учетных приборов, подлежащих
обязательному маркированию знаком, устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Статья 14. Утверждение знаков
Формы изображения знаков, их размеры и требования к степени их
защищенности утверждаются в качестве государственных стандартов,
издаваемых федеральным органом исполнительной власти по
сертификации, метрологии и сертификации в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Знаки до их применения подлежат сертификации в системе
обязательной сертификации средств защиты информации по требованиям
безопасности информации с целью установления их соответствия
определенному классу защищенности.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ЗНАКОВ
Статья 15. Органы, осуществляющие организацию применения
знаков
К органам исполнительной власти по организации применения
знаков относятся федеральный орган исполнительной власти по
стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган
исполнительной власти, к компетенции которого относится торговля,
контроль за качеством товаров и защита прав потребителей, и иные
федеральные органы исполнительной власти, наделенные
Правительством Российской Федерации полномочиями по осуществлению
регулирования и контроля за исполнением требований настоящего
Федерального закона.
Статья 16. Задачи федеральных органов исполнительной власти и
их компетенция в сфере применения знаков
Основными задачами федеральных органов исполнительной власти в
сфере применения знаков являются:
контроль за производством, приобретением, учетом, хранением и
реализацией знаков;
обеспечение функционирования информационной системы,
содержащей единую базу данных об учете движения изделий,
маркированных знаками;
утверждение образцов знаков и определение требований к степени
их защищенности;
контроль за реализацией изделий, подлежащих маркированию
знаками.
Осуществление указанных задач возлагается на федеральные
органы исполнительной власти, к компетенции которых относится
организация применения знаков.
Статья 17. Координация в сфере защиты, государственного учета
и контроля применения знаков
В целях обеспечения организации и эффективного
функционирования системы производства, приобретения знаков и их
учета, осуществления государственного контроля за их реализацией и
применением, координации деятельности федеральных органов
исполнительной власти и иных органов в государственной системе
учета и защиты изделий, Правительство Российской Федерации по
согласованию с иными органами государственной власти, в том числе
и законодательной, образует Межведомственный совет по созданию
государственной системы учета и защиты изделий в Российской
Федерации.
Основными задачами Межведомственного совета по созданию
государственной системы учета и защиты изделий в Российской
Федерации являются:
разработка и реализация политики в сфере организации и
координации производства, учета и государственного контроля
применения знаков;
координация деятельности федеральных органов исполнительной и
законодательной власти в сфере организации и функционирования
системы применения знаков для учета и защиты, маркированных ими
изделий;
разработка и экспертиза проектов законодательных и нормативных
актов по вопросам применения знаков;
согласование вопросов создания единой информационной системы
учета и контроля за движением изделий, маркированных знаками;
организация конкурсов по выбору технологий изготовления
знаков, являющихся государственной формой учета и защиты изделий.
Положение о Межведомственном совете по созданию
государственной системы учета и защиты изделий в Российской
Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Обеспечение производства, приобретения знаков и их
учета
Обеспечение производства, приобретение знаков, их учет и
хранение, техническое, организационное и программное обеспечение
информационной базы данных о движении маркированных ими изделий,
реализуемых на территории Российской Федерации, осуществляется
организациями, имеющими лицензии федерального органа
исполнительной власти, к компетенции которого относится проведение
обязательной сертификации средств защиты информации по требованиям
безопасности информации по согласованию с Межведомственным советом
по созданию государственной системы учета и защиты изделий в
Российской Федерации.
Знаки, ввозимые на территорию Российской Федерации,
освобождаются от применения ввозных таможенных пошлин и уплаты
налогов на добавленную стоимость.
Статья 19. Источники средств для создания и развития системы
производства, государственного учета, защиты и контроля применения
знаков
Система производства, государственного учета, защиты и
контроля применения знаков маркирования создается за счет платы за
применение знаков.
Средства, получаемые в виде платы за применение знаков,
используются исключительно на создание, поддержание и развитие
системы производства, государственного учета, защиты и контроля
применения знаков.
Глава 5. ПОРЯДОК МАРКИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАКОВ
Статья 20. Маркирование объектов применения знаков
Маркирование изделий знаками производится путем нанесения их
на изделия или специально изготовленную основу с изображением
знака, прикрепленную к изделиям.
Обеспечение субъектов применения знаков техническими
средствами их маркирования, а также порядок хранения, обращения и
применения этих средств определяется федеральным органом
исполнительной власти, к компетенции которого относится
организация применения соответствующих знаков.
Статья 21. Порядок применения знака соответствия
Производимые на территории Российской Федерации и
импортируемые товары, подлежащие обязательной сертификации, должны
маркироваться производителями, импортерами, торговыми
организациями и индивидуальными предпринимателями знаком
соответствия.
Организация производства знаков и их реализация осуществляется
централизованно в соответствии с порядком, установленным
федеральным органом исполнительной власти по стандартизации,
метрологии и сертификации.
Субъекты применения знака соответствия приобретают знаки в
органах по сертификации, аккредитованных на сертификацию товаров в
системе сертификации государственных стандартов России.
Правила приобретения и применения знаков соответствия
устанавливается федеральным органом исполнительной власти по
стандартизации, метрологии и сертификации.
Статья 22. Порядок применения марки розничной продажи
Реализуемые на территории Российской Федерации товары подлежат
маркированию импортерами, торговыми организациями и
индивидуальными предпринимателями маркой розничной продажи.
Маркирование товаров маркой розничной продажи осуществляется в
целях обеспечения контроля за оборотом маркированных товаров на
потребительском рынке и осуществления налогового учета и контроля.
Правила и порядок приобретения и применения марки розничной
продажи, а также порядок защиты изделий устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого
находятся контроль за торговлей, качеством товаров и защитой прав
потребителей.
Организация производства марки розничной продажи и ее
реализация осуществляется централизованно в соответствии с
порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти,
в ведении которого находятся контроль за торговлей, качеством
товаров и защитой прав потребителей.
Субъекты применения марки розничной продажи приобретают ее в
региональных органах по торговле, качеству и защите прав
потребителей.
Держателем информационной базы данных по контролю за учетом
движения товаров, маркированных маркой розничной продажи, является
федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого
находится контроль за торговлей, качеством товаров и защитой прав
потребителей.
Статья 23. Порядок применения марки акцизного сбора
(специальной марки)
Соблюдение порядка маркирования подакцизных товаров является
условием применения таможенного режима выпуска товаров для
свободного обращения.
Реализация импортируемых подакцизных товаров и производимой в
Российской Федерации алкогольной продукции, немаркированных маркой
акцизного сбора (специальной маркой), запрещается.
Порядок приобретения и применения марки акцизного сбора
(специальной марки) на импортируемых подакцизных товарах
устанавливается федеральным органом исполнительной власти по
таможенному делу.
Порядок приобретения и применения специальной марки на
алкогольной продукции, производимой на территории Российской
Федерации, устанавливается федеральным налоговым органом.
Статья 24. Порядок применения учетно - идентификационной марки
Маркирование документов учетно - идентификационной маркой
осуществляют выдающие их органы.
Организация производства учетно - идентификационных марок и их
реализация осуществляется централизованно в соответствии с
порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти
по юстиции.
Правила и порядок применения учетно - идентификационной марки
устанавливается федеральным органом исполнительной власти по
юстиции.
Копии сертификатов соответствия и иных товаросопроводительных
документов являются действительными только при наличии на них
учетно - идентификационных марок, нанесенных соответственно
региональными органами по стандартизации, метрологии и
сертификации и региональными органами по торговле, качеству и
защите прав потребителей и получаемых в порядке, определенном
федеральными органами исполнительной власти, устанавливающими
правила этого маркирования.
Организация производства учетно - идентификационных марок и их
реализация осуществляется централизованно в соответствии с
порядком, установленным соответственно федеральным органом
исполнительной власти по стандартизации, метрологии и сертификации
и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого
находятся контроль за торговлей, качеством товаров и защитой прав
потребителей.
Статья 25. Порядок применения защитно - идентификационного
знака
Защитно - идентификационный знак применяется на средствах и
приборах учета, по показаниям которых осуществляются денежные
расчеты.
Маркированию защитно - идентификационным знаком подлежат
производимые, импортируемые и находящиеся в пользовании
контрольно - кассовые машины, весоизмерительные приборы, средства
учета электрической энергии, газа, воды и иные контрольно -
учетные приборы.
Ответственным за маркирование контрольно - учетных приборов
защитно - идентификационным знаком являются организации,
осуществляющие контроль и надзор за их пользованием.
Правила и порядок приобретения и применения защитно -
идентификационных знаков на контрольно - учетных приборах
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по
организации применения знаков в пределах их компетенции по
согласованию с федеральным органом исполнительной власти по
стандартизации, метрологии и сертификации.
Глава 6. ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАКОВ
Статья 26. Плата за применение знаков
Применение знаков на изделиях является платным. Обязанность
платы возлагается на субъектов применения знаков.
Использование бюджетных средств для организации системы
производства, учета и применения знаков не допускается.
Оплата работ по маркированию изделий знаками производится
плательщиком в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, к компетенции которого относится
организация применения знаков.
Денежные средства, израсходованные плательщиком на
маркирование изделий, относятся на себестоимость изделий или
издержки их обращения.
Расценки на знаки и размер платы за услуги по их применению
определяются федеральным органом исполнительной власти, к
компетенции которого относится организация применения знаков, и
утверждаются федеральным органом финансов.
Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статья 27. Ответственность за нарушение настоящего
Федерального закона
Лица, виновные в нарушении требований, установленных настоящим
Федеральным законом несут административную, уголовную и
гражданско - правовую ответственность в порядке, установленном
законодательством.
Лица, виновные в применении знаков, изготовленных заведомо
незаконным путем, несут уголовную ответственность в порядке,
установленном уголовным законодательством.
Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 28. Порядок введения обязательного маркирования изделий
Настоящим Федеральным законом устанавливается поэтапное
введение обязательного маркирования изделий в следующей
последовательности:
1. Алкогольная продукция, аудио-, видеотовары, компьютерная
техника и программное обеспечение.
2. Контрольно - кассовые машины, средства учета
электроэнергии.
3. Правоустанавливающие, исполнительные, нотариальные и прочие
документы.
4. Весоизмерительные и прочие контрольно - учетные приборы, по
показаниям которых производятся денежные расчеты.
5. Иные изделия потребительского рынка.
Номенклатура изделий, подлежащих обязательному маркированию
знаками, и последовательность введения их маркирования
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 29. Приведение в соответствие законодательства в связи
с принятием настоящего Федерального закона
Поручить Правительству Российской Федерации в шестимесячный
срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом
изданные им нормативные правовые акты, принять нормативные
правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального
закона.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О МАРКИРОВАНИИ
ТОВАРОВ, ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,
КОНТРОЛЬНО - УЧЕТНЫХ ПРИБОРОВ И ДОКУМЕНТОВ"
Актуальность принятия настоящего законопроекта обусловлена
следующими причинами. Современный потребительский рынок наводнен
массой товаров и продукцией сомнительного происхождения и
качества, представляющих угрозу здоровью населения и подрывающих
репутацию отечественных и зарубежных производителей. Широкое
распространение получила организация производства поддельных
ценных бумаг и документов, изготовление неучтенных знаков и марок,
которые используются для маркировки скрытой от контроля и
налогообложения продукции. Все это создает реальную угрозу
экономической безопасности нашего государства.
Российской экономике наносится огромный ущерб. Согласно
оценкам государственных контрольных органов объем продаж
фальсифицированных товаров на территории России достигает 20 млрд.
долларов США ежегодно.
В современных условиях отсутствия законодательной базы меры,
предпринимаемые органами государственной власти для разрешения
этой проблемы, нередко выражаются в принятии решений о
маркировании произведенной в соответствующем регионе продукции.
Такие меры оказываются не только не эффективными, но и создают
непреодолимые торговые барьеры на едином экономическом
пространстве страны.
Целью настоящего законопроекта является создание
законодательной основы деятельности в области применения средств
визуального контроля путем маркирования товаров, продукции и
товаросопроводительной документации, ценных бумаг и документов,
препятствующей их теневому обороту, и обеспечение координации и
взаимодействия государственных и негосударственных структур в
системе государственного учета и контроля. Применение закона
призвано увеличить и стабилизировать налоговые поступления в
бюджет, создать реальные гарантии защиты прав потребителей и
содействовать развитию добросовестного предпринимательства.
Законопроект предусматривает следующие виды средств
визуального контроля: защищенный знак соответствия с учетной
информацией к нему в виде марки розничной продажи, применяемый на
товарах и продукции, подлежащих обязательной сертификации;
защищенная марка акцизного сбора (специальная марка), применяемая
на подакцизных товарах; защищенный знак учета и идентификации
ценных бумаг и документов; защищенный знак визуального контроля,
применяемый на средствах и приборах учета, по показаниям которых
осуществляются денежные расчеты.
Законопроект определяет основные требования к применению
средств визуального контроля. Производимые на территории
Российской Федерации и импортируемые товары и продукция,
реализуемые на потребительском рынке, ценные бумаги и документы
подлежат маркированию средствами визуального контроля. Перечни
изделий, маркируемых средствами визуального контроля, должны
утверждаться Правительством Российской Федерации. Запрещается
реализация и использование на территории страны изделий,
подлежащих обязательному маркированию, без наличия соответствующих
средств визуального контроля. Деятельность, связанная с
производством, приобретением, распространением, реализацией
средств визуального контроля и маркированием изделий данными
средствами, подлежит лицензированию.
Законопроект содержит правовую базу деятельности
соответствующих органов исполнительной власти в сфере защиты,
учета и государственного контроля, а также координации применения
средств визуального контроля. Для реализации поставленных задач
Правительство Российской Федерации совместно с государственным
органом законодательной власти образует Координационный совет по
созданию в Российской Федерации государственной системы защиты и
учета товаров, продукции и товаросопроводительной документации,
ценных бумаг и документов.
Основными задачами Координационного совета являются разработка
и реализация концепции системы организации и координации
производства, учета и государственного контроля применения средств
визуального контроля; координация деятельности федеральных органов
государственной власти в данной сфере, в том числе
государственного контроля; координация создания единой
информационной системы движения и учета реализуемых товаров и
продукции, товаросопроводительной документации, ценных бумаг и
документов.
В законопроекте установлен порядок взимания платы за
применение средств визуального контроля. Оплата работ по
маркированию изделий средствами визуального контроля производится
лицами, которые обязаны применять средства визуального контроля.
Эти денежные средства относятся на себестоимость товаров и
продукции, издержки их обращения исключаются из сумм, подлежащих
налогообложению.
Реализация настоящего Федерального закона не потребует
финансовых расходов со стороны государства, так как будет
использоваться модель уполномоченного государством юридического
лица, обладающего соответствующим финансовым потенциалом.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О МАРКИРОВАНИИ
ТОВАРОВ, ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,
КОНТРОЛЬНО - УЧЕТНЫХ ПРИБОРОВ И ДОКУМЕНТОВ"
Финансовые затраты, связанные с механизмом реализации
требований данного Закона, обеспечиваются не бюджетными
источниками, а ресурсами участников правоотношений, регулируемых
Законом.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О МАРКИРОВАНИИ
ТОВАРОВ, ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,
КОНТРОЛЬНО - УЧЕТНЫХ ПРИБОРОВ И ДОКУМЕНТОВ"
Принятие данного Федерального закона потребует внесения
изменений и дополнений в Законы: "О защите прав потребителей", "О
сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "Уголовный
кодекс Российской Федерации", "Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях".
|