МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 8 декабря 1998 г. N 04-02-05/3
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело Ваше
письмо от 22.09.98 N 76 по вопросу предоставления налоговых
льгот банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим
кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого
предпринимательства, полученное из Аппарата Правительства
Российской Федерации, и сообщает следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993
года N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении во
взаимоотношениях бюджетов различных уровней" была предусмотрена
подобная льгота. В частности, была предусмотрена льготная ставка
налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере
8 процентов для коммерческих банков и страховых организаций
оказывающие профессиональные услуги малым предприятиям (за
исключением предприятий, осуществляющих снабженческо-сбытовую,
торговую или закупочную деятельность). Указанная льгота была
включена в статью 5 Закона Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" (изменения и дополнения
Федерального Закона от 31.12.95 N 227-ФЗ).
Как показала практика, указанный льготный порядок
налогообложения реального влияния на активизацию деятельности
предприятий малого бизнеса не оказал, вместе с тем создавалась
возможность для широкомасштабного уклонения от налогообложения
банков и страховщиков. Поэтому Федеральным законом от 10 января
1997 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций
указанная льгота отменена.
Следует отметить, что в целях поддержки малого
предпринимательства действующим законодательством уже
предусмотрена льгота по освобождению от налога на прибыль в
первые два года и снижению ставки налога в последующие два года
малых предприятий, осуществляющих производство и переработку
сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных
товаров, товаров народного потребления, строительных материалов,
медицинской техники, лекарственных средств и изделий
медицинского назначения, строительство объектов жилищного,
производственного, социального и природоохранного назначения
(включая ремонтные работы). Однако, указанная льгота не
эффективна: малые предприятия, как правило, функционируют только
в период действия налоговой льготы, но по окончании льготного
периода прекращают свое существование, и оставляемая в их
распоряжении прибыль не используется на развитие производства. В
случае предоставления льготы еще и банкам, сформируется канал
безналоговой перекачки средств, привлеченных банками в сферу
потребления.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что одним
из основных направлений налоговой политики Правительства
Российской Федерации является сокращение льгот и исключений из
общего режима налогообложения, по нашему мнению, в сложившейся
ситуации расширять перечень льгот по налогу на прибыль
нецелесообразно.
Кроме того, сообщаем, что в соответствии с Федеральным
законом от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
(статья 10) малым предприятиям предоставлено право применять
механизм ускоренной амортизации основных производственных
фондов, а также дополнительно списывать как амортизационные
отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных
средств со сроком службы более трех лет. Данная норма также была
предусмотрена в целях оказания влияния на повышение
инвестиционной активности предприятий малого бизнеса.
Предприятия малого бизнеса вправе применять инвестиционную
льготу, предусмотренную подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций".
В настоящее время Правительством Российской Федерации
рассматриваются возможности снятия ограничений в отношении
льготы по налогу на прибыль на финансирование капитальных
вложений.
Руководитель Департамента
налоговой политики - член Коллегии А.И.Иванеев
|