ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 1998 г. No. 6706/98
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации на решение от 21.01.98, постановление апелляционной
инстанции от 11.03.98 Арбитражного суда Псковской области по делу
No. А52/3366/97/2 и постановление Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа от 05.05.98 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего
протест, Президиум установил следующее.
Совместное предприятие "Закрытое акционерное общество "АГС"
(далее - СП "АГС") обратилось в Арбитражный суд Псковской области
с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Пскову о
признании недействительным ее решения от 01.08.97 No. 8626 о
взыскании лицензионного сбора за право оптовой торговли
алкогольной продукцией, пеней за несвоевременную уплату сбора в
бюджет и штрафа за оптовую торговлю алкогольной продукцией без
лицензии.
Решением от 21.01.98 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.03.98 решение
оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановлением от 05.05.98 отменил названные судебные акты в части
взыскания государственной пошлины с налоговой инспекции, в
остальной части оставил их в силе.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации предлагается все указанные судебные акты отменить, в
удовлетворении иска отказать.
Президиум считает, что протест подлежит частичному
удовлетворению с направлением дела на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки СП "АГС"
Государственной налоговой инспекцией по городу Пскову установлено,
что предприятие осуществляло оптовую продажу алкогольной продукции
без лицензии. Объем реализованной продукции в пересчете на
абсолютный алкоголь составил не более 0,02 миллиона декалитров в
год.
По результатам проверки принято решение от 01.08.97 No. 8626,
на основании которого истцу начислено 218244500 рублей
лицензионного сбора, 34243500 рублей пеней за несвоевременную
уплату лицензионного сбора в бюджет и 834900000 рублей штрафа за
оптовую торговлю алкогольной продукцией без лицензии.
Удовлетворяя иск, суд сослался на то, что постановление
Правительства Российской Федерации от 28.02.98 No. 197 "О введении
платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и
оптовую продажу алкогольной продукции", которым был предусмотрен
порядок лицензирования деятельности по производству и обороту
алкогольной продукции, а также ответственность за нарушение этого
порядка, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации
от 18.02.97 было признано неконституционным. Действующим на момент
проверки законодательством не предусмотрено лицензирования
деятельности по реализации алкогольной продукции с оборотом, не
более 0,02 миллиона декалитров в год.
Данные выводы суда не соответствуют требованиям действующего
законодательства.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации налоги и
сборы, подлежащие уплате в федеральный бюджет, устанавливаются
федеральными законами.
Из материалов дела следует, что проверка предприятия истца
производилась за период с 01.04.96 по 31.12.96.
На тот момент вступил в действие Федеральный закон от 22.11.95
No. 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта и алкогольной продукции".
Согласно статье 4 названного Закона установление порядка
лицензирования на территории соответствующего субъекта Российской
Федерации деятельности по производству и обороту этилового спирта
и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 6
процентов от объема единицы алкогольной продукции или с объемом
указанных производства и оборота в пересчете на абсолютный
алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в год и осуществление
лицензирования указанных видов деятельности отнесено к ведению
субъектов Российской Федерации.
В надзорную инстанцию представлено Положение о лицензировании
деятельности по производству и обороту этилового спирта и
алкогольной продукции в области, утвержденное постановлением
администрации Псковской области от 27.03.96 No. 93.
Указанный документ не был предметом рассмотрения судебных
инстанций.
Таким образом, судебные акты о признании недействительным
решения налоговой инспекции в части взыскания лицензионного сбора
приняты по недостаточно исследованным обстоятельствам.
Взыскание штрафа в 10000-кратном размере минимальной месячной
оплаты труда за оптовую торговлю алкогольной продукцией без
лицензии было предусмотрено постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.02.95 No. 197, которое постановлением
Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97 признано
неконституционным, в связи с чем для взыскания штрафа оснований не
имеется.
Начисление пеней за несвоевременную уплату лицензионного сбора
не было предусмотрено ни указанным постановлением Правительства
Российской Федерации, ни каким-либо другим нормативным актом.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
решение от 21.01.98, постановление апелляционной инстанции от
11.03.98 Арбитражного суда Псковской области по делу
No. А52/3366/92/2 и постановление Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа от 05.05.98 по тому же делу в части
признания недействительным решения Государственной налоговой
инспекции по городу Пскову о взыскании с совместного предприятия
"Закрытое акционерное общество "АГС" лицензионного сбора отменить
и дело в этой части направить на новое рассмотрение.
В остальной части названные судебные акты оставить без
изменения.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ
|