ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 декабря 1998 года
Дело No. 71-Г98-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Макарова Г.В.,
Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании от 7 декабря 1998 г. дело по
жалобе Каплунова Анатолия Ипполитовича на отказ окружной
избирательной комиссии г. Калининграда и избирательной комиссии
Калининградской области в регистрации для участия в выборах на
должность главы города (мэра) г. Калининграда 6 октября 1996 г. и
11 октября 1998 г. и возмещении морального вреда по кассационной
жалобе А.И. Каплунова на решение судебной коллегии по гражданским
делам Калининградского областного суда от 9 октября 1998 г.,
которым в удовлетворении требований А.И. Каплунову отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Г.В. Манохиной, объяснения председателя окружной избирательной
комиссии С.А. Лунева, заключение помощника Генерального прокурора
Российской Федерации М.М. Гермашевой, полагавшей решение суда
оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
А.И. Каплунов обратился в суд с жалобой на действия окружной
избирательной комиссии по выборам главы города (мэра) Калининграда
6 октября 1996 г. и 11 октября 1998 г. и избирательной комиссии
Калининградской области, ссылаясь на то, что были нарушены его
избирательные права. В подтверждение требований указал, что в 1996
г. был выдвинут избирателями кандидатом на должность главы города
Калининграда. Выборы состоялись 6 октября 1996 г. 5 сентября 1996
г. в 6 ч утра сгорел принадлежавший ему автомобиль со списками
избирателей, отдавших подписи в его поддержку. В связи с тем, что
списки избирателей с их подписями были уничтожены, а 5 сентября
1996 г. в 24 ч заканчивался срок регистрации кандидатов на
должность главы г. Калининграда, Каплунов А.И. обратился в
окружную и избирательную комиссии Калининградской области с
заявлением о случившемся.
Однако эти обращения не привели к положительному результату,
срок для сбора подписей избирателей не был продлен. К 23 ч 40 мин
5 сентября вновь были собраны подписные листы с подписями
избирателей, но до нормы, утвержденной окружной избирательной
комиссией, не доставало 200 подписей избирателей, по этой причине
Каплунов не был зарегистрирован в качестве кандидата на должность
главы города Калининграда и не был допущен к участию в выборах.
Никаких мер избирательные комиссии к защите его конституционных
прав избирать и быть избранным не приняли, ответов на его
заявления не дали.
В жалобе Каплунов ссылается на нарушение его избирательных
прав при избирательной кампании по выборам главы города
Калининграда 11 октября 1998 г. В сентябре 1998 г. он обратился в
избирательную комиссию с заявлением о регистрации его кандидатом
для участия в выборах 11 октября 1998 г., но это сделано не было.
А.И. Каплунов просил суд взыскать в его пользу моральный вред,
причиненный действиями и бездействиями избирательных комиссий.
Представители областной и окружной избирательных комиссий с
требованиями А.И. Каплунова не согласились, указав, что нарушений
действующего избирательного законодательства допущено не было.
Каплунов не мог быть зарегистрирован в качестве кандидата на
должность главы (мэра) г. Калининграда для участия в выборах 1996
и 1998 г., поскольку не представил необходимое количество подписей
избирателей, собранных в его поддержку, и другие необходимые
документы. Продлить ему срок для сбора подписей избирателей в
связи с пожаром не было возможности, поскольку законодательство не
представляет такой возможности.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого
просит в кассационной жалобе А.И. Каплунов, считая его
неправильным. По мнению А.И. Каплунова, решение суда противоречит
Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. No. ФЗ-124, но он
выполнил все требования Закона для того, чтобы его
зарегистрировали в качестве кандидата на должность Главы города
Калининграда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по
следующим основаниям.
Согласно ст. 32 Федерального закона Российской Федерации "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме", принятого Государственной Думой 5 сентября 1997 г.,
кандидаты (списки кандидатов) при наличии необходимого количества
подписей избирателей, собранных в их поддержку, регистрируются
соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению
кандидата о самовыдвижении, а также представлению отдельных
избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков,
выдвинувших кандидатов (списки кандидатов), при наличии заявлений
кандидатов об их согласии баллотироваться по данному
избирательному округу.
В ст. 18 Закона Калининградской области, принятого
Калининградской областной Думой 21 декабря 1995 г., предусмотрено:
1. Лицо, выдвинутое группой избирателей, граждане, входящие в
состав данной группы или избирательного объединения, представляют
на регистрацию в окружную избирательную комиссию следующие
документы:
- заявление кандидата о своем согласии баллотироваться по
данному избирательному округу;
- не менее установленного числа подписей избирателей в
поддержку кандидата;
- протокол собрания членов инициативной группы или протокол
конференции, собрания избирательного объединения по выдвижению
кандидата.
В представленных документах указывается принадлежность
кандидата к какому-либо избирательному объединению либо он
участвует в выборах как независимый кандидат.
Необходимые для регистрации кандидатов документы
представляются в окружную избирательную комиссию не позднее 301
дня до выборов.
Судом установлено, что А.И. Каплунов не представил в окружную
избирательную комиссию по выборам главы г. Калининграда 6 октября
1996 г. и 11 октября 1998 г. в установленные сроки подписи
избирателей, собранных в его поддержку, т.е. не выполнил
требование Закона, которое необходимо для регистрации его в
качестве кандидата на должность главы г. Калининграда. При таких
данных суд пришел к правильному выводу о том, что избирательными
комиссиями не было допущено никаких нарушений и они действовали в
соответствии с действующим избирательным законодательством.
Правильным является и вывод суда о том, что избирательная
комиссия была не вправе зарегистрировать его в качестве кандидата
на должность главы города Калининграда по выборам 6 октября 1996
г. или продлить ему срок для сбора подписей избирателей в его
поддержку в связи с тем, что подписные листы с подписями
избирателей были уничтожены в сгоревшем автомобиле, поскольку
законодательством такое право избирательной комиссии не
предоставлено.
В соответствии со ст. 4 Закона Калининградской области "О
выборах глав муниципальных образований Калининградской области" 11
июля 1998 г. в "Калининградской Правде" было опубликовано решение
городского Совета депутатов г. Калининграда от 2 апреля 1998 г. о
назначении выборов главы города на 11 октября 1998 г. в связи со
смертью ранее избранного мэра и было указано, что выдвижение
кандидатов начинается с момента опубликования названного решения
городского Совета депутатов г. Калининграда и заканчивается не
позднее чем за месяц до дня выборов, т.е. 10 сентября 1998 г. в 24
ч. В газете "Калининградская Правда" за 11 июля 1998 г. также был
опубликован порядок выдвижения кандидатов на должность главы
города Калининграда и сбора подписей в их поддержку.
Судом установлено, что Каплунов представил в окружную
избирательную комиссию г. Калининграда уведомление о начале сбора
подписей избирателей в поддержку своего выдвижения кандидатом на
должность главы города Калининграда, но подписные листы с
подписями избирателей в окружную избирательную комиссию так и не
представил.
С учетом изложенного суд обоснованно сделал вывод о том, что
окружная избирательная комиссия не имела права зарегистрировать
Каплунова в качестве кандидата на должность главы города
Калининграда.
Суд правильно признал неосновательной ссылку Каплунова на то,
что он мог быть зарегистрирован избирательной комиссией на
основании подписей избирателей, собранных им в 1996 г., указав,
что сбор подписей избирателей должен производиться после
опубликования в средствах массовой информации сообщения о
проведении выборов 11 октября 1998 г. и уведомления о начале сбора
подписей избирателей в избирательную комиссию.
Довод кассационной жалобы о том, что избирательная комиссия не
зарегистрировала Каплунова как претендента в кандидаты, не выдала
ему регистрационного удостоверения об этом после того, как он
уведомил ее о выдвижении его кандидатом на должность главы города
Калининграда, и поэтому он не имел права на сбор подписей
избирателей в его поддержку, ошибочен, противоречит требованиям
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и
Закону Калининградской области "О выборах глав муниципальных
образований Калининградской области".
Согласно ст. 29 названного Закона выдвижение кандидатов
непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а
также по инициативе избирателей, обладающих активным избирательным
правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об
этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться
регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку
кандидатов.
Л.И. Каплунов был выдвинут кандидатом на должность главы
города Калининграда непосредственно избирателями, и его выдвижение
должно было производиться с соблюдением требований ст. 29
Федерального закона, принятого Государственной Думой 5 сентября
1997 г.
Регистрация избирательной комиссией выдвинутого кандидата в
качестве претендента на должность кандидата не предусмотрена.
Довод жалобы о нарушении избирательной комиссией п. 4 ст. 30
указанного Федерального закона, согласно которому избирательная
комиссия в трехдневный срок заверяет списки кандидатов, выдвинутых
избирательным объединением, избирательным блоком, после этого
начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых
кандидатов (списков кандидатов), несостоятелен. Названная норма
регулирует выдвижение кандидатов избирательными объединениями,
избирательными блоками и не имеет отношения к порядку выдвижения
кандидатов непосредственно избирателями.
Обоснованно суд указал на то, что А.И. Каплунов пропустил
предусмотренный ст. 239.5 ГПК РСФСР срок обжалования действий
окружной избирательной комиссии по выборам главы (мэра) г.
Калининграда в 1996 г.
Следует согласиться и с выводом суда о том, что окружная и
областная избирательные комиссии не лишали Каплунова возможности
обратиться в суд с требованиями об обжаловании их действий,
поскольку действующее законодательство не предусматривает
предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии
перед обращением в суд с жалобой по вопросам нарушения
избирательных прав граждан.
Правильным является вывод суда о том, что публикации в газете
"Калининградская Правда" "Недолго полыхала "Тойота", "Пятнадцатый
был лишним" в связи с выборами 1996 г. носили информационный
характер, в них высказывались суждения о несовершенстве
избирательного законодательства и избирательные комиссии не были
обязаны давать ответ на эти публикации.
В связи с тем, что судом установлено, что избирательными
комиссиями не было допущено нарушений избирательных прав Каплунова
А.И., суд обоснованно отказал Каплунову и в требовании о взыскании
морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК
РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение судебной коллегии по гражданским делам
Калининградского областного суда от 9 октября 1998 г. оставить без
изменения, кассационную жалобу А.И. Каплунова оставить без
удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Судьи
Г.В.МАКАРОВ
Т.И.ЕРЕМЕНКО
|