КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 1998 г. N 13
Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления
прогнозирования и развития системы образования В.М. Зуева об
основных направлениях совершенствования системы образовательной
статистики, коллегия отмечает, что в условиях децентрализации и
диверсификации системы образования, усложнения организационной
структуры образования, развития новых демократических методов
управления требуется значительно более широкая, объективная и
оперативная, по сравнению с имеющейся, статистическая информация,
необходимая для массового пользователя, образовательных
учреждений, органов управления образованием всех уровней в целях
выработки и принятия обоснованных решений.
В последнее время осуществляется ряд мер по совершенствованию
системы государственного статистического наблюдения в области
образования. В 1998 году созданы Центр образовательной статистики
на базе Научно - исследовательского института высшего образования
и Главный информационно - вычислительный центр на базе Московской
государственной академии приборостроения и информатики.
В рамках НИОКР по Федеральной целевой программе "Развитие
образования в России" рядом научно - исследовательских организаций
министерства и Российской академии образования в 1997 - 1998 годах
ведется разработка комплексной темы "Измерители в системе
образования, формирование индикаторов (качественных и
количественных) и процедур мониторинга общего и профессионального
образования".
Разработан и согласован с Госкомстатом России перечень
показателей статистики, отражающий основные аспекты системы
образования.
Однако проводимые работы пока не дают ощутимых результатов.
Имеющаяся государственная и ведомственная система образовательной
статистики по своей информационной насыщенности, технологиям сбора
и обработки информации, предоставления ее пользователям не
соответствует новым требованиям.
Отсутствует целый ряд показателей, характеризующих
качественное состояние образования, его финансовую базу,
соответствие размеров и структуры подготовки работников различных
категорий спросу на них на рынке труда. Используемые показатели и
индикаторы не отвечают задачам сопоставительного анализа состояния
российской и зарубежных систем образования, затрудняют проведение
других аналитических разработок. Процедуры и технологии сбора
государственной и ведомственной образовательной статистики
построены на устаревших подходах.
Нет четкости в определении круга задач, обязанностей и
ответственности отдельных структурных подразделений министерства
по сбору и обработке статистической информации, созданию локальных
баз данных, реализации их в своей практической деятельности. В
недостаточной мере статистические данные используются в целях
оценки финансового состояния и совершенствования организационно -
экономического механизма образования, разработки его нормативной
базы.
Недостаточно активно ведется работа по научно - методическому
обеспечению формирования и функционирования системы
статистического наблюдения в сфере образования.
Коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию об основных направлениях
совершенствования системы образовательной статистики. Считать
работы по совершенствованию статистического наблюдения в сфере
образования приоритетными для структурных подразделений
министерства и подведомственных организаций.
Возложить ответственность за аналитическую интерпретацию
статистической информации по разным уровням и видам образования на
соответствующие функциональные подразделения министерства, а в
целом по системе образования - на Управление прогнозирования и
развития системы образования (Зуева В.М.).
2. Управлению прогнозирования и развития системы образования
(Зуеву В.М.), Научно - исследовательскому институту высшего
образования (Савельеву А.Я.), Московской государственной академии
приборостроения и информатики (Михайлову Б.М.) разработать до
10 января 1999 г. межведомственную Программу "Совершенствование
образовательной статистики", предусмотрев в ней ряд проектов,
финансируемых из средств кредитов Международного банка
реконструкции и развития.
3. Управлению прогнозирования и развития системы образования
(Зуеву В.М.), Управлению экономики (Боровскому Г.В.) совместно с
заинтересованными подразделениями министерства и другими
организациями подготовить к 15 февраля 1999 г. проект
постановления Правительства Российской Федерации о
совершенствовании национальной образовательной статистики,
предусматривающий введение с 1 января 2000 года новой системы
показателей развития системы образования в Российской Федерации,
упорядочение структуры сбора, передачи и обработки государственной
статистической отчетности в сфере образования, внедрение в этой
области современных информационных технологий.
4. Научно - исследовательскому институту высшего образования
обновить и доработать до 15 февраля 1999 г. систему показателей
развития образования в России.
5. Московской государственной академии приборостроения и
информатики разработать до 15 января 1999 г. технологические схемы
формирования и обработки информационных потоков, включая
программное обеспечение, по источникам получения информации и
уровням образования с учетом необходимости формирования локальных
баз данных в структурных подразделениях министерства и
региональных органах управления образованием.
6. В целях координации работ по анализу существующего
состояния системы образовательной статистики, выработки
рекомендаций по ее совершенствованию создать рабочую группу из
числа сотрудников министерства, Госкомстата России, других
заинтересованных организаций и учреждений (приложение) <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
7. Координацию всех работ по формированию системы
образовательной статистики возложить на Управление прогнозирования
и развития системы образования, а их научное обеспечение - на
Научно - исследовательский институт высшего образования.
8. Управлению прогнозирования и развития системы образования
представить коллегии информацию о ходе выполнения работ по данному
вопросу к 1 апреля 1999 г.
9. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
заместителя Министра В.А. Болотова.
Председатель коллегии
В.ФИЛИППОВ
|