ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 1998 г. N 3355-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОЦЕДУРАХ
ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗНОГЛАСИЙ И РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенный
депутатами Государственной Думы А.Н. Арининым, М.Е. Бугерой,
В.Н. Лысенко, А.Г. Мартыновым, Н.П. Медведевым, С.Н. Решульским,
А.В. Шишловым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по делам Федерации и
региональной политике в месячный срок со дня принятия настоящего
Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по делам Федерации и
региональной политике доработать указанный законопроект с учетом
поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной
Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
А.Н. АРИНИНЫМ, М.Е. БУГЕРОЙ,
В.Н. ЛЫСЕНКО, А.Г. МАРТЫНОВЫМ,
Н.П. МЕДВЕДЕВЫМ, С.Н. РЕШУЛЬСКИМ,
А.В. ШИШЛОВЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОЦЕДУРАХ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗНОГЛАСИЙ И РАЗРЕШЕНИЯ
СПОРОВ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
1. Целью настоящего Федерального закона является содействие
упорядочению и гармонизации внутрифедеральных отношений на основе
установления процедур предотвращения и преодоления разногласий
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
выработки и применения мер воздействия на коллизионные ситуации,
разрешения споров на всех стадиях их развития, достижения
договоренностей между федеральными органами государственной власти
и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 2
В настоящем Федеральном законе применяются понятия и термины в
следующем нормативном значении:
разногласие - расхождение интересов и мнений между органами
государственной власти и их руководителями в оценках
внутрифедеральных проблем;
юридическая коллизия - противоречие между федеральным законом
и нормативно - правовым актом субъекта Российской Федерации;
коллизионная ситуация - момент или период возникновения и
развития юридических коллизий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации;
конфликтная ситуация - период открытого противостояния органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно и
совершения ими противоправных действий;
нарушение законности - отступление от норм законов,
зафиксированное в актах или действиях органов государственной
власти;
спор - разбирательство в установленном законом порядке
уполномоченным органом дела, по поводу которого имеются
разногласия между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации;
конфликт - антиконституционное противоборство органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
процедура - нормативно установленный порядок действий,
совершаемых органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации
последовательно и во взаимной связи.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, их
руководителей и должностных лиц в связи с возникновением между
ними разногласий, коллизий, споров и конфликтов.
Статья 4
Разногласиями и спорами признаются противоречия в официальных
позициях и действиях органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации по поводу:
а) актов, нарушающих положения Конституции Российской
Федерации, конституций и уставов ее субъектов;
б) актов, нарушающих законодательство Российской Федерации и
законодательство ее субъектов;
в) непринятия органами государственной власти и должностными
лицами решений, отнесенных к их ведению, и иные проявления
бездействия;
г) нарушения компетенции органов государственной власти,
установленной законами и подзаконными актами;
д) невыполнения договоров и соглашений между Российской
Федерацией и ее субъектами;
е) неучастия в совместных мероприятиях;
ж) произвольного толкования принципов и норм права;
э) совершения противоправных действий;
и) воспрепятствования законной деятельности органов
государственной власти и должностных лиц.
Глава II. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОЛЛИЗИЙ
Статья 5
Для предотвращения разногласий и юридических коллизий
используются следующие правомерные способы: законодательное
регулирование соотношения федеральных законов и законов субъектов
Российской Федерации, установление пределов деятельности органов
государственной власти, введение процедур согласования проектов их
нормативных правовых актов, применение норм коллизионного права.
Статья 6
1. В соответствии со статьей 76 Конституции Российской
Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации.
2. Виды, перечень, порядок подготовки, принятия и реализации
правовых актов регулируются федеральными законами.
3. В случае юридических коллизий между федеральным законом,
принятым в пределах полномочий Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, и нормативным правовым актом субъекта Российской
Федерации действует федеральный закон. Акт субъекта Российской
Федерации в этом случае утрачивает юридическую силу в части,
противоречащей федеральному законодательству, и не подлежит
применению.
4. В случае коллизии между федеральным законом и нормативным
правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по
предметам его ведения, действует нормативный правовой акт субъекта
Российской Федерации. Федеральный закон в этом случае не
применяется, о чем делается официальное уведомление в очередном
выпуске "Собрания законодательства Российской Федерации".
Статья 7
1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны
действовать строго в пределах их компетенции, установленной
Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами
субъектов Российской Федерации, федеральными конституционными
законами и федеральными законами, законами субъектов Российской
Федерации.
2. Общегосударственные интересы Российской Федерации и
интересы субъектов Российской Федерации, признаваемые и охраняемые
законодательством, должны строго соблюдаться в деятельности
органов государственной власти.
3. Осуществление действий органов государственной власти за
пределами своей компетенции не допускается. Запрещается: решение
вопросов, относящихся к компетенции других органов государственной
власти; необеспечение органа государственной власти ресурсами,
необходимыми для осуществления его компетенции; принятие решений с
нарушением установленных форм актов; игнорирование правомерных
обращений органов государственной власти; невыполнение актов
вышестоящих органов государственной власти; невыполнение органом
государственной власти собственной компетенции.
4. Должностные лица, виновные в совершении правонарушений,
предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, несут ответственность
в соответствии с действующим законодательством.
Статья 8
1. Органы государственной власти Российской Федерации могут
направлять в законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов Российской Федерации проекты
федеральных законодательных актов по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы государственной власти
субъектов Российской Федерации рассматривают проекты федеральных
законодательных актов и дают по ним заключения, которые
учитываются при доработке и обсуждении законопроектов в палатах
Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации, федеральные органы
исполнительной власти согласовывают проекты важнейших правовых
актов с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и учитывают их предложения и замечания.
3. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации могут согласовывать проекты законодательных и иных
правовых актов с соответствующими органами государственной власти
Российской Федерации.
4. В ходе согласования проектов законодательных и иных
правовых актов преодолеваются разногласия и обеспечивается единый
подход к их содержанию. При наличии неустраненных разногласий к
проекту правового акта прилагается их мотивированный перечень,
который подлежит обсуждению в процессе рассмотрения и принятия
соответствующего правового акта.
Статья 9
1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны
согласовывать свои действия в соответствии со статьей 72
Конституции Российской Федерации и положениями конституций и
уставов субъектов Российской Федерации.
2. Органы государственной власти Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации обязаны согласовывать свои действия
путем информирования, получения согласия, принятия совместных
программ, координации мероприятий. Отсутствие со стороны органов
государственной власти письменного выражения своей позиции в
течение установленного срока означает согласование предложенного
документа.
Статья 10
1. Процедуры урегулирования разногласий и споров между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
устанавливаются в законах, договорах (соглашениях), иных правовых
актах.
2. В федеральных законах и законах субъектов Российской
Федерации о статусе органов государственной власти определяются
процедуры рассмотрения разногласий, выработки обшей позиции по
спорным вопросам и принятия согласованных решений.
3. В целях предотвращения разногласий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в
федеральных законах регулируются: порядок рассмотрения спорных
вопросов по поводу ассигнований, ставок и отчислений; форм
выражения несогласия той или иной стороны, образования
согласительных комиссий; основания для компенсации не выполненных
обязательств; применения санкций к органам государственной власти,
не выполняющим своих обязательств.
4. В федеральных законах Российской Федерации и законах
субъектов Российской Федерации, издаваемых по предметам их
совместного ведения, устанавливаются порядок рассмотрения споров
между ними и ответственность соответствующих органов
государственной власти во внутрифедеральных отношениях.
5. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе
устанавливать в заключенном между ними соглашении о делегировании
полномочий или сотрудничестве правила рассмотрения нарушений
обязательств сторон.
Статья 11
Для предотвращения разногласий и разрешения споров между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации применяется
федеральное коллизионное право.
Это означает:
а) признание федеральных органов государственной власти
субъектами, регулирующими порядок принятия решений в коллизионных
ситуациях;
б) установление конституционного приоритета федерального
закона либо нормативного правового акта субъекта Российской
Федерации по основаниям частей 5 и 6 статьи 76 Конституции
Российской Федерации;
в) допущение временного правового регулирования субъектами
Российской Федерации вопросов совместного ведения до принятия
соответствующего федерального акта;
г) установление правил перехода компетенции, когда в
федеральном законе по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации определяются порядок
регулирования субъектами Российской Федерации соответствующих
вопросов и издание конкретизирующих законов. В случае нарушения
установленного порядка полномочия субъекта Российской Федерации, в
том числе по изданию законов, переходят от субъекта Российской
Федерации к органам государственной власти Российской Федерации.
После принятия субъектом Российской Федерации конкретизирующего
закона, положения федерального закона или иного нормативного
правового акта утрачивают силу.
Статья 12
1. В целях предотвращения и преодоления коллизионных ситуаций
органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают
участие общественных объединений, политических партий,
предпринимательских структур, религиозных организаций в проведении
переговоров по поводу взаимоприемлемых решений, разъясняют
населению причины коллизионной ситуации.
2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны
предоставлять средствам массовой информации достоверные сведения о
причинах, содержании и об участниках коллизионных ситуаций,
информировать население о проводимых ими мероприятиях.
Статья 13
1. Для предотвращения развития коллизионной ситуации
соответствующие органы государственной власти Российской Федерации
и органы государственной власти субъектов Российской Федерации
обязаны выяснить ее причины, участников, оценить их намерения и
действия.
2. Руководители заинтересованных органов государственной
власти проводят между собой переговоры либо выделяют полномочных
представителей, наделяют их мандатом на ведение переговоров в
целях достижения договоренности по спорным вопросам.
3. Согласованно принятое в результате переговоров решение
должно быть реализовано сторонами в ходе их последующей
деятельности.
Глава III. СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Статья 14
Согласительная процедура - предусмотренный Конституцией
Российской Федерации и законодательством паритетный порядок
рассмотрения разногласий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, установленный правовыми актами.
Статья 15
1. Для рассмотрения и преодоления коллизий органы
государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации вправе
создавать согласительные комиссии.
2. Порядок работы согласительных комиссий, принятия ими
согласованных решений может быть предусмотрен в протоколе,
подписанном сторонами, либо в двусторонних договорах (соглашениях)
между соответствующими органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Статья 16
1. В случае недостижения согласия по спорным вопросам органы
государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации могут
проводить третейское разбирательство. С этой целью
соответствующими государственными органами предлагаются один или
несколько арбитров, которым доверяется рассмотрение спорных
вопросов. В качестве арбитров могут выступать представители
органов государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, не
участвующих в конфликтной ситуации.
2. Заинтересованные стороны предварительно определяют в
протоколе характер третейского разбирательства, а именно:
а) арбитраж решающий, когда стороны согласны считать его
решение для себя обязательным;
б) арбитраж рекомендательный, когда стороны доверяют арбитру
принятие рекомендаций по существу спорных вопросов и оставляют за
собой право принять окончательное решение и следовать ему;
в) арбитраж альтернативный, когда стороны согласны принять
любое из представленных ими предложений и предложенных арбитром в
качестве окончательного.
Статья 17
1. В соответствии со статьей 85 Конституции Российской
Федерации Президент Российской Федерации может использовать
согласительные процедуры по собственной инициативе или по
предложению конфликтующих сторон.
2. Согласительные процедуры могут быть реализованы Президентом
Российской Федерации в виде поручения провести переговоры с
участием заинтересованных сторон и других организаций либо путем
создания комиссии из представителей органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти
соответствующего субъекта Российской Федерации.
Комиссия наделяется необходимыми полномочиями и после
завершения работы представляет Президенту Российской Федерации и
заинтересованным сторонам свои предложения.
3. В случае недостижения согласованного решения Президент
Российской Федерации, одна из сторон или обе стороны в случаях,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, вправе
обратиться с заявлением о разрешении спора в соответствующий суд
Российской Федерации.
Статья 18
1. Правительство Российской Федерации в соответствии со
статьей 44 Федерального конституционного закона "О Правительстве
Российской Федерации" рассматривает вопросы, связанные с
разногласиями между федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
принимает меры по их преодолению.
2. В случае необходимости разрешения спора Правительство
Российской Федерации может создать согласительную комиссию. В
решении о ее создании указываются ее цель, состав представителей
спорящих сторон и заинтересованных организаций, права комиссии на
получение соответствующей информации, порядок принятия
согласительной комиссией решений и внесения выработанных ею
предложений на рассмотрение Правительства Российской Федерации и
других органов исполнительной власти.
Статья 19
1. В отраслях и сферах, отнесенных к совместному ведению
Российской Федерации и ее субъектов согласно статье 72 Конституции
Российской Федерации, могут создаваться согласительные комиссии.
2. Согласительные комиссии образуются на основе совместного
решения соответствующих органов исполнительной власти Российской
Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации для рассмотрения разногласий и позиций по вопросам
компетенции органов государственной власти и подготовки
рекомендаций.
3. Рекомендации согласительных комиссий рассматриваются
органами исполнительной власти Российской Федерации и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Глава IV. ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ПАЛАТА
Статья 20
1. В целях рассмотрения разногласий и споров между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов для преодоления коллизионных и
конфликтных ситуаций создается Примирительная палата Российской
Федерации.
2. Примирительная палата Российской Федерации образуется
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из
числа представителей субъектов Российской Федерации, выдвигаемых
по решению их законодательных (представительных) органов, и
представителей Правительства Российской Федерации, федеральных
органов исполнительной власти, представителей научных и
общественных организаций.
Статья 21
1. Дата первого заседания Примирительной палаты Российской
Федерации устанавливается по решению Совета Федерации.
2. Примирительная палата Российской Федерации утверждает
регламент своей деятельности.
Статья 22
1. Примирительная палата Российской Федерации рассматривает
вопросы своей компетенции на пленарных заседаниях и в составе
специализированных коллегий.
2. Для рассмотрения конкретных споров в пределах своей
компетенции Примирительная палата Российской Федерации образует
коллегию в составе пяти членов палаты - по два, избранных
спорящими сторонами, и одного из числа представителей федеральных
органов государственной власти и организаций.
Статья 23
1. Примирительная палата Российской Федерации принимает
решения на пленарных заседаниях и в коллегиях на основе
консенсуса.
2. Решения, которые не приняты Примирительной палатой
Российской Федерации и образуемыми ею коллегиями на основе
консенсуса, принимаются большинством голосов членов палаты и
членов соответствующей коллегии.
3. Примирительная палата Российской Федерации вправе выносить
следующие решения: об исполнении сторонами предложений,
согласованных между ними; о признании сторон способными
самостоятельно разрешить спор; об обращении в соответствующие
органы государственной власти для применения мер ответственности к
сторонам, участвующим в споре; об обращении в судебные органы,
правомочные разрешить спор в пределах своей юрисдикции.
Глава V. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ПО РАЗРЕШЕНИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ КОЛЛИЗИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 24
1. Правительство Российской Федерации в соответствии со
статьей 44 Федерального конституционного закона "О Правительстве
Российской Федерации" вносит Президенту Российской Федерации
предложения о приостановлении действия актов органов
исполнительной власти.
2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать
своим указом действие актов органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов
Конституции Российской Федерации и федеральным законам,
международным обязательствам Российской Федерации или нарушения
прав и свобод человека и гражданина.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
чей акт приостановлен, должен в двухнедельный срок рассмотреть
указ Президента Российской Федерации и сообщить ему о принятых
мерах.
4. Если приостановленный акт не отменен или изменен, дело
рассматривается по предложению Президента Российской Федерации в
Конституционном Суде Российской Федерации или в Высшем Арбитражном
Суде Российской Федерации в соответствии с их юрисдикцией.
Статья 25
1. В случае невыполнения органами государственной власти
субъектов Российской Федерации федеральных законов Государственная
Дума по представлению Совета Федерации рассматривает вопрос о
временном приостановлении действия отдельных положений федеральных
законов на территории соответствующего субъекта Российской
Федерации.
2. В случае неисполнения органами государственной власти
субъекта Российской Федерации решения о бюджете, в случае
нецелевого использования бюджетных средств, в случае
неперечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств и в
иных случаях, закрепленных в статье 283 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, к нарушителям бюджетного законодательства
могут быть применены меры принуждения, предусмотренные статьей 282
Бюджетного кодекса Российской Федерации (блокировка расходов,
изъятие бюджетных средств и т.д.).
Статья 26
Правительство Российской Федерации рассматривает вопросы,
связанные с выполнением федеральными органами государственной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации соглашений о разграничении предметов ведения и
полномочий между ними. В случае невыполнения сторонами соглашений
принятых обязательств Правительство Российской Федерации вправе
принять необходимые меры в пределах своих полномочий.
Статья 27
1. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации могут обращаться к Президенту Российской Федерации и
Правительству Российской Федерации по поводу нарушений их
компетенции федеральными органами исполнительной власти и
требовать устранения этих нарушений и привлечения к
ответственности руководителей соответствующих федеральных органов
исполнительной власти.
2. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации вправе участвовать в рассмотрении органами
государственной власти Российской Федерации спорных вопросов,
касающихся интересов субъекта Российской Федерации.
3. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации могут обращаться в Конституционный Суд Российской
Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по поводу
нарушений их прав и законных интересов.
Статья 28
По взаимному согласию органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации разрешение коллизионной ситуации может быть
осуществлено путем: а) изменения полномочий органов
государственной власти и способов их взаимоотношений;
б) восстановления прежнего правового состояния в той или иной
сфере внутрифедеральных отношений; в) заключения новых или
изменения ранее действовавших договоров и соглашений между
федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) рассмотрения вопроса об изменении статуса субъекта Российской
Федерации в соответствии с частью 5 статьи 66 Конституции
Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Глава VI. ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Статья 29
1. Разрешение экономических споров между Российской Федерацией
и субъектами Российской Федерации регулируются в соответствии с
Арбитражно - процессуальным кодексом Российской Федерации.
2. Разрешение споров о компетенции между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются
в соответствии с Федеральным законом "О Конституционном Суде
Российской Федерации".
3. В случаях возникновения конфликтных ситуаций и открытого
противостояния органов государственной власти, общественных
организаций и иных структур во внутрифедеральных отношениях,
подрыва конституционных основ взаимоотношений органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, угрозы
конституционному строю, массовых нарушений законности Президент
Российской Федерации и Правительство Российской Федерации
принимают срочные меры в соответствии с их компетенцией.
4. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
вправе заслушивать объяснения представителей конфликтующих сторон
и информацию органов исполнительной власти. Совет Федерации
рассматривает план мероприятий по урегулированию конфликта между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и
преодолению кризиса на территории любого субъекта Российской
Федерации.
Статья 30
1. В соответствии с Законом Российской Федерации "О
чрезвычайном положении" и иными законодательными актами и с
согласия Совета Федерации Правительство Российской Федерации
решает вопрос об использовании внутренних войск Министерства
внутренних дел Российской Федерации и иных специальных
подразделений для преодоления открытого нарушения Конституции
Российской Федерации и федеральных законов, массовых беспорядков и
нарушений прав граждан в целях восстановления конституционных
институтов государственной власти.
2. Решение об использовании внутренних войск Министерства
внутренних дел России без введения чрезвычайного положения
принимаются Президентом Российской Федерации по предложению Совета
Безопасности по согласованию с Советом Федерации.
Статья 31
1. В случаях нарушения Конституции Российской Федерации и
федеральных законов, несоблюдения правовых актов федеральных
органов государственной власти Президент Российской Федерации как
гарант Конституции Российской Федерации правомочен в соответствии
с частью 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации
приостановить деятельность органа государственной власти субъекта
Российской Федерации и возложить его функции на другие органы
государственной власти до решения судебных органов.
2. В соответствии со статьей 78 Конституции Российской
Федерации Правительство Российской Федерации по согласованию с
органами государственной власти субъекта Российской Федерации
вправе создавать временные органы исполнительной власти,
региональные структуры федеральных органов исполнительной власти
на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации
для управления в конфликтных ситуациях системами жизнеобеспечения
населения и нормальной деятельности предприятий, учреждений и
организаций. Статус этих органов определяется положениями,
утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статья 32
Президент Российской Федерации и Правительство Российской
Федерации, федеральные органы исполнительной власти принимают меры
по защите конституционных органов власти и управления, местного
самоуправления по обеспечению режима законности в зоне конфликта,
организуют совместно с представителями государственных органов и
общественных организаций на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации подготовку и проведение выборов, разработку и
принятие законов и иных правовых актов.
Статья 33
Порядок введения чрезвычайного положения регулируется
Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОЦЕДУРАХ
ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗНОГЛАСИЙ И РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ МЕЖДУ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В Российской Федерации возникает немало противоречий между
органами государственной власти Федерации и ее субъектов. Эти
противоречия порождаются экономическими, политическими и иными
причинами и выражаются в различных формах. Нередко наблюдаются
острые столкновения интересов и позиций, приводящие к ослаблению
внутрифедеральных связей и единой государственной власти.
Затрудняется решение многих социально - экономических проблем.
Ситуация осложняется слабой урегулированностью общего порядка
рассмотрения коллизий и споров и отсутствием соответствующих
процедур.
Руководители и специалисты государственных органов не овладели
еще навыками легального предотвращения и разрешения споров. Все
это обусловливает необходимость подготовки и принятия Федерального
закона "О процедурах преодоления разногласий и разрешения споров
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
В основу законопроекта положена концепция гибкого
регулирования возникновения и развития коллизионных ситуаций и
применения в рамках общих и специальных процедур мер воздействия
для предотвращения и преодоления разногласий и споров во
внутрифедеральных отношениях.
Проект Закона состоит из 6 глав и 33 статей.
В законопроекте определены его цели и области применения с
учетом действия специальных законов, раскрыто содержание основных
нормативных понятий.
Закрепляется правовой режим предотвращения коллизий. В
частности, предлагается ввести правила "перехода компетенций" во
взаимоотношениях органов Федерации и ее субъектов.
В проекте Закона урегулирован порядок установления причин и
содержания разногласий и споров. Это позволит органам
государственной власти правильно ориентироваться и действовать в
коллизионных ситуациях.
В законопроекте впервые дается характеристика согласительных
процедур и порядка их использования. На разных стадиях развития
коллизий, конфликта можно будет находить согласованные решения.
Обосновывается необходимость создания Примирительной палаты,
которая вправе использовать разные способы достижения
договоренностей между сторонами.
В проекте Закона в общем виде регулируются судебные процедуры
разрешения споров. Причем сделаны отсылки к Федеральному
конституционному закону "О Конституционном Суде Российской
Федерации", к Федеральному конституционному закону "О
Правительстве Российской Федерации".
В законопроекте определены меры по разрешению разногласий и
споров между органами государственной власти Российской Федерации
и ее субъектов.
В целом проект Федерального закона призван содействовать
гармонизации внутрифедеральных отношений.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных средств
из федерального бюджета.
Приложение
к проекту
Федерального закона
"О процедурах преодоления
разногласий и разрешения
споров между органами
государственной власти
Российской Федерации
и органами государственной
власти субъектов
Российской Федерации"
СПРАВКА
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДАННОЙ СФЕРЕ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Общественные отношения, охватываемые проектом Федерального
закона "О процедурах преодоления разногласий и разрешения споров
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации" в
настоящее время регулируются:
1) Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде
Российской Федерации", действующим в части, не противоречащей
Конституции Российской Федерации;
2) Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в
Российской Федерации", действующим в части, не противоречащей
Конституции Российской Федерации;
3) Федеральным конституционным законом "О Правительстве
Российской Федерации", действующим в части, не противоречащей
Конституции Российской Федерации.
Принятие предлагаемого Федерального закона позволяет сократить
объем подзаконного правового регулирования, утвердить приоритет
актов высшей юридической силы - законов в данной сфере правового
регулирования.
Субъект права
законодательной инициативы
А.Н.АРИНИН
Приложение
к проекту
Федерального закона
"О процедурах преодоления
разногласий и разрешения
споров между органами
государственной власти
Российской Федерации
и органами государственной
власти субъектов
Российской Федерации"
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ОТМЕНЕ, ИЗМЕНЕНИЮ И ДОПОЛНЕНИЮ В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОЦЕДУРАХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
РАЗНОГЛАСИЙ И РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ МЕЖДУ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В случае принятия Федерального закона "О процедурах
преодоления разногласий и разрешения споров между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации" до
вступления его в силу необходимо внести изменения и дополнения в:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации в части санкций
дополнительного характера за невыполнение должностными лицами
положений указанного Федерального закона;
2) Уголовный кодекс Российской Федерации в части введения
нового состава преступления за невыполнение должностными лицами
положений указанного Федерального закона.
Субъект права
законодательной инициативы
А.Н.АРИНИН
Приложение
к проекту
Федерального закона
"О процедурах преодоления
разногласий и разрешения
споров между органами
государственной власти
Российской Федерации
и органами государственной
власти субъектов
Российской Федерации"
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
О РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ПРИНЯТИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОЦЕДУРАХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
РАЗНОГЛАСИЙ И РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ МЕЖДУ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В случае принятия Федерального закона "О процедурах
преодоления разногласий и разрешения споров между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации" должны быть
внесены изменения и дополнения в Федеральные законы "О нормативных
правовых актах" и "О порядке принятия федеральных конституционных
законов и федеральных законов", корреспондирующие с главой II
указанного Федерального закона.
Субъект права
законодательной инициативы
А.Н.АРИНИН
Приложение
к проекту
Федерального закона
"О процедурах преодоления
разногласий и разрешения
споров между органами
государственной власти
Российской Федерации
и органами государственной
власти субъектов
Российской Федерации"
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОЦЕДУРАХ
ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗНОГЛАСИЙ И РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ МЕЖДУ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие данного законопроекта не повлечет за собой выделение
дополнительных денежных средств.
Субъект права
законодательной инициативы
А.Н.АРИНИН
|